Ольга и Иван из Минска несколько лет прожили в бездетном браке. После того, как они усыновили двоих мальчиков, у супругов родился сын. Ольга рассказывает о тяжелой адаптации и о том, как подготовить старших детей к появлению младшего ребенка в семье. 

В поиске «готовых» детей

С мужем мы начали встречаться еще во время учебы в юридическом колледже, когда нам было по 17 лет. После свадьбы долго пытались завести детей, но с этим постоянно были сложности: внематочная беременность, удаление трубы, непроходимость второй, несколько ЭКО…

Врачи сказали, что у нас почти нет шансов, поэтому мы решили не тратить время и взять «готовых» детей. Мы ведь и раньше, до того, как столкнулись с бесплодием, обсуждали возможность усыновления.

Родителям мы просто сообщили о нашем намерении. Они нас поддержали и поступили, на мой взгляд, мудро, сказав, что принимают любое наше решение. Это было очень приятно и важно для меня. Но если бы они вдруг нас не поняли, это было бы их право, но на мое решение мнение родителей повлиять не могло.

К братьям никто до нас не приезжал

В Республике Беларусь есть сайт, где собраны анкеты детей из системы. Я его просматривала, но ни по какому ребенку информацию не уточняла, так как понимала: понравившийся ребенок уже может быть в процессе усыновления другими родителями, и лучше не разочаровываться заранее, а выбирать только из тех ребят, которые пока точно без родителей.

Такими были Захар и Богдан до встречи с их будущими папой и мамой.

Чтобы найти таких девочек и мальчиков, мы приехали в Национальный центр усыновления. У нас был простой запрос: ребенок в возрасте около трех лет. Из тех анкет, что мы посмотрели, нам никто не приглянулся, маленьких детей вообще было не очень много.

Потом я вспомнила про двух братьев, которых видела на сайте, спросила про них, и нам дали их анкеты. Это были дети без сложных диагнозов, но, поскольку мальчиков было двое, видимо, другие родители боялись их усыновлять. За год, пока ребята были в системе, их никто не навещал. Мы решили ехать к братьям.

Взять ребенка и бежать с ним домой

Наша первая встреча прошла хорошо: дети сразу же потянулись к нам, начали с нами играть. Мы сразу обратили внимание на то, что они очень на нас похожи.

Это были первые и единственные дети, которых мы посмотрели. И мы решили, что будем их забирать сразу же после знакомства.

Еще до того, как мы нашли наших сыновей, шутили с мужем, что будем брать первого попавшегося ребенка и бежать с ним домой, потому что ездить, искать и выбирать долго не хотелось. Это очень тяжело. Когда ребенка рожают, не выбирают каким он будет. Не хотелось выбирать и здесь.

ПОМОГИТЕ  ДЕТЯМ-СИРОТАМ НАЙТИ РОДИТЕЛЕЙ

 

Скажу честно, ничего не екнуло, при первом же взгляде на Захара и Богдана любви до неба не возникло, но и отторжения не было, а это уже не мало. Я прекрасно понимала, что любовь придет позже.

Детям было страшно

Так называемого «медового месяца» у нас тоже не было. Напротив, первые дни дома прошли в растерянности. Было очень непривычно, что у нас появились дети, хотя мы к этому долго готовились. Мальчишкам, я думаю, было страшно.

Острая адаптация детей длилась около трех месяцев, потом стало немного легче.

Старший Захар все понимал, ему на тот момент было без месяца четыре года, и его страх проявлялся в плохом поведении и капризах. Младшему Богдану был год и четыре месяца, и осознать, что происходит, ему было сложнее. Он плакал, практически не переставая, сутки напролет.

Если говорить об адаптации, со многими страшными вещами, которыми любят пугать усыновителей, мы не столкнулись, но все равно было трудно. Очень. И нам и детям. Через две недели после того, как мы их забрали, они переболели с температурой 40 градусов.

Несколько первых месяцев старший не слушался вообще, баловался, вел себя агрессивно по отношению к брату, очень ревновал, капризничал, ныл. У него напрочь отсутствовала концентрация внимания, с ним невозможно было разговаривать, он просто брал и уходил. Не мог сосредоточится ни на каком деле, панибратски с нами общался, постоянно врал, плохо спал, долго засыпал, а потом дергался во сне. Я даже подозревала у него СДВГ (нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, при котором ярко выражена гиперактивность малышей наряду с дефицитом внимания — прим. ред.).

Этот небольшой фильм Ольга и Иван сняли в День Аиста. Прошел год, как в семье появились Захар и Богдан. 

Младший плакал, истерил, кричал так сильно, что почти задыхался. Его очень трудно было успокоить, мы носили его на руках и днями, и ночами, а вес у него был уже достаточно большой, поэтому физически было очень тяжело. Он очень плохо спал, ночью мы могли вставать по восемь раз, а чтобы он заснул, нужно было носить его на руках около часа.

Оба были вечно голодные, старший мог наесться до рвоты, младший ревел, если видел, что ем я, даже если у него у самого стояла тарелка с едой.


Острая адаптация детей длилась около трех месяцев, потом стало немного легче. Год спустя я уже точно могла сказать, что они привыкли к дому.

Любовь и ежедневный труд

Нам с мужем было сложно, но мы поддерживали друг друга по очереди, много разговаривали, пытались решить все проблемы, с которыми сталкивались. В основном, сложно было в психологическим плане: дети были все-таки чужаками в доме, к ним нужно было привыкнуть, привыкнуть к ответственности за них, к новому укладу жизни, научится быть родителями, любить детей и давать им эту любовь.

Хотя одной любви здесь недостаточно. Быть родителем для усыновленных детей — это огромный ежедневный труд.

Дети и родители привыкали друг у другу.

Поскольку у мальчишек было все в порядке со здоровьем, мы начали закалять их, как только привезли домой, проводили с ними много времени на свежем воздухе.

Во время первой же их болезни я заметила, что дети очень любили лекарства: если одному давала сироп от кашля, то и второй тоже начинал «кашлять».

В итоге поняла, что надо их лечить, как можно меньше применяя лекарства, и это сработало отлично: они практически перестали болеть, хотя до этого в их медицинских картах буквально каждый месяц была запись о болезни. Видимо, раньше это был самый верный способ привлечь внимание и получить заботу.

Муж, мама, танцы, рисование, блог и подписчики

Я понимала, что жизнь с усыновленными детьми – это очень трудно и была готова к сложностям. Но, конечно, бывает, что я иногда устаю и плачу от бессилия и ощущения, что проблемы нерешаемы.

Однако приходит новый день и новые силы. Меня очень поддерживает, когда я оглядываюсь назад и понимаю, сколько было сделано, как изменились дети, как выросла я в родительстве.

Очень помогают разговоры с мамой, ведь с появлением детей мы с ней стали ближе. Сейчас мама больше открылась для меня, а я стала понимать ее лучше.

Дети — неиссякаемый ресурс: они и отбирают силы, и в то же время дают их. Также мне дают силы мои увлечения: танцы, рисование, творчество, в целом.

Я веду блог в Инстаграме, где пишу про усыновление. Для меня это возможность порефлексировать над тем, что происходит в моей семье, и в то же время помочь другим людям. Я очень радуюсь, когда получаю сообщения от подписчиков, которые, читая меня, изменили свое мнение о приемной семье и усыновили детей. Но самая моя большая опора — это мой муж. С ним я всесильная суперженщина.

Не ждите благодарности от детей за свой труд.

Если вы хотите усыновить ребенка, лучше не питать иллюзий, что будет легко, что любовь все может исправить, ведь иногда ее может быть недостаточно. Чтобы усыновленные дети стали родными, нужно будет приложить очень много усилий, которые могут не окупиться. Может, вообще не получится так, как вы ожидали, а по-другому, но это не значит, что получится плохо.

Поверить в чудеса

Через полгода после того, как мы усыновили детей, я неожиданным образом забеременела. Это произошло без всякого врачебного вмешательства, хотя естественная беременность была практически исключена, шансов было мало даже при ЭКО.

Принять эту долгожданную беременность было сложно: буйство гормонов у меня, дети в адаптации… Я не представляла, как будем жить с тремя.

К появлению новых детей в семье «старичков» нужно подготовить, дабы не превратить семью в зону боевых действий. Избежать ревности совсем между детьми вряд ли получится, но здоровая конкуренция за внимание родителей это одно, а испепеляющая ревность с применением агрессии — совсем другое.

Пять шагов к подготовке старших детей к появлению младшего:

Шаг 1. Со старшими детьми необходимо разговаривать о том, что появится младший ребенок, что он будет беспомощный, маленький, что придется много времени уделять ему. Но он будет расти, становиться все более самостоятельным, с ним можно будет играть, учить всяким полезным вещам.

Шаг 2. Старших детей можно привлекать к помощи по уходу за младшим, старший ребенок может найти в этом для себя новую роль помощника, однако помощь в любом случае должна быть не навязана со стороны родителя и должна быть по силам ребенку.

Шаг 3. В день, когда появится младший в доме, старшему можно сделать подарок от малыша. Мы так дарили нашим детям набор стоматолога, в котором специальный пластилин, голова с зубами и всякие инструменты, чтобы лепить зубы и ставить пломбы. Ребятам так понравилось, что они две недели играли только в это.

Шаг 4. Старшие дети в любом случае будут ревновать, привлекать к себе внимание, подходить и просить что-то, когда родители очень заняты младшим, к этому просто нужно быть готовым и стараться не реагировать эмоционально. Дети очень любят ковырнуть туда, где родителю неудобно, чтобы проверить любовь родителя. Особенно это крайне важно усыновленным детям — удостовериться в нерушимости привязанности.

Шаг 5. Попытки агрессии к младшему необходимо пресекать сразу же. Объяснять, разговаривать. А еще следить за собой: если слишком часто говорить, мол, как надоел этот плач, как сложно с малышом и т.д., старший ребенок из любви к родителю может причинять вред младшему, чтобы «защитить» маму и папу.

Конечно, это не все шаги, требуется еще немало действий со стороны родителей. Сейчас нам сложно, мы проходим новый виток адаптации к новому члену семьи, но верю, что мы справимся.

Я думаю, что усыновленные дети вылечили меня от бесплодия, они были посланы мне чтобы снова верить в чудеса. Наверное, у меня такой путь: усыновить двоих и потом родить третьего.

Все фото — из семейного архива Ольги и Ивана.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

3 комментария
  • Мария

    Удивительно, как при очевидной молодости вы так мудры и умны! Дай вам бог сил и любви)

    16 сентября 2019
    • Иоланта Качаева

      Мария, спасибо за ваши слова! Мы тоже всем фондом радуемся за молодые семьи, которые берут приемных детей, проходят адаптацию, которых поддерживают дедушки и бабушки. Это, правда, очень здорово.

      16 сентября 2019
    • Ольга

      Спасибо вам!

      16 сентября 2019