Трудности адаптации приемного подростка
Настя мне призналась, что в первое время думала, что мы от нее быстро откажемся, как только узнаем, какая она «плохая» на самом деле
Часть 37. Трудности адаптации приемного подростка
Читать весь блог Елены Игнатовской
31 августа 2021 года состоялся суд по лишению Татьяны, мамы Насти, родительских прав. Слушание проходило без ее участия, свобода ее сейчас ограничена.
Настя присутствовала на суде, волновалась, переживала. Несмотря на то, что с мамой у нее не самые теплые и нежные отношения, а как раз наоборот, девочке жаль мать. Умом Настя понимает, что Таня именно этого и заслужила, но душа и сердце ребенка рвутся на части.
В такие моменты я сожалею лишь о том, что не умею показывать свои эмоции, всегда все держу в себе. Мне было очень жаль Настю, совсем не детские проблемы навалилось на плечи маленькой еще девочки, хоть и с огромным, не по годам взрослым, жизненным опытом. Я постаралась поддержать, но, наверное, ей было мало моих сухих слов поддержки.
С 1 сентября Настя отправилась в новую школу-санаторий, там она будет жить и учиться, домой приезжать только на выходные и каникулы. Почему так? Ответ простой, с обычной школой ребенок не справляется, это стало ясно почти сразу, Настя практически не посещала занятия весь учебный год, в 15 лет она заканчивала только 8 класс.
Заканчивала — это громко сказано, ведь Настя осталась на второй год. То есть, при хорошем раскладе, 9 класс она закончит накануне своего совершеннолетия.
Считаю ли я, что девочке сложно учиться и она слабенькая ученица? Да, я так и думаю! Считаю ли, что это вина самой Насти? Конечно, нет! Это вина Татьяны, ее мамы. Настя не ходила в школу до 9 лет, не учила ничего и практически не посещала школу в течение двух последних лет. И кровную маму это никак не интересовало, она относилась к этому ровно, нейтрально.
У Насти не сформировано умение учиться, заставлять себя что-то делать, хотя она очень даже разумный и думающий ребенок. Ее речь довольно хорошо и грамотно оформлена, пишет она практически без ошибок.
В начальной школе очень хорошо училась, ее даже сразу взяли во второй класс по результатам тестов. Девочка умеет рассуждать и анализировать, по любому вопросу имеет собственное мнение, и все это при том, что кругозор ее слабо развит, порой ребенок не знает элементарных, казалось бы, вещей. Ей пришлось очень рано повзрослеть, чтобы выжить и не сойти с ума в тех условиях, в которых ей приходилось жить с родной мамой.
Трудно ли нам с ней, а ей с нами? Я бы не сказала, что нам очень тяжело привыкать друг к другу, но сложностей достаточно. Про трудности с учебой я уже говорила, заставить Настю что-то делать, связанное с обучением, очень сложно.
Но есть и другие проблемы, в первую очередь, это проблемы со здоровьем, на фоне стресса обострились все болезни, какие только могли. Мы потратили кучу времени и денег на лечение, при том, что никаких выплат на Настю мы не получали.
И это вызвало неожиданный протест и приступ ревности у моего старшего сына Артема. Настя появилась у нас как раз тогда, когда ему предстояло перенести сложную микрохирургическую операцию по восстановлению барабанной перепонки. Сын переживал и естественно боялся операции, а я вместо того, чтобы поддерживать Артема, занималась проблемами совершенно чужого ребенка. Так он видел эту ситуацию.
Хотя, на самом деле, естественно я занималась и его проблемой тоже, и в не меньшей степени, но, к сожалению, ревность иногда тоже имеет место быть, даже у взрослых вроде бы детей, и это нормально, это одна из составляющих процесса адаптации.
Следующая проблема — проблема социализации. Ребенок не умеет, не научен выстраивать отношения с окружающими людьми, с ровесниками, со взрослыми, может запросто нахамить, что случалось не раз, высмеять кого-то, в его же присутствии, у нее не было положительного примера.
Татьяне, маме Насти, проще было поскандалить, подраться, поорать, поматериться, предъявить всем претензии, рассказать кто и что ей должен, чем наладить контакт и продуктивное взаимодействие с людьми. Это печально, и это следствие «детдомовского» воспитания в том числе, к сожалению.
Настя это все видела, ей это не нравилось, ей было стыдно за мамино поведение, но другого, правильного примера взаимодействия с людьми, девочка не знала. Пришлось нам и этому учиться, пока не все получается, но она старается.
Благо ребенок обладает какой-то неожиданной врожденной интеллигентностью, не знаю уж от кого из родственников Анастасия получила такой генетический «бонус», но он очень помогает нам в формировании образа «леди» из пацанки.
Следующим пунктиком трудностей стал бытовой вопрос. Оказалось, что в свои 15 с половиной лет Анастасия практически ничего не умеет делать по дому. Вернее, она вроде бы и делает, но так, как если бы это сделал семилетний ребенок, то есть очень неумело и плохо.
Вместе мы научились мыть полы, развешивать правильно белье, полоть и поливать грядки в огороде и даже делать заготовки овощей на зиму. Настя очень удивляется постоянно тому, сколько дел мы вместе успеваем сделать за день, хотя, конечно ей все это сложно, она не привыкла у такому дома. Хоть и с неохотой, но быстро всему учится.
По ее словам, она ничего не делала, могла только помыть посуду, а у нас так не принято, дети приучены к работе с раннего возраста, мы ведь в частном доме живем, здесь никак по-другому.
Они, конечно, не особо напрягаются, у нас нет хозяйства, да и огород наш скорее можно назвать небольшим участком, всего несколько грядок с помидорами и зелень, но все-таки.
Недавно Настя мне призналась, что в первое время она думала, что мы от нее быстро откажемся, как только узнаем, какая она «плохая» на самом деле. На что я ей ответила: «И не мечтай, так легко ты не отделаешься!»
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Сумская Наталья
Добрый день! А я не смогла написать про свою дочку, что она обладает «неожиданной врождённое интеллигентностью»! Браво! Думала об этом, но как то не смогла сформулировать. Вот откуда в них это? Вот сейчас Алина прям леди. Смотрю на неё и не могу понять откуда? Манеры светской дамы! Обладает потрясающим вкусом, подбирает цвета, чётко чувствует настроение собеседника. Обладает чувством такта. Знает как себя приподнести. Этому нельзя научить! Я раньше побаивалась брать её с собой на разные мероприятия, думала учудит что нибудь. Потом со стыда сгоришь. Однажды взяла…. А она прям леди! Всю жизнь только и посещала похожие мероприятия! Вот откуда? Может пословица:»Розы рождаются среди навоза! » про наших дочек?
Елена Игнатовская
Добрый день, Наташа! С пословицей про «розы в навозе» в точку, сама смотрю на девочку и думаю, откуда в ней это?! Я общалась с мамой-сплошное хамство и трехэтажный мат, бестактностьи и необоснованно претензии ко всем. Эта же знает где, с кем и как нужно себя вести. Но не у всех так, со старшей дочкой у нас как раз все наоборот, воспитываем уже 10 лет, а вот ни чувства такта, ни особых манер как не было, так и нет. Здесь у нас видимо «врождённая хабалистость» какая-то присутствует, к сожалению. Иногда это очень раздражает, все усилия по воспитанию упираются в генетику. Но положительный результат все равно есть.
Сумская Наталья
Видно не во всем навозе рождаются розы. Жаль конечно. Но хоть эти дочки — розы.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.