«Я научилась просто любить свою приемную дочь»
«В первые месяцы жизни с Ксюшей я буквально разочаровалась в самой себе, долго не могла смотреть на дочку, прикасаться к ней. После прохождения кризиса поняла, что могу быть терпеливой, понимающей», — Олеся Олифер искренне рассказала о своем опыте принятия ребенка в семью в интервью корреспонденту фонда «Измени одну жизнь».
«Особенно ребенка не искали»
Олеся говорит, что с мужем они не задумывались заранее о приемном родительстве. «На этот шаг нас подтолкнул случай, — говорит она. — Вместе с сыном Артемом я лежала в хирургическом отделении детской больницы, куда вскоре привезли четырехлетнюю девочку. Как сейчас помню, она была неопрятно одета, волосы выстрижены клоками». Олеся заговорила с ней, и вскоре они подружились. Девочка стала называть Олесю мамой. Как выяснилось, она попала в больницу в результате насильственных действий в кровной семье.
Олеся с мужем и детьми.
«Мы с мужем решили взять эту девочку к себе в семью, но не знали, какие документы необходимы для оформления, — рассказывает приемная мама. — Пришли в опеку, там нам сказали, что нет оснований забирать этого ребенка из кровной семьи. Девочка провела полгода в реабилитационном центре, после чего объявилась кровная мать и забрала ее домой».
К тому времени супруги собрали все необходимые документы и твердо решили, что в любом случае станут приемными родителями. Олеся рассказывает, что прочла на сайте фонда «Измени одну жизнь» интервью с президентом Союза приемных родителей, усыновителей, опекунов и попечителей Натальей Городиской. «История ее многодетной приемной семьи меня, скажем так, зацепила, — признается Олеся. – Мы с мужем решили рассказать о том, что хотим взять ребенка в семью — своему кровному сыну Артему. И он очень обрадовался, поскольку хотел, чтобы у него появился брат или сестра».
Читать также — «Мама стоит в очереди, чтобы взять дочку на руки»
«Честно признаться, мы особенно ребенка не искали, — признается приемная мама. — Написали запрос в органы опеки: девочка, возраст. Стали ждать. Через некоторое время нам позвонили и сказали, что нашли Ксюшу».
Артем — старший брат. Что ему интересно — то и Ксюше.
По словам Олеси, девочка жила в неблагополучной семье, в небольшом карельском городке. Кровная мама умерла, а Ксюшу (а также ее брата и сестер-двойняшек) воспитывал отец, который, как выяснилось, не особо заботился о детях.
«Отец мог оставить Ксюшу в холодном доме одну на несколько дней, — говорит Олеся. — Девочку несколько раз изымали органы опеки, потом возвращали. А однажды изъяли окончательно. У сотрудников не было задачи отправить ее детдом. Хотели как можно скорее найти ей семью».
Кризисным семьям уделяется мало внимания со стороны государства, уверена Олеся. Конечно, родители могут страдать хроническим алкоголизмом, и в подобной ситуации семье сложно помочь. Но многие семьи переживают какие-либо финансовые, социальные трудности, и поддержать их просто необходимо, считает приемная мама.
Первая встреча Олеси с Ксюшей произошла в больнице. «Мы приехали к ней, познакомились, немного поговорили, — вспоминает Олеся. — Не могу сказать, что в этот момент сердце екнуло, а в голове мелькнула мысль «вот она, та самая!» Ксюша тоже отреагировала очень спокойно».
«Я не могла принять Ксюшу»
Адаптация была не у Ксюши, а у Олеси. «Когда девочка пришла в семью, ей было 2 года, — рассказывает приемная мама. — Но я в этой малышке увидела взрослого чужого человека с упертым характером, своими привычками. Розовые очки разбились вдребезги, и адаптация накрыла меня. Ничего не случилось, просто я не могла принять Ксюшу, не могла полюбить ее».
Олеся говорит, что все было не так, как она себе представляла раньше. Чувства к Ксюше не были похожи на ее чувства к кровному сыну Артему.
«Я себя корила за то, что взяла ребенка, которого не могу полюбить и принять, — говорит приемная мама. — Никакого переломного момента не было в отношениях: чтобы взять и разом полюбить Ксюшу. Девочка долгое время жила с кровным отцом. Она была лишена материнского внимания, заботы. Даже не представляла себе, что это. Видимо, поэтому она с легкостью приняла моего мужа, а ко мне поначалу отнеслась отстраненно. Даже мамой не называла».
Со стороны Ксюши, по словам Олеси, было определенное противостояние, тем более, что по характеру девочка — упрямая. И чем больше Олеся противостояла приемной дочери, тем сильнее была обратная реакция. Конечно, Ксюша все чувствовала и делала что-то назло.
Муж и сын Олеси сразу приняли Ксюшу.
«Привыкание – процесс долгий и степенный, — говорит Олеся. — Но в один прекрасный день я решила написать Наталье Городиской, чье интервью когда-то меня и воодушевило. Я рассказала ей свою историю, Наташа давала советы, успокаивала меня. Я призналась, что не могу принять ребенка, полюбить. Она в тот момент очень правильно сказала, что даже кровных детей можно любить по-разному, что уже говорить о приемных!
Если ты можешь проявить любовь, то проявляй. Но заставлять себя, грызть изнутри — не нужно. Наталья просила представить себя воспитательницей, которой нужно ухаживать за ребенком: «Ты можешь ухаживать за девочкой, а любовь придет».
Наталья поделилась с Олесей такой техникой: нарисовать ассоциацию своей любви к сыну и к дочери. И после этого украшать рисунок, обозначающий любовь к дочери. Олеся говорит, что ей тогда это очень понравилось и очень помогло.
«Спустя время я поняла, что у кандидата в приемные родители должна быть хорошая психологическая подготовка, нужно читать больше профильной литературы, — говорит Олеся. – И, конечно, важен внутренний стержень, готов ли человек взять на себя ответственность за ребенка или нет. Многие родители берут детей, будучи сами неподготовленными».
Ксюша и Артем.
В отличие от Олеси, ее муж и сын сразу приняли Ксюшу, без особой адаптации. «Артем обожает Ксюшу и заботится о сестре. Конечно, они и ругаются, и дерутся иногда, как и все остальные дети», — говорит приемная мама об отношениях между детьми.
«Меня мама бросила?»
Артем — старший брат, сейчас ему 10 лет. Что интересно ему — то и 6-летней Ксюше. Вместе с братом они собирают конструкторы. Еще девочка увлеклась рисованием. Вообще она любит, когда с ней занимаются, рассказывает о ней приемная мама. Девочка развивается по возрасту, ходит в детский сад.
Но прошлое, по словам Олеси, наложило свой отпечаток на поведение Ксюши. Раньше ей не уделяли внимания, и она требует его от окружающих. «Мы ходим на различные кружки, и если преподаватель приласкает Ксюшу, то ее несет — начинает баловаться, бросаться на шею. И, несмотря на то, что она добродушная, характер у нее упрямый. То, что работало в свое время с Артемом, не работает с Ксюшей».
«Мы разговариваем с дочерью о кровной семье, как и советуют психологи, — говорит приемная мама. — Я говорю ей, что родила тебя не я, а другая женщина. Первое время Ксюша не хотела это принимать. Потом забыла об этом разговоре. Не так давно мы снова стали говорить о ее маме, и Ксюша приняла тот факт, что я – приемная мама, а не кровная».
Об этом Олеся с Ксюшей говорили вечер за вечером. Девочка спрашивала: меня мама бросила? Олеся отвечала, что нет, не бросила.
Олеся с детьми на отдыхе.
«За эти годы я открыла многие стороны собственного характера, — говорит Олеся. — В первые месяцы жизни с Ксюшей я буквально разочаровалась в самой себе, долго не могла смотреть на дочку, прикасаться к ней. После прохождения кризиса поняла, что могу быть терпеливой, понимающей. Я научилась находить компромисс, научилась сглаживать острые моменты. Я научилась просто любить свою приемную дочь».
Не каждый может взять ребенка в семью, но помочь может каждый
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал