Большая часть лета закончилась, приближается осень, а вместе с ней и неизбежные школы, детские сады, кружки и другие важные дела осенне-зимнего периода

Вместе с теплой погодой и новыми активностями лето может приносить приемной семье и новые вызовы – из-за каникул время, проведенное в плотном контакте с ребенком, возрастает, и, вместе с этим, возрастает и нагрузка на родителя: и психологическая, и финансовая, и логистическая.

Возникают новые вызовы: «Как провести лето с максимальной пользой?», «Чем занять и увлечь ребенка?», «Нужно ли расслабиться или, наоборот, заниматься подготовкой к учебному году?» — эти ежедневные вопросы имеют свойство забирать массу сил и энергии.

Давайте попробуем разобраться, как лучше расставить приоритеты.

«Все лучшее -детям!»

Лето начинается с праздника – Дня защиты детей. И, как будто бы, родитель уже в начале этого приключения получает инструкцию: «Лето — это время для ребенка» (а не для тебя, взрослый!) и начинает планировать детские интересные и полезные активности.

Ребенок с опытом сиротства к новому может относиться двояко. С одной стороны – это любопытно, с другой стороны, непрожитая травма потери оказывает свое влияние, любая перемена может вызывать чувство неуверенности, тревожности, а, значит, вырастает вероятность истерик, протестного поведения как во время сборов, так и после возвращения с мероприятия.

На переговоры и контейнирование ребенка уходит много сил, которые должны были быть потрачены на исследование и восстановление. И, несмотря на то, что ребенок как будто бы рад, родитель чувствует себя опустошенным и недовольным.

Мы также можем вспомнить про еще одно свойство психики человека, переживающего потерю, – обесценивать то, что нравится, из страха потерять. Когда после насыщенного и интересного дня родитель просит поделиться впечатлениями и в ответ получает: «Не помню», «Мороженое было вкусное», «Да ничего особенного», — его начинают обуревать противоречивые чувства.

Чтобы минимизировать энергозатраты, мы советуем быть осторожными с планированием большого количества активностей, следовать правилу: «Предсказуемость и постоянство важнее новых впечатлений».

Долгожданный отпуск

Поездки на море, на дачу, к друзьям, да и просто в другой город тоже обычно планируются на лето – так логистически проще, хорошая погода располагает к экскурсиям, походам и прогулкам, взрослые обычно свободнее в это время года.

А смена локации с высокой долей вероятности предполагает непредсказуемое поведение у ребенка с опытом сиротства. Обостряется страх покинуть насиженное место, не вернуться. Может получиться так, как будто адаптация началась по-новому: с регрессом, эмоционально нестабильным состоянием и поведенческими сложностями.

Планируя  путешествие, приемным родителям имеет смысл подумать о «плане Б» на случай, если ребенку станет слишком сложно. Можно ли будет быстро вернуться домой? Будут ли другие взрослые, готовые подхватить ребенка? Насколько понимающее и принимающее окружение детей и взрослых в том месте, куда мы едем?

Заблаговременное обсуждение возможных рисков снижает тревогу, и, в случае, если неприятность все же случается, на ее исправление уходит меньше сил.

А вот внезапные изменения воспринимаются тяжелее, планирование – часть сохранения ресурса.

О тысяче летних дел

Неспроста мы говорим о том, что «лето — маленькая жизнь». Многие стремятся наполнить эту жизнь как можно большим количеством событий, ведь оно такое короткое! И, естественно, получается, что половина, а то и больше из этих событий так и не случится – слишком много было запланировано на такой короткий отрезок.

Чтобы оградить себя от разочарования, лучше планировать активности по-минимуму, с обязательным временем для себя на отдых – день, когда я не буду делать ничего. Даже несмотря на то, что это отпуск, время проходит, а лето скоро закончится. Организм не может долго находиться в режиме многозадачности, ему нужно «выдыхать».

Практика написания плана на день очень полезная. Когда мы вычеркиваем хотя бы пару пунктов, уже создается впечатление, что мы многое успели. Главное – следовать правилу «зеленой ручки», хвалить себя за то, что получилось, и размышлять над приоритетами.

Вполне возможно, выяснится, что мы слишком многого хотим от себя и пытаемся достигнуть невозможного. Вопросы: «А я знаю того, кто справляется в таком режиме?», «Какой ресурс у этого человека?» — тоже бывает отрезвляющими.

Время на себя


При планировании дня, недели, поездки, взрослому важно задаться вопросом: «А что в этом будет интересного для меня?», «Есть ли там что-то, что важно мне?», «А где я буду получать удовольствие, восстанавливаться?»

Может так получиться, что нам, взрослым, самим в детстве хотелось чего-то из этих развлечений. Тогда мы это смело признаем и отправляемся на мероприятие с мыслью, что будем развлекать самого главного ребенка – того, которым мы были.

Так, негативизм других участников (реального ребенка), если он возникнет, будет восприниматься легче. Если же игнорировать свой интерес от происходящего, можно столкнуться с ощущением: «Я для них – все, а они – неблагодарные».

В графике обычных дел обязательно нужно выделить время, когда родитель остается только со своими важными активностями: чтением, общением с друзьями (пусть по телефону), просто наедине с собой и с чашечкой кофе и пирожным.

Такие активности принято ставить в конце списка дел, по остаточному принципу: «Если времени хватит», а они должны быть в начале! Иначе до них можно просто не добраться.

Иногда, чтобы побыть наедине с собой, нужно встать пораньше, пока все спят. Утренняя тишина с большей вероятностью даст спокойствие, чем вечернее ожидание «когда же все уснут».

Природа как ресурс

В летнее время мы получаем возможность стать немного ближе к природе. Становится достаточно тепло, чтобы пройтись босиком по траве, искупаться в водоеме, воздух наполняется запахами цветов, прогулки становятся намного приятнее. И этим необходимо воспользоваться –  контакт с живой природой восстанавливает. Даже если не делать ничего полезного, а просто сидеть, вдыхать, наблюдать за движением жизни.

Дело в том, что смена природных циклов дает нам понимание: все проходящее, все изменяется, время течет своим чередом, и есть незыблемые вещи. Трава все такая же зеленая, небо все такое же голубое, как и 20, 30, 40 лет назад.  Соприкосновение со стабильностью – важный момент в восстановлении ресурса.

Наши предки знали про такой способ, поэтому могли уйти в чистое поле или в лес покричать, упасть на землю и зарыдать. Это действенные способы, когда мы доверяем свои переживания чему-то большему, и, если есть смелость, попробовать доверить свои переживания природе – лето для этого самое подходящее время.

О приближающейся школе

Список литературы и другие задания с укором смотрят на родителя. Преподаватели просили позаниматься, ведь известно, что за лето дети все забывают. Попытки привлечь ребенка к полезным образовательным активностям зачастую не приносят результата.

Нужно ли родителю включаться? По нашему опыту, любое включение приемного родителя в образовательный процесс чревато угрозе детско-родительских отношений. Безусловность теряется, ребенок начинает родителя «проверять».  Поэтому, если ситуация требует летних занятий, то имеет смысл к ней привлечь учителя – тьютора, педагога.

Может быть и такое, что лето воспринимается как «последний шанс» подготовиться, наверстать что-то перед школой – увы, попытка сделать рывок, скорее всего, вызовет саботаж, или же результат быстро обнулится, что станет заметно уже после первых месяцев обучения.

Лучшая помощь ребенку в его обучении — создание безопасной атмосферы. Перегруз, отсутствие отдыха будут создавать ощущение загнанности, обесточенности, и от школьных будней усталость наступит существенно раньше.

Поэтому с подготовкой простое правило: делаем, что можем, стараемся сохранить интерес к учебной деятельности, вплетаем задания в игру, максимально делегируем образовательную активность третьим лицам.

Эта статья создана в рамках проекта «1000 первых важных дней», ориентированного на помощь приемным семьям в первые три года жизни ребенка в новой семье.

Как показывает опыт, именно первые 1000 дней после принятия ребенка часто оказываются самыми сложными. И именно в этот период семья особенно нуждается в поддержке опытных специалистов, чтобы справиться со всеми испытаниями и в том числе не допустить тяжелой ситуации, когда принимается решение о возврате ребенка в детский дом.

Срок реализации проекта — 1 октября 2024 г. – 30 ноября 2025 г.

Проект «1000 первых важных дней» осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов. 

Фото — freepik.com

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!