Блог Натальи Тупяковой. Реабилитация детей с аутизмом

2
516
0

Если есть ощущение «вот сейчас каак быстренько реабилитируем, а потом начнем жить и радоваться», то его можно забыть. Процесс реабилитации - сама жизнь.

Часть 4. Реабилитация детей с аутизмом

Читать все записи в блоге Натальи Тупяковой

Мне часто пишут с просьбой поделиться вариантами реабилитации для особых детей.

К нам в семью пришли двое детей с инвалидностью: Ариана в 2 годика (сейчас ей 9) с ДЦП (сняли уже этот диагноз) и резким отставанием в развитии (позже поставили УО и еще позже сняли его), ЭПИ (тоже сняли) и Надя в 6 лет (сейчас ей 12) с тяжелой формой аутизма и тяжелой УО, неговорящая и почти не понимающая речь на тот момент.

Обе девочки при появлении у нас практически ни на что не реагировали.

Можно написать целый трактат, но я постараюсь кратко. Надо уточнить, что все очень индивидуально, один и тот же диагноз может иметь массу вариаций и требовать разного отношения.

Читать также — Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Основные принципы

1. Самый главный. Присматриваюсь всесторонне к ребенку, изучаю сильные и слабые стороны, интересы, пытаюсь понять перспективы.

Например, Ариана еще в доме ребенка на третьей нашей встрече начала меня узнавать и проявила очень слабо, но все же, попытку указать на бабочку после моего многочасового трындежа и попыток ее научить видеть на рисунке бабочек. Еще она стояла на ножках, держась руками за опору, и у нее была  чувствительность ног (я сразу там же и проверила).

Надя же сразу, после утверждения соцпедагога в детдоме, что девочка совсем-совсем не понимает речь, отреагировала на свое имя, а также явно очень сильно была зациклена на музыке и перекатывающихся шариках. Этот пункт можно назвать «использование зоны ближайшего развития».

2. Следование за ребенком.

Это логическое продолжение первого принципа, которое заключается в том, чтобы использовать стремления самого ребенка для его развития. Его сильные стороны, его предпочтения.

Мое участие и руководящий контроль занятий мягко встраивается в жизнь ребенка через его предпочтения.

3. Процесс реабилитации — это сама жизнь и есть.

Процесс длительный, практически вся жизнь становится этим процессом, поэтому если есть ощущение «вот сейчас каак быстренько реабилитируем, а потом начнем жить и радоваться», то его можно забыть.

Сам процесс мне уже доставляет удовлетворение небольшими результатами на небольших этапах, он стал самой жизнью. И когда приезжают родственники, то глядя на себя со стороны, ловлю на том, что у нас и процесс принятия пищи стал реабилитацией, и мытье посуды, и общение, и прогулки, все с какими-то особенностями.

4. Сбор информации. Сюда входит и приобретение книг и дисков.

Массово изучаю всю возможную информацию по имеющимся диагнозам и захватываю зону немного вокруг этого. То есть, если стоит диагноз «судорожная готовность», то изучаю и по эпилепсии все, если стоит «ЗПР», то и темы УО читаю. С запасом, то есть.

Вспоминаю френдов, кто реабилитировал детей с такими и похожими проблемами, пишу им, обзваниваю школы и реабилитационные центры своего населенного пункта и не только. Например, когда мы жили в Горно-Алтайске, я возила девчат и в Барнаул, и в Новосибирск неоднократно.

5. Разработка маршрута обследований и реабилитации.

Стараюсь примерно на годы прикинуть план и подробно по пунктам на ближайшее время.

6. Принцип бережного отношения к своим внутренним ресурсам.

Если мне не хочется заниматься, то не стану себя заставлять. Попытаюсь уговорить, мол, представь, какие будут результаты. Если не срабатывает- спокойно оставляю в покое детей и занимаюсь тем, что нравится мне без намека на самоедство и угрызения совести. Обычно довольно быстро мне снова становится ужасно интересно заниматься с детьми.

С Арианой , когда у нее стоял диагноз ДЦП и резкое отставание в развитии, мы начали со следующих методик:

1. Массаж по Куренкову
2. Динамическая гимнастика
3. Гимнастика по Доману
4. Уже в Москве использовали немного платформу Галилео. Немного, потому что диагноз ДЦП ей вскоре сняли.
5. Прочее

У Нади с ее аутизмом и тяжелой УО к 6 ее годам, основная задача была развить речь, хотя бы на уровне умения выразить согласие-несогласие. С Надей я сразу поняла, что нужно гораздо больше помощи внешних людей, специалистов и врачей, поэтому практически сразу пригласила надомного педагога-дефектолога, очень ей благодарна до сих пор, также оформила ее на занятия в центр реабилитации в нашем городе Горно-Алтайске, где и услышала про центр реабилитации в Новосибирске, куда мы ничтоже сумняшеся срочно переехали из Горно-Алтайска, чтобы она могла туда ходить.

1. Канистерапия
2. Дельфинотерапия
3. Иппотерапия
4. Томатис
5. АВА-терапия в Новосибирске
6. Масса центров и отдельных специалистов в Москве
7. Прочее

У обеих девочек:

1. Сенсорное насыщение. Тут подробнее остановлюсь, предыдущие же пункты легко ищутся поиском. Сюда относятся водные процедуры со всевозможными дополнениями вроде теста с перемешанными в нем разными крупами, пенками и красками для ванн и проч., песни Железновой, бассейн, использование всевозможнейших массажеров, ходьба босиком по разнообразнейшим по фактуре и температуре поверхностям,старалась чаще дома держать в трусиках, поскольку я стремилась, чтобы всем телом ощущались разные поверхности. Также домой был куплен батут со стенками, прыгалки-лошадки, гимнастический большой мяч, спортивная стенка и т.п. Очень хорошо повлияла на состояние детей первая поездка на море, это тоже к сенсорике отнесем.

2. Не могу не отметить участия самих детей в развитии друг друга, потому что это играет огромную роль, и я всегда поражаюсь, насколько они это интуитивно правильно и без натуги, в игре, это осуществляют, я сама частенько замираю и тихонько наблюдаю, учась у них.

3. Мама-радио, т.е постоянные разговоры, причем на доступном уровне, четко проговаривая и бесконечно повторяя. Но не фоном, а обязательно ребенка включая эмоционально в процесс.

Сейчас в Москве для родителей с детьми, у которых только что выявили такой диагноз, могу рекомендовать следующее:

1. Инфоплощадки.

Группы по аутизму в Фейсбуке. Их много, можно выбрать ту, что больше нравится. Но очень рекомендую, там очень много можно найти полезного, кроме поддержки, а также всегда актуальные новости, последние исследования, новые методики, отзывы от специалистах и центрах, и многое многое другое. Сайт «Стопаутизм», фонд «Выход» (сайт и группа на фейсбуке).

2. Художественные фильмы про аутизм.

3. Реабилитационные центры.

4. Методики.

АВА, карточки ПЕКС, метод визуализации (визуальное расписание и т.д), интенсивное взаимодействие, глобальное чтение, работа на сенсорику, мелкую и крупную моторику, Денверская методика, для детей до 4 лет, флортайм, песни Железновой (там гимнастика и ритмика и понимание тренируются, и взаимодействие, и масса всего), мнемотехники, методики Жени Кац, специальные игры для плохоговорящих детей для планшета, например ,«Аутизм. Общение», всевозможные озвученные карточки.

4. Книги.

Каждый выбирает для себя. Многие я читала в электронном виде, приведу лишь те, которые у меня в бумажном варианте сейчас есть, часть раздала безвозвратно.

  1. Тара Делани «Развитие основных навыков у детей с аутизмом»
  2. Джульетта Алвин, Эриэл Уорик «Музыкальная терапия для детей с аутизмом»
  3. Роберт Шрамм «Детский аутизм и АВА»
  4. Лори Фрост, Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью ПЕКС»
  5. С. Дж. Роджерс, Дж. Доусон «Денверская модель»
  6. Елена Григоренко «Расстройства аутистического спектра»
  7. Ольга Мелешкевич, Юлия Эрц «Введение в прикладной анализ поведения»
  8. Патрик Сансон «Психопедагогика и аутизм»
  9. Мэри Линч Барбера «Детский аутизм»
  10. Ромена Августова «В начале было слово»
  11. Стенли Гринспен, Серена Уидер «На «ты» с аутизмом»
  12. Пол Коллинз «Даже не ошибка»
  13. Бруно Беттельхейм «Пустая крепость»

В планах прочесть:

  1. Кристин Барнет «Искра божья», «Игнат и другие»
  2. Джин Айрис «Ребенок и сенсорная интеграция»
  3. Ирис Юханссон «Особое детство»
  4. Энн Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»,
  5. Кэтрин Морис «Услышать голос твой»

5. Специальная диета для детей с аутизмом.

Много вариаций, подробно останавливаться не буду. Можно почитать про непереносимость глютена, про протокол Немечека. В отдельных случаях эти диеты и для СДВГ-детей используют.

Тут нужно изучать, взвешивать. Единственное, хочу предостеречь, что может быть и негативное последствие от спец.диет, и это следует помнить и подумать, прежде чем начать. Лучше сначала ребенка обследовать.

6. Ютуб

В ютубе отлично — мультфильмы по Доману, Умачка для детей, а для родителей, например, разные лекции.

7.  Тест на аутизм

Также по детям с аутизмом хочется отметить, что есть определенные маячки, навыки, которые развивают каждый по отдельности, например, указательный жест, зрительный контакт, имитация, ролевая игра и другие.

Описывать купленные пособия, массажеры, специальные игрушки и прочее я не буду, потому что и без этого уже пост стремится к бесконечности.

Читать все записи в блоге Натальи Тупяковой

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!