Блог Даниила Новикова: «После съемок до дома было 150 километров, и этого расстояния хватило, чтобы принять решение: к весенним каникулам Игорь будет жить у меня»
Даниил Новиков — приемный отец 12-летнего подростка и председатель псковской общественной организации «Помогай-ка», которая работает с детьми-сиротами. Кроме того, Даниил помогает нашему фонду снимать видеоанкеты детей, а теперь и ведет блог о своей семье на сайте «Измени одну жизнь».
Откровенно говоря, уже когда я брал ребят из интерната на выходные в гости, то иногда задумывался, примерял на себя – а потянул бы попечительство одного из них (а, может, и двух братьев сразу)? И каждый раз ответ находился быстро: нет. Сложный характер; не хватит денег; не будет времени; девушка не поймет – какой-либо из этих факторов перевешивал все аргументы в пользу оформления опеки.
«Каждый ребенок прошел перед нами не как очередная сухая характеристика, а как личность»
Этой осенью, когда я в очередной раз освободился от пут особо цепкой личной жизни, как раз вступил в силу закон об обязательной подготовке всех приемных родителей. Моментально образовались очереди в Школу принимающих родителей (ШПР), и я решил заранее записаться на эти курсы, тем более что создание собственной ШПР тоже значилось в планах моей организации. А когда я получил сертификат, к этому моменту начался еще один важный этап в моей жизни – я и мои коллеги начали колесить по всей области и снимать видеоанкеты для фонда «Измени одну жизнь».
В феврале количество отснятых детей перевалило за сотню. И каждый ребенок прошел перед нами не как очередная сухая характеристика, а как личность. Сначала снимаешь, и в диалоге, в контакте ищешь его сильные стороны, потом пишешь текст для озвучки, и снова вспоминаешь этого мальчика или девочку, добавляешь эмоций в текст. Мы снимали очень много детей из коррекционных интернатов, и к ним было особенное отношение, ведь шансы попасть в семью у них призрачные, а дети, между тем, очень открытые, искренние и добрые. Но им нужна полная отдача будущих родителей, их внимание и терпение.
Конечно, забрать такого ребенка под опеку я не мог, хотя и очень, порой, хотелось. Нет, тут нужна большая крепкая семья, хотя бы несколько лет супружества в мире и согласии. А у меня ни одни отношения с женщинами не выдерживали больше года. Одновременно пришло понимание, что от отцовского инстинкта никуда не денешься, и что семьи создаются по-разному. Так почему бы не обзавестись сперва ребенком, а потом уже найти жену себе и маму — ему? 30-летний мужчина с ребенком, как это не несправедливо, в нашем обществе – не то же самое, что 30-летняя мать-одиночка.
А для того, чтобы взять из детдома здорового ребенка школьного возраста, и полноценно растить и воспитывать его, у меня, в принципе, все есть: жилье, заработок, свободный график, практика общения с сиротами-подростками и теория ШПР. Оставалось только собрать пару справок с места работы – остальное все и так хранилось в опеке после оформления «гостевых». Словом, стоит только захотеть, а дальше – две недели бюрократии, и ребенок в семье!
«Игорь был 108-м ребенком, усевшимся перед нашей камерой, и последним после долгого «турне» по области»
Второе озарение пришло через несколько дней и касалось уже выбора ребенка. Мы с оператором объездили почти все детские дома и школы-интернаты Псковской области, и ближе к концу этого списка в каждом новом учреждении все чаще появлялось тревожное предчувствие – наверное, вот сейчас со мной произойдет то, что испытывают, по их признанию, большинство приемных родителей: выйдет очередной ребенок, и в душе «щелкнет» — вот он, «свой».
Не щелкало. Хотя мы уже почти не снимали «коррекцию», переключились на «норму», и дети попадались самые распрекрасные – талантливые, общительные и артистичные. Дети, конечно, цепляли, но на следующий день их сменяли другие, а те — забывались.
Игорь был 108-м ребенком, усевшимся перед нашей камерой, и последним после долгого «турне» по области. Должен был быть первым, но в день съемки он участвовал в соревнованиях по лыжным гонкам. И снимали мы его лишь потому, что оператор предложил все же сделать крюк в 60 километров, и доснять одну видеоанкету.
Мальчику было 12 лет, и педагоги обрисовали нам со всех сторон положительного ребенка: увлекается спортом, коммуникабельный, хорошо учится. Игорь действительно был таким, но на съемках оправдывал эти характеристики нехотя, и, отвечая на глупые вопросы соответствующим образом, давал понять: «Я не такой простачок, за которого меня тут держат». В парне чувствовался характер.
После съемок до дома было 150 километров, и этого расстояния хватило, чтобы принять решение: к весенним каникулам Игорь будет жить у меня. Нет, не потому, что «щелкнуло». И не потому, что последняя случайная съемка — «это знак». Нет. Просто я осознал, что можно и дальше искать мистического «своего», но есть вот этот, конкретный мальчик. Он хочет жить в семье, а я хочу вытащить его из этого интерната и сделать так, чтобы у него в жизни все было хорошо.
И главное – вспоминая Игоря, я был уверен, что все получится. Все сошлось: его характер, темперамент, бэкграунд. Он уже вполне самостоятельный для жизни в неполной семье, и еще не слишком еще искалеченный системой для того, чтобы догнать и перегнать по своему развитию сверстников. Пока еще целеустремленный, любознательный, жизнерадостный. Еще пара лет, и эти качества заменились бы на «беспомощный, инертный, апатичный, унылый» – живых примеров такой трансформации я видел массу.
«Было понятно, что он не так прост, каким желает казаться»
Я понял, что шел к этому решению три года, а, может быть, и дольше. И если у меня сейчас есть все ресурсы — финансы, опыт, время, понимание – для оформления опеки, то найдется и воля принять решение забрать ребенка из интерната и взять на себя ответственность за его судьбу.
Я пригласил Игоря в гости на одни выходные, потом на другие. Мальчик, как и все «гостевые» дети, конечно, старался, из кожи вон лез, чтобы показать себя с лучшей стороны. Было понятно, что он не так прост, каким желает казаться, но в то же время было очевидно, что я к нему быстро привяжусь, и тянуть с опекой до лета смысла нет. Менять школу придется уже в марте.
На мое предложение стать его опекуном Игорь ответил неожиданно серьезным образом: сказал, что ему надо подумать, а после выяснилось – посоветоваться с мамой, к которой он очень привязан. Мама пьет и потому ограничена в правах, но Игорь звонит ей каждый день, и жизни без общения с ней не представляет. Оказалось, что и мальчик, и его мама боялись, что не смогут больше видеться. Я развеял их сомнения, объяснив, что они будут встречаться так часто, как этого захочет Игорь.
Итак, окончательное решение было принято. Я отвез ребенка в интернат, и приготовился показать чудеса скорости сбора документов. До начала весенних каникул оставалось 12 дней.
Продолжение следует.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
igor
С праздником победы!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.