У Элины Борисовой из Москвы шестеро детей, пятеро из них приемные. Вместе с одной из дочерей к семье «присоединилась» и ее бабушка, которая с радостью стала бабушкой для всех детей Элины. Приемная мама рассказала фонду «Измени одну жизнь», как стала многодетной, как пережила адаптацию, и какие правила помогают детям чувствовать себя братьями и сестрами, чтобы и в будущем оставаться большой и крепкой семьей.

У Элины Борисовой из Москвы пятеро приемных детей: Олег (5 лет), Константин (4 года), Алина (6 лет), Дарья (9 лет), Владимир (6 лет). Фото — Антон Карлинер.  

Как у нас появилась еще одна бабушка

Вместе с третьим приемным ребенком – дочкой Алиной – в нашу семью пришла и ее кровная бабушка. Она стала еще одной бабушкой для всех наших детей… Дело в том, что у Алины сначала умерла ее мама, а затем дедушка. Бабушка часто навещала внучку в детдоме. Она не стала претендовать на опеку, и очень надеялась, что у Алины появится любящая семья. Так получилось, что бабушка, можно сказать, на 90% переехала жить к нам из другого города.

ПУСТЬ У  ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОЯВЯТСЯ РОДИТЕЛИ

 

Я сама предложила пожилой женщине навещать Алину и при этом быть бабушкой для всех наших детей. И она согласилась. Все ребята сразу приняли ее как свою бабушку. А она говорит всем своим знакомым обо мне, что в Москве у нее есть дочь, у которой шестеро детей! Вот так у нас сложилась семья: две бабушки, дедушка, шесть внуков. Мы часто ездим отдыхать все вместе.

Алина. Фото — Антон Карлинер.

История с бабушкой Алины – это исключение из правил, остальные дети со своими кровными родственниками не общаются. И я знаю, что многие приемные родители не поддерживают контакт с биологическими родителями своих детей, только если сами сыновья и дочери хотят общаться с родней.

Все-таки, дети в детдома и интернаты не просто так попадают, а через изъятие. Соответственно, причины, по которым ребенка изъяли из семьи, не самые простые.

Как все начиналось

Первой в нашу семью пришла Дарья, в 2012 году. Тогда я была волонтером в проекте Радио России «Детский вопрос». Даша жила в детском доме в Находке Приморского края. Туда я приехала на «Поезде надежды». Когда я встретилась с девочкой, подумала, что моей кровной дочери Александрине нужна младшая сестренка.

Через некоторое время к нашей семье «присоединился» Олег, до этого он жил в Крыму. Так нас стало трое. Мне очень хотелось стать многодетной мамой, и я стала искать еще одного мальчика. Пока искала, в семье появилась Алина, ей тогда исполнилось три года. Через полгода к нам пришел Владимир. А в 2018-м году я по фотографии нашла мальчика и полетела за ним в Челябинск. Так у нас появился еще и Константин.

Даша. Фото — Антон Карлинер.

Из пяти моих приемных детей трое – со сложными диагнозами. В воспитании ребят мне помогают мои родители. Они живут неподалеку, мы видимся каждый день.

Как приняли детей родители и дочка

Сначала папа не принимал мое решение взять приемных детей, но потом одобрил. Сейчас  очень любит внуков. Все они называют моих родителей бабушка и дедушка, а меня, соответственно, мама.

Когда я взяла Дашу, моей кровной дочке Александрине было восемь лет. Я рассказала ей, что на свете есть дети, у которых нет собственных пап и мам, они живут одни.

Этим детям нужна семья, и я хочу съездить в Приморский край и познакомиться с одной девочкой. Если все сложится, говорила я, то эта девочка станет моей дочкой и твоей сестрой. Договорилась с Александриной, что пришлю фотографии Даши из детдома, и если дочери девочка понравится, то будем вместе обсуждать, что делать.

Костя. Фото — Антон Карлинер.

Александрина согласилась с моим планом. Первое время она, конечно, ревновала меня к Даше, поскольку я много времени уделяла младшей, но потом успокоилась. И приход остальных ребят в семью Александрина воспринимала гораздо легче. За Костей мы уже вместе с ней летали в Челябинск.

Как прошла адаптация


Мне повезло с каждым из ребят. С первого дня я чувствовала, что это мои дети. У меня не было никаких критериев поиска а-ля «светловолосый мальчик с голубыми глазами». Я видела ребенка и понимала, мой или нет. Мне достаточно было на него взглянуть. Были случаи, когда ездила на другой конец страны, заходила в учреждение и понимала, что не смогу этого конкретного ребенка обнять. В этих случаях просто уезжала.

У одного из моих детей был обнаружен скрытый диагноз, психологической направленности, о котором в детдоме нас не предупредили. Мы приехали с ним в Москву, была весна. Через две недели мы все планировали уехать к морю. У ребенка случилась отмена препаратов, назначенных ему ранее, плюс началась адаптация, тут еще случился переезд к морю, буря эмоций.

И ему было тяжело, и всем нам было тяжело. Сейчас мы под наблюдением специалистов, но определенные трудности с ним в плане социализации остались.

И все же, скажу, что адаптация если и была, то с каждым достаточно легкой. Конечно, переживания были, но все прошло вполне гладко. Благо, у нас дома добрая «мини-армия» с положенными пряниками и кнутами, поскольку семья – многодетная. Порядки и правила очень нужны.

Олег. Фото — Антон Карлинер.

Ребенок приходит в семью и одномоментно окунается во все новое: идет детский сад, живет по другому режиму, в иной обстановке. Мы сначала даем ему время привыкнуть.

Никаких особых правил у нас нет: не ври, люби родителей, уважай труд, бережливо относись к вещам, игрушкам, говори «доброе утро», «спасибо».

К примеру, Костя, в первое время, выходя из-за стола, не говорил «спасибо», как все остальные. На второй, третий день дети уже сами напоминали ему про «спасибо». И он начал говорить: «Спасибо, мама».

Как происходят возвраты

Дети приходят в семью с надеждой на «конфетный дождь». Выйдя за территорию детдома, ребенок попадает в суровую для него жизнь с правилами и обязанностями.

Родители ребенка социализируют, чтобы дать ему будущее. Но, конечно же, далеко не все дети хотят учиться на «отлично», трудиться, упорно заниматься. При этом не все приемные родители  готовы к трудностям, многие переоценивают собственные силы.

Вова. Фото — Антон Карлинер.

Не стоит забывать и о том, что детдомах могут скрывать истинные диагнозы у ребенка. Большая часть диспансеризации – это фикция. Вскрывшиеся неожиданные диагнозы также могут стать причиной последующего кризиса и возврата.

Поэтому замещающим семьям так важна поддержка близких, родных в трудные моменты. Нужна и поддержка специалистов. Проблем вокруг сразу нарисуется достаточно: конфликты в школе, в детском саду, сложные диагнозы, непонимание со стороны органов опеки и так далее.

Как избежать выгорания

Были моменты, когда, казалось, одно и то же объясняешь, а дети тебя не понимают. Непонимание происходит не из-за того, что они какие-то глупые, а из-за специфической интернатной системы. Благо есть, бабушки и дедушка, которые могут дать мне возможность сделать передышку.

Когда ты занимаешься только детьми 365 дней в году, то периодически два-три дня нужно позволять себе переключиться на что-то другое. Я отвожу детей к своим родителям, а сама куда-нибудь выбираюсь. Одним словом, делаю небольшую передышку. Хотя бы раз в год нужно переключаться.

Элина Борисова. Фото — Антон Карлинер.

Я общаюсь с приемными мамами, с кем можно поговорить, поплакаться. Поплакавшись, приходишь в детсад, а навстречу бежит ребенок с криками «мама, мама!», ты начинаешь иначе смотреть на проблемы.

Мое внутреннее ощущение приемного материнства: я не та мама, которая родила, а та, которая лечила от болезней, ставила на ноги, учила ездить на велосипеде, вывезла первый раз на море.

Я думаю, что в будущем дети будут дружить и общаться друг с другом, поскольку ощущают себя братьями и сестрами. Но при этом каждый из них создаст собственную семью с ощущением, что в жизни есть еще одна большая семья, родительский дом.

Как стать семьей

Я думаю, что совершенно разных людей в семье «скрепляют» родители, а также уклад жизни в семье. Каждый раз я говорила детям, что есть ребенок, у которого нет ни мамы, ни папы, ни бабушки, ни дедушки, но он очень хочет в семью. Давайте его заберем?

Старшая дочь Элины — Александрина с младшими братьями и сестрами. Фото — из семейного архива.

Пока оформляются документы на ребенка, я рассказываю детям о нем. Вся семья готовилась к приезду нового ребенка, решала, где поставить его кровать, какие подарки ему купить. Это и дает ощущение семьи, как единого организма.

Мой родительский потенциал на данный момент исчерпан. Брать еще детей в семью не планирую, при этом остаюсь волонтером и готова консультировать другие приемные семьи, находящиеся в кризисе.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

3 комментария
  • Екатерина

    «Не та мама которая родила, а которая лечила… «. Каждая мама это не та которая родила, » родила» это капля в море, и дети, родные или нет, любят нас за то что мы с детства ведем их по жизни держа за руку. И родные мамы после «родила» лечат детей (чаще всего ребенок имеет патологит), вописпитывают (социальные проблемы не редкость и у родных детей: и воруют, и плохо учатся, и ломают….). Ребенок живой организм со своими наклонностями, но терпенье и труд непременно вырастят из него отличного человека.

    31 октября 2021
  • Мария

    Какая Вы сильная мама! Вашим ребятам очень с Вами повезло! Спасибо за этот пост, он поддерживает и мотивирует к приемному родительству.

    22 июля 2019
    • Иоланта Качаева

      Мария, спасибо! Мы очень рады, что статьи нашего фонда о замещающих семьях так популярны, так нужны и будущим, и уже состоявшимся приемным родителям!

      22 июля 2019