О том, что у трехлетнего Коли туберкулез, стало известно, когда его взяли в семью
Диагноз удалось снять, на это потребовалось два года. За это время и приемные родители, и их кровные дети вместе с Колей прошли необходимое лечение. Вскоре семья пополнилась еще одним приемным ребенком – девятилетним Вовой, которого будущие папа и мама увидели в видеоанкете, созданной фондом «Измени одну жизнь». На вопрос: «Поедешь к нам?» Вова ответил: «Поеду!» Долго не думал.
О том, как важно быть ресурсным, рассказывает приемный папа Коли и Вовы, многодетный отец Максим Екименко из Хабаровска. Вместе с женой Юлией они воспитывают пятерых детей. Помимо Коли и Вовы, которым сейчас 10 и 11 лет соответственно, в семье Екименко растут трое кровных дочерей: 17-летняя Софья, а еще Саша и Муза, которым по 11 лет. Переживать адаптацию, не выгорать семье помогали в том числе и психологи нашего фонда в рамках программы поддержки приемных родителей.
Коля из поселка Ольга стал нашим первым приемным сыном
В 2012 году мы с супругой стали задумываться о приемном родительстве. Прошли ШПР и стали искать малыша. Спустя три года увидели в Федеральной базе данных анкету Николая. Он жил в поселке Ольга Приморского края.
Первые дни Коли дома, в семье. У него появились родители и три сестры.
Супруга поехала посмотреть мальчика. В итоге в этот же день Николай вместе с Юлей уже ехали во Владивосток, где в тот момент жила наша семья.
Сопровождающих документов было по минимуму, довольно долго пришлось потом оформлять все необходимые бумаги.
Руководитель детского дома сделал все, чтобы мы забрали Николая, она видимо понимала, что если не мы, то никто. Кстати, ее опасения в итоге, возможно, спасли Николаю жизнь. Уже дома спустя месяц выяснилось, что мальчик болен туберкулезом.
В итоге всю нашу семью поставили на учет, Коля полгода лежал в больнице. Мы все в итоге лечились в течение двух лет, после чего диагноз у Коли сняли.
Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот
Сейчас Николай ходит в частную школу, в четвертый класс.
Вову увидели в видеоанкете
В 2020 году мы с женой решили, что сил и ресурсов у нас достаточно для второго приемного ребенка.
Снова стали искать и увидели видеоанкету Владимира. Светлый мальчик, очень серьезный, хотел быть пожарным.
Видеоанкета помогает будущим родителям увидеть и услышать будущего ребенка. Порой родитель себя обманывает, строит иллюзорную картину мира. Но если кандидат прошел ШПР, подготовился, не стал надевать «розовые очки», то проблем будет гораздо меньше.
Мы просмотрели большое количество видеоанкет на сайте фонда «Измени одну жизнь», но почему-то остановились на Вовке. В жизни он оказался таким, как в ролике: такая же манера речи, движения. Все было передано на видео так, как есть на самом деле.
Мы приехали в Биробиджан, познакомились с ним. Тогда Вовке было 9 лет. Он произвел впечатление серьезного парня.
«Поедешь к нам?»
«Поеду!» — долго не думал.
Читать также — Первая встреча с ребенком
Сейчас мечтает о том, чтобы стать водителем большого грузовика.
Наши сомнения и страхи
Страхи есть до сих пор. Николай – ребенок со сложным прошлым и непонятным будущем. Он отстает в развитии. Каждый день задаем себе вопросы: «А что дальше? А будет ли он самостоятельным? Создаст ли семью?»
Вова с мамой и папой. Скоро домой!
В какой-то момент мы с супругой столкнулись с выгоранием. Любая шалость Николая просто «вымораживала». Это и сейчас бывает, но тогда поведение ребенка приводило в ступор, заставляло проявлять самые неприглядные стороны своего характера.
Вообще приемный ребенок – лакмусовая бумажка. Он проверит на крепость ваши нервы, крепость уз брака. Если есть хоть малейшая трещина в отношениях между супругами, она может вырасти до размера непреодолеваемой бездны. Возможно, поэтому так часты возвраты детей обратно в детские дома.
Читать также — 5 причин возвратов детей и как этого избежать: советы многодетной приемной мамы
Но если супруги любят и понимают друг друга, поддерживают во всем, умеют разговаривать друг с другом, знают свою ресурсность и умеют этим управлять, то их отношения становятся качественнее, а семья — крепче и мудрее.
Помогают психологи фонда «Измени одну жизнь»
Нам помогают психологи. Мы дважды обращались к помощи специалистов фонда «Измени одну жизнь».
Психолог фонда нам объяснила, что то, чего мы боимся на самом деле, не так страшно. Выгорание – абсолютно нормальное явление.
Вова с одноклассником.
В эти периоды жизни нужно обращаться за помощью к психологам, читать профильную литературу, искать способы пополнить ресурсы, просто отдохнуть и не стараться быть героями. Мы осознали главное: выгорание – это не конец.
Дорогие приемные родители!
Вас тревожит вопрос адаптации ребенка или вам важно узнать мнение специалиста по вашей проблеме? Пообщайтесь со экспертом фонда на бесплатной онлайн консультации
Дети вошли в подростковый период, а это очень сложный отрезок времени, вопросов много, поэтому требуется помощь психолога.
У Коли отставание в развитии, как я уже говорил, у Вовки были моменты воровства, вранья. Все это нужно прорабатывать, не оставлять без внимания.
Конечно, эти моменты отталкивают, но не нужно опускать руки, нужно идти вперед – ведь мы взрослые. Мы умнее и старше детей, мы родители.
Детям проще принять родителей, чем наоборот
Привязанность к детям безусловно сформировалась и со временем стала сильнее. Конечно, приемные дети отличаются от кровных.
Есть безусловная любовь, а есть приобретенная. Дорога приобретаемой любви сложна и долга, но сила этой любви точно не меньше кровной.
В этом году Вова вместе сестрами поступил в школу МЧС в кадетский класс.
Недавно начал понимать, что я скучаю по Коле и Вовке, когда их нет рядом.
Кстати, детям проще принять родителей, чем наоборот. Может быть, в силу мягкости характера. Взрослые люди все-таки жестче, закрыты больше.
Коля с ранних лет не умел обнимать. Когда обнимались с ним, было чувство, будто тебя обнимает робот. Представьте, что вас обняли просто руками, а не ладонями. Простое механическое действие.
С его стороны чувствуется определенная настороженность до сих пор. Мы, родители, любим его. Сын это понимает, но открывается постепенно.
Отношения до сих пор сложные. Если Вовка быстро воспринял нас, то у Кольки иначе. Задержка в эмоциональном развитии все же есть, и это вторая причина, по которой мы ходим к психологу.
Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии
Дочери спрашивали: «Зачем вы его взяли?»
Когда Коля пришел в семью, старшей дочери было 10 лет. Соня сильно переживала и переживает за него. Она видит, что мальчику трудно.
Кровные дети не обижают Колю, но иногда жалуются на него.
С Вовкой другая история. Когда он появился в семье, все ждали его прихода. Выяснилось, что не такого они ждали, и первые полгода были проблемы. Особенно со стороны дочерей, которые говорили нам: «Зачем вы его взяли?»
А недавно был случай: Вовка серьезно нашалил и понимал, что наказание неизбежно. Испугался, но старшая дочь приобняла и сказала ему: «Крепись!»
Читать также — Как подготовить кровных детей к появлению приемного
Вовка старше на год и периодически строит Кольку. Так, не зло. За те два года, что Вовка у нас, Коля подрос эмоционально и интеллектуально. Вовка ему что-то подсказывает, рассказывает, иногда учит плохим вещам (которые можно подкорректировать).
Родная мама Коли сказала, что это не ее ребенок
У Коли мама жива, она воспитанница детдома. Долгое время переезжала из одного поселка до другого. В итоге оказалась в поселке Ольга Приморского края у своих знакомых.
От Коли отказалась мама, которая сама воспитывалась в детском доме. Теперь и Коля, и Вова знают, что такое семья.
Оставила Колю «погостить» и исчезла. Коля за это время заболел, лег в больницу, а затем его отправили в детдом. Там он поправился, научился катать машинки и был в безопасности.
На удивление, мама его разыскала, пришла в детдом, увидела сына и сказала, что мол, это не мой ребенок. Развернулась и ушла. С тех пор Коля ее не видел.
Так и он и прожил в детском доме до прихода в нашу семью. Мы решили Колю усыновить, теперь он носит нашу фамилию.
Коля – хороший, добрый парень, но очень не любит трудиться, напрягаться. Мы ему рассказываем о том, что мужчина должен уметь себя обеспечивать, добывать пищу, быть самостоятельным. Постоянно говорим с ним о поступках и последствиях. Пока все не просто.
Выбор простой: учеба или служба в армии.
У Вовки тяжелая судьба
Вовка сильно переживает по поводу самостоятельной жизни, вроде только все налаживается, а тут 6 лет — и ждет его армия, самостоятельная жизнь. Хочется учиться дальше и это похвально. Он довольно сообразительный и добрый парень.
Вообще, у Вовки тяжелая судьба.
Отец погиб, мама умерла от онкологического заболевания. В приемную семью его забрали в трехлетнем возрасте после смерти матери. С трех до семи лет он жил в приемной семье.
Из этой семьи его забрала родная бабушка. Ей не нравились условия проживания: Вовка жил в селе на окраине Биробиджана. С бабушкой он прожил около года. Пожилая женщина не смогла с ним справиться, отдала в детский дом.
Когда мальчику исполнилось 9 лет, мы его забрали в свою семью. Два или три раза бабушка приезжала к нам, поняла, что внук в надежных руках и успокоилась.
Сын звонит бабушке, спрашивает, как дела и все, пожалуй. Раньше он постоянно рассказывал про нее. Сейчас мы для него больше значим, чем бабушка.
Конечно, вопрос, а почему бабушка оставила внука в детдоме, имеет право на существование. С другой стороны, она в возрасте, и ей сложно было заниматься воспитанием Вовки. У него есть братья и сестры, но они не знакомы между собой.
Коля с Вовкой детдом почти не вспоминают. Вова, бывает, учит младшего брата, говоря, мол, будешь плохо себя вести – попадешь в детский дом. И рассказывает какие-то истории. Я так понимаю, чем дольше ребенок живет в детдоме, тем сложнее ему избавиться от этого «сиротского багажа».
Не могу сказать с уверенностью, что детдом предопределяет судьбу. Я лично знаю бывших детдомовцев, которые построили успешную карьеру, создали семьи. Но это, скорее, исключения.
«Мы с женой друг друга поддерживаем, говорит Максим. — Вместе идти веселее».
Чаще выпускники детских домов не могут устроиться в жизни самостоятельно, попадают в трудную ситуацию и пасуют. Их не учат бороться, они с самого детства приучены к тому, что еду им кто-то готовит, одежду кто-то приобретает и стирает. А настоящая жизнь она не такая….
В этом году Вовка вместе сестрами поступил в школу МЧС в кадетский класс. Коле наука дается тяжелее в силу развития. Ему могут поставить тройку, но фактически это двойка.
Приемный родитель на ступеньку выше обычного
Приемное родительство – это другой взгляд на мир с его проблемами, на воспитание детей. Мне кажется, что приемный родитель на ступеньку выше обычного.
В самом начале моего приемного родительства, через полгода после появления Коли я осознал, что нет привязанности и любви к нему. Огорчился, позвонил знакомому, отцу троих приемных детей, и рассказал свои опасения и тревоги.
В ответ услышал: «Максим, твоя задача не полюбить, а вырастить хорошего человека».
Церковь, Бог и Библия – вот что нам помогает помимо психологов. И конечно, мы много размышляем. Если бы не было Николая, мы не взяли бы Вову. Вот такая взаимосвязь.
С детьми мы меняемся каждый день, каждый год. Да, случаются срывы. Но мы с женой друг друга поддерживаем. Вместе идти веселее.
Нас постоянно спрашивают: «Зачем вы взяли двоих детей из детского дома?» Я отвечаю вопросом на вопрос: «Если не мы, то кто?» Еще часто говорят: «Какие вы молодцы, взяли детей, мы вами гордимся!» Всегда отмахиваюсь от этих слов, гордиться мы с Юлей будем только тогда, когда дети встанут на ноги, женятся, сами станут отцами. А пока воспитываем их, кормим и одеваем, заботимся — работаем.
Не бойтесь приемного родительства, осознание своей роли в этом мире и желания помочь кому-то это уже много.
Дорогу осилит идущий, а до пункта назначения еще ой, как далеко. Так что в путь.
Фото — из семейного архива Екименко.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Natalie Bright
Максим, подскажите, а можно Вам на имейл написать вопрос?
Если да, то куда отправить?
Заранее благодарю.
Максим
добрый день, моя почта — ekimenkomax@gmail.com
Тамара
Максим и Юля!!! Родительство- это самое благородное дело во всем мире, но порой его плоды видны не сразу. Хочу сказать вам спасибо за огромный труд , терпение, настойчивость, доброту и уважение!
Максим
Спасибо большое за поддержку
Катерина
Поражает бабушка, вырвавшая ребенка из семьи, чтобы отправить в детдом
Максим
Да многие не понимают, но мы решили не осуждать, это был ее выбор и благодаря этому у нас появился Вовка. Спасибо за комментарий.
Анна Шевченко
Вы молодцы! Дай вам Бог здоровья, любви и рассудительности !
Максим
Спасибо, все что вы пожелали очень пригождается.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.