Валентина Кудрикова
Валентина Кудрикова 10 июля 2017

«Ни бизнес, ни деньги не приносят такой радости, как дети» 

0
1364
0

О Матвейке многодетная приемная мама Ольга Диль из Краснодарского края узнала из поста волонтеров в соцсетях. Почти полностью незрячий мальчик ждал перевода из дома ребенка в закрытое учреждение для детей-инвалидов. В свои пять лет «слепенький котенок Матвейка», как назвали его волонтеры, весил около 14 килограммов, а по развитию тянул разве что на годовалого. Вместе с детьми Ольга месяц следила за его судьбой, плакала и молилась, чтоб у малыша появилась мама. А потом оформила документы и отправилась в далекий Череповец знакомиться с мальчиком. Спустя месяц Матвей приехал в дом семьи Диль в станице Светлый Путь. 

д0семья

Ольга признается, что ее жизнь – это жизнь ее детей. Все фото — из семейного архива Диль.

О том, каково это – решиться принять в большую семью незрячего ребенка-инвалида, об особенностях реабилитации и о том, как налажен быт в семье из десяти человек, Ольга рассказала корреспонденту  фонда «Измени одну жизнь».

Матвей стал видеть 

Это похоже на чудо, но за год в семье Диль Матвей стал видеть: исчезла пленка, закрывавшая правый глаз. «У Матвея было два сложных офтальмологических диагноза – объясняет Ольга. – Мы ездили в Краснодар, консультировались у хороших врачей, планировали операцию. Но накануне Матвей заболел и не попал к хирургу. Операцию несколько раз откладывали: все время не складывались какие-то обстоятельства. А потом мы заметили, что пленка на правом глазу ушла сама! Однажды Матвей вышел на середину храма и стал смотреть вверх, под купол. Тогда мы и поняли, что он стал видеть… Бог творит чудеса».

Семья Диль – православная: все соблюдают посты, каждое воскресенье ходят в храм, совершают паломничества. «Дети сами тянутся к Богу, я никого не заставляю и ни к чему не принуждаю. Наоборот, они мне могут сказать: «Мама, собирайся, служба скоро начнется!» Вера изменила их жизнь, и дети это понимают. Они молятся и за своих кровных родителей», – рассказывает приемная мама.

Всего у Ольги Диль 12 детей: старшая кровная дочь – от мужа, а остальные приемные – Ольга называет их «Богом данные». «Каждого ребенка, в том числе и Матвея, мы брали в семью по благословлению моего духовника, — рассказывает Ольга. — Восемь детей живут сейчас со мной, остальные радуют своими приездами. Правда, не так часто, как хотелось бы».

д1

Ольга с  младшими мальчиками. 

Матвей пришел в семью Диль 24 июля 2016 года, в день ангела своей новой мамы, Ольги. Познакомившись с Матвеем, Ольга поняла, что будет нелегко: «Фактически ребенок был в «овощном» состоянии… То, что он куда-то смотрит, было видимостью – Матвей ни на что и ни на кого не реагировал. В свои пять лет он ходил в памперсах, не мог самостоятельно есть, совершенно не понимал обращенную к нему речь, не знал даже своего имени. Были и признаки аутичного расстройства, два порока сердца, расстройство мочевой системы. Матвей был глубоком инвалидом, и мне было очень страшно. Дома я показала его фотографии и видео детям, и те ни на секунду не усомнились в правильности выбранного решения забрать Матвея».

Уже за первые полгода дома малыш вырос на целых 20 сантиметров! «Он сразу полюбил молоко – настоящее, деревенское. Здоровое питание, кубанское солнышко – Матвей сразу пошел в рост, конечно, с Божьей помощью», – радуется мама.

Z20_tJf0gd8Постепенно наметились и другие позитивные изменения. Сегодня, спустя год, Матвей узнает маму, всех братьев и сестер, умеет самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться, складывает игрушки и даже уносит за собой посуду со стола и ставит ее в раковину. Очень активный, все время двигается. Матвей еще не говорит, но уже хорошо поет – подпевает маме, причем отлично интонирует и точно передает мелодию.

Матвейка хорошо знает, где во дворе качели (у семьи Диль большой дом, во дворе есть детская и спортивная площадка), обожает купаться – с радостью бежит к надувному бассейну. Он постоянно путешествует с семьей – на природу, на шашлыки и, конечно, на море (от станицы Светлый Путь, где живут Диль, до побережья — около 40 километров).

«Вытащить Матвея из моря просто невозможно, – рассказывает мама. – Он изо всех сил показывает – отпустите меня, я хочу купаться! Конечно, наша семья с появлением Матвея стала менее мобильной, чем раньше. С ребенком-инвалидом передвигаться намного сложнее. Но все старшие дети с удовольствием возятся с ним. Особенно хорошо получается у Данилы – ему сейчас 14, и вместе с Матвейкой они выглядят очень трогательно: высокий усатый парень и малыш. Именно Данил ездил со мной в Череповец за малышом».

«Иногда было так тяжело, что хотелось застрелиться…» 

Ольга Диль признается, что ни в детстве, ни в юности не мечтала о большой семье. Жила в Новокузнецке, растила дочь, занималась бизнесом, связанным с недвижимостью, неплохо зарабатывала и даже не задумывалась о приемных детях.

д7 мальчики

До моря — 40 км. И семья старается почаще преодолевать это расстояние.

«В 2007 году мы переехали на Кубань, — говорит Ольга. — Удивительное совпадение: день, когда я впервые ступила на кубанскую землю, выйдя из вагона поезда, – это день рождения Никиты и Максима, моих будущих сыновей. Моя тогда еще единственная дочь Олеся окончила юридический колледж и сказала, что хочет вернуться в Новокузнецк, продолжать образование там, общаться со старыми друзьями. Я поняла, что если она уедет, то я останусь совсем одна. Все, что я делала в жизни, было для нее. Земля уходила из-под ног. Но ведь можно повторить все сначала. Тогда и задумалась еще об одном ребенке, захотела стать матерью маленькой девочки».

Несмотря на вдруг начавшийся полиартрит, Ольга подала заявление в местный отдел опеки и попечительства. «Из-за одолевшей меня болезни я начала ходить в храм, однажды поехала в Свято-Троицкий монастырь в поселке Приазовский, — рассказывает Ольга. — Там увидела чудесного мальчика, настоящего ангела с длинными ресницами, и поняла, что хочу стать приемной мамой именно для мальчика. Встала на колени перед иконой Николая Чудотворца, и попросила его о помощи».

Из этого монастыря через пять лет к Ольге попали дети. «Уже через два дня после возвращения из паломнической поездки мне позвонили из местного отдела опеки и сказали: «У нас есть три мальчика, которым нужна мама, мы вспомнили о вас и решили предложить вам познакомиться с ними, – рассказывает Ольга. – Я в этот момент как раз стригла клиентку – у меня была своя парикмахерская. Даже ножницы выронила. Я не сомневалась, что это Божий промысел, поэтому сразу сказала: «Оформляйте». Мы познакомились, и я сразу поняла, что это мои дети».

Младшему из мальчиков, Коле, на тот момент было только 9 месяцев, старшим, близнецам Максиму и Никите, – по 4 года. Их мать лишили родительских прав. Ольга взяла под опеку всех троих, а чуть позже выяснилось, что у ребят есть еще и старший брат Данил. Он жил под опекой у бабушки, а через 4 года все-таки попал в семью Диль.

«Первый год был настолько тяжелым, что иногда мне просто хотелось застрелиться, – признается приемная мама. – Конечно, я утрирую, но Коля очень часто болел (диагностировали рахит и дистрофию, были постоянные ангины с температурой за 40) и поначалу отставал в развитии: начал ходить в полтора года, а говорить – в три. Никита оказался астматиком – дважды он чуть не умер у меня на руках. Я постоянно лечила их всех – забыла даже о своем полиартрите, он просто исчез на фоне других забот. Я благодарна дочери – она тогда не уехала, а стала мне помогать. Помню, что она вместе с мальчишками лежала в больнице и умудрялась сдавать госэкзамены в колледже».

Через год Ольга встретила старого друга Валерия, которого не видела много лет. Спустя три недели они поженились. Только после этого дочь Олеся осуществила свое желание и уехала в Новокузнецк – сейчас она научный сотрудник музея, учится на педагога на истфаке университета, недавно вышла замуж.

А Ольга и Валерий стали вместе воспитывать детей. Супруги построили большой дом в 300 квадратных метров, организовали хорошую спортивную площадку во дворе, игровую и «ученическую» комнату, отдельное помещение для развлечений, баню. «Я бы хотела, чтобы дом был нашим семейным гнездом, — говорит Ольга, — чтобы всем выросшим детям было в нем место».

Жизнь постепенно наладилась. Сыновья росли, с удовольствием занимались гимнастикой и музыкой. Ольга, которая в детстве училась и в спортивной, и в музыкальной школе, помогала им.

А «бесперспективный», по мнению некоторых врачей, Николай сейчас отлично развивается, недавно даже стал победителем регионального конкурса чтецов. Действительно, стихи он читает так, что на глазах у взрослых появляются слезы. «Золотой пацан», – с радостью и гордостью говорит о нем мать.

Стихи и дети  

Несколько лет спустя в семье появились две девочки – сестры Катя и Света. «Их путь в наш дом тоже был связан с чудесным совпадением, — говорит Ольга. – Как-то раз мне на глаза попалась книжка стихов, написанных детьми. В ней было, в том числе, и стихотворение некой Светы Серебровой, со словами: «Я не бывала в храме». Я была под сильным впечатлением от стихов, звонила даже редактору книги с просьбой связать меня с этой девочкой, чтобы я могла сводить ее в храм. А спустя некоторое время мне позвонили из отдела опеки и спросили, не хочу ли я случайно познакомиться с девочкой Катей Серебровой. Ей тогда было 9 лет, и она пережила отказ от нее приемной семьи – родители не справились с воспитанием и вернули ее в реабилитационный центр».

д6никита и катя

Никита и Катя.

Выяснилось, что Катя – это младшая сестра той самой Светы Серебровой, автора стихотворения. Их мать была лишена родительских прав. Отец же в силу тяжелой инвалидности (он потерял ноги в результате болезни) не мог оформить опеку над детьми, но до конца жизни пытался заботиться о них. Например, незадолго до смерти попросил своего приятеля помочь ему отвезти девочкам подарки – велосипеды.

Скоро обе девочки стали жить в большой семье Диль. С Катей, по словам Ольги, было непросто: травмирующий жизненный опыт давал о себе знать, имелись серьезные проблемы с поведением. Света же, которой на момент прихода в семью было 13 лет, влилась в дом достаточно легко. Сейчас ей 17, и она настоящая гордость матери: учится в 11 классе, отличница, не раз получала похвальные листы и грамоты за успехи в учебе, трижды была выбрана «Лучшим учеником школы». Делает большие успехи в музыке – успешно осваивает фортепиано, прекрасно поет, а недавно стала победительницей конкурса чтецов «Открытый микрофон» по Краснодарскому краю.

Ольга считает дочерьми не только Катю и Свету, но и их тетю Настю, которая тоже рано осталась без матери. «Она приехала в Краснодар поступать в педуниверситет и пришла к нам в дом, — рассказывает Ольга. – У девочки сложная судьба. Официально она не была у меня под опекой, но я очень ее полюбила и считаю дочерью. Слава Богу, сейчас у Насти все хорошо: она учится в университете, работает, сама снимает квартиру в Краснодаре, помолвлена с прекрасным парнем».

«Саша и Олег прятались в доме, чтобы их не увезли к кровной маме» 

Спустя полгода в семью совершенно внепланово пришли еще двое братьев-близнецов – трехлетние Олег и Саша. «Максим и Никита попали в больницу с пневмонией, – рассказывает Ольга. – Мы пришли их навестить, в больницу из-за карантина нас не пустили. Общаясь с детьми, я увидела, как из-под подоконника то и дело выпрыгивают два малыша – рыжие кучерявые сорвиголовы, похожие друг на друга, как две капли воды. Сыновья рассказали мне, что у них нет мамы, стали просить забрать Олега и Сашу к нам. В больнице мальчишки, несмотря на трехлетнюю разницу в возрасте, очень сдружились – чуть ли не спали в одной кровати. Я сопротивлялась, но от судьбы, видно, не уйти».

д2никита

Никита.

Сразу трое трехлетних малышей в доме плюс двое дошкольников, да двое школьников – это серьезное испытание для матери. «Я называла моих трехлеток тройняшки, то есть двойняшки и Коля», — вспоминает Ольга.

Дети были болезненные, водить их в садик не получилось. Ольга организовала детсад на дому – оборудовала комнату для занятий, учила их сама. «Было тяжело, но я понимала, что все это не зря, что раз я взяла детей, то должна не просто накормить и одеть-обуть их, но и научить всему, что знаю и умею сама», – говорит Ольга. Старшие дети ходили в школу.

Мальчики Саша и Олег прожили с Ольгой год. «Однажды в отделе опеки нам сообщили, что их кровная мать восстановилась в родительских правах, дети должны переехать к ней, – рассказывает приемная мама. – Я все понимаю, это родная кровь, и хорошо, что семья воссоединилась, но как же было тяжело расставаться! Я неделю психологически готовила к этому детей – и тех, что должны были уйти, и тех, что оставались… Тяжело было всем. Мы никак не могли уговорить детей выйти из машины… Через полтора часа пришлось сделать это насильно – я думала, сердце разорвется… С тех пор прошло два года, в течение которых Олег и Саша жили на два дома – ездили от нас к кровной матери и назад. Их кровати до сих пор стоят на прежнем месте. Они были и остаются моими».

А через неделю после отъезда близнецов в семью пришли 16-летний Олег и 13-летний Алеша. «До нас братья жили в приюте при Свято-Троицком Патриаршем подворье в поселке Приазовский и, естественно, что наша православная семья забрала их к себе, — говорит Ольга».

«Катя и Кристина ушли, но остались моими детьми» 

Были и другие серьезные потери. 16-летняя Кристина, ровесница Светы, которая попала в семью Диль в 2014 году, почему-то сдружилась с Катей, в результате обе девочки ушли из семьи, решив, что им будет лучше в детском доме, что им нужна другая жизнь.

«Как-то мы отправили Катюшу в оздоровительный лагерь на три недели, – рассказывает Ольга. – Она вернулась оттуда совершенно другим человеком: ругалась, вызывающе разговаривала. Я воспитываю детей в православных традициях: у нас девочки ведут себя скромно. Все дети выполняют простую домашнюю работу, читают молитвы, соблюдают посты… Я никого не принуждаю – они сами этого хотят. Катя и Кристина просто не захотели жить по нашим правилам, и я не вправе их осуждать, это их выбор и их решение».

д4кристина

Кристина печет блины.

Однажды утром, когда у Олега был день рождения, они оделись и ушли как будто бы в школу, но домой не вернулись. Девочек нашли, и в дом к Диль потянулись проверки: все ли в семье в порядке? «Специалисты уже давно знали и меня, и Кристину, знали, насколько с ней может быть сложно, — рассказывает Ольга. — Поэтому вопросы ко мне быстро закончились, и мы продолжили жить в том же ритме, как раньше. Девочки официально отказались жить в нашей семье, некоторое время находились в реабилитационном центре, потом обе попали в семьи. Кристина сменила уже две приемные семьи, никак не складываются у нее отношения с приемными родителями. Катя сейчас тоже в семье, мы общаемся и с ней, и с Кристиной – созваниваемся, поздравляем с днями рождения. Они остаются моими детьми. Это трагедия, что они ушли, и я по-прежнему хочу им помочь. Катя, кроме всего прочего, моя крестница, Кристина – моя дочь, и я всегда молюсь за них, как за своих детей».

Стройка, огород, борщи и пельмени 

«Моя педагогическая система похожа на систему Макаренко, – Ольга рассказывает о том, как устроена жизнь в большой семье. – Я считаю, что дети должны четко понимать значение пословицы «делу – время, потехе – час». У всех детей есть свои обязанности – и в доме, и в огороде. Дежурный по кухне отвечает за чистоту кастрюль, чистку овощей, протирает полы, а посуду каждый моет за собой сам, даже Матвейка уже пытается. У мальчиков своя ванная, и дежурный по ванной ежедневно моет не только сантехнику, но и всю обувь. В субботу все вместе делаем генеральную уборку. Одежду все гладят себе сами. Мои семеро мальчишек умеют варить борщ: обычно они чистят и режут овощи, а я или Света варим, заправляем и т.д. Часто все вместе печем пироги, режем салаты, лепим пельмени. Ребята отлично знают, что такое стройка: в большом доме всегда требуются какие-то доделки и переделки. Конечно, сложную, требующую квалификации работу делают специалисты. Но то, что можно сделать самим, мы всегда делаем сами, – например, копаем, прибиваем, проводим воду. Недавно выложили плиткой двор, Олег оштукатурил веранду, смастерили летний душ. Пацаны знают любую работу, касающуюся стройки. И очень многое умеют».

д5коля

Коля любит позировать.

Организовать выполнение домашних дел не так сложно, как мотивировать детей на учебу, признается Ольга Диль. «Рассказываю, объясняю, почему это важно, – говорит она. – Молюсь за них, и с Божьей помощью все как-то налаживается. Света и Максим у нас круглые отличники. Все мальчишки занимаются шахматами, Максим и Данила стали чемпионами по шахматам в нашей школе. Спорт, школа искусств, музыкальная школа – все это развивает и помогает в основной учебе, приучает к дисциплине».

По мнению Ольги, на первом месте у детей должна быть учеба, на втором – домашние обязанности и лишь потом – спорт и увлечения. «Я учу их ответственности, учу выполнять свои обязанности. Говорю: неизвестно, станешь ли ты известным шахматистом, но хорошим хозяином в доме ты стать обязан».

Детям Ольги Диль просто некогда тратить время на ерунду – они все время чем-то заняты. Если и уроки, и домашние дела сделаны, вся семья садится, например, играть в «Монополию». «Мы любим старую версию, которая с деньгами, а не с карточками», — уточняет мама. Или отправляется кататься на велосипедах и роликах. Недавно все мальчишки дружно встали в четыре утра и пошли рыбачить – к восьми дома уже была свежая речная рыба.

«Поделки, конструктор – вроде ничего выдающегося не делаем, но главное – вместе, а не каждый в своем углу, – считает Ольга. — Интернет, компьютерные игры нас не прельщают. Фильмы мы смотрим все вместе, раскладываем диваны и заваливаемся с семечками».

«Родительская любовь не во вседозволенности…» 

Налаживать отношения с приемными детьми, у которых тяжелый жизненный опыт, непросто. «Главное – всегда пытаться поставить себя на их место, попробовать понять, что думает и чувствует ребенок, – делится наблюдениями Ольга Диль. – Я пытаюсь объяснить детям, что родительская любовь не во вседозволенности, не в том, что я разрешу им питаться одними чипсами и сидеть перед телевизором, а в том, чтобы научить их думать, принимать решения. Голодающему нужно дать не рыбу, а удочку. Я так и говорю, к примеру, Коле: мне совсем не хочется тебя наказывать, я люблю тебя и хочу обнимать и целовать. Давай вместе жить так, чтобы Бог взял нас обоих в рай. Поведение сразу меняется к лучшему».

д3катя

День рождения Кати. Долгожданный подарок — велосипед .

Ольга Диль подчеркивает: все достижения ее детей – это не ее заслуга, это дело Господа. «Я все думала: зачем я в детстве занималась и спортом, и музыкой, если ни в чем не достигла высот? Сейчас я понимаю: все это было необходимо, чтобы я могла дать детям азы. Сейчас моя жизнь – это жизнь моих детей. Ни успешный бизнес, ни деньги не приносят такой радости, как дети. В этом смысле я, наверное, самый счастливый человек на свете. Я благодарна Богу за них».

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!