Анна Захарченко
Анна Захарченко 31 мая 2018

«Подросток — это все еще ребенок»

0
2785
0
Все фото - из семейного архива Красниковых.

«Если раз задумался – точно возьмешь ребенка», – уверена Нина Красникова из Владимира. У них с мужем 17 приемных детей. Как быть родителями малышей, родных братьев и сестер, подростков и особых детей Красниковым не объясняли. ШПР в то время еще не было. Обучение у супругов было «на практике». О том, как не бояться принимать решение, где искать силы и поддержку, многодетная  приемная мама Нина Красникова рассказала корреспонденту фонда «Измени одну жизнь».

Вместе мужем Нина долго думала над принятием детей в семью. Супруги читали о приемных семьях из других городов. Наконец, решились. Нашли малыша. Дениску Нина Ивановна помнит до сих пор. Они брали мальчика к себе погостить, оформляли бумаги. Но неожиданно нашелся дядя Дениса, и ребенок поехал жить к родственникам.

А Красниковы все же стали приемными родителями чуть позже. Для семнадцати детей.

«А что за мальчик?»

Пока подготавливали документы для опеки над одиннадцатилетним Андрюшей, инспектор попросил подумать супругов Красниковых над тем, чтобы сразу взять еще одного мальчика. Сначала Нина Ивановна отказалась – ну, куда такая ответственность, как можно принимать такие решения с бухты-барахты? На одного-то решились не сразу. Но почему-то спросила: «А что за мальчик?»

«Если раз задумался – точно возьмешь ребенка».

И оказалось, что она знала семью этого мальчика — Никиты, жили в одном доме. Его мама злоупотребляла наркотиками, бабушка с дедушкой – алкоголем. В итоге Никита остался один. На первую школьную линейку его, научив читать и считать, повела Нина Ивановна Красникова.

Андрей учился в коррекционной школе 8 вида. Приемная мама решила, что это ошибка, ребенок вполне способен усвоить намного больше. И стала добиваться перевода: прошли несколько комиссий, доказывали, боролись… И Андрей стал учиться по обычной программе, да еще и без троек. Сейчас он уже взрослый мужчина, музыкант.

С девочкой будет веселее

Оказалось, что хоть ответственность и большая, но справились же! И третий ребенок в семье появился благодаря внучке Красниковых: «Девочку бы взять, что у нас одни мальчишки?»

«Мы подумали, что с девочкой и правда будет веселее, и так к нам пришла Маша, – рассказывает Нина Ивановна. – А сейчас наша Машка готовится стать мамой, скоро будет у нас еще внучка».

Этот фильм о счастье и любви. «Воспитывать детей — тяжело, но, посмотрите, сколько радости и счастья!», — рассказывает Нина Красникова. Фильм о большой семье Красниковых съемочная группа фонда «Измени одну жизнь» снимала в 2016 году. 

Маша приехала в новый дом в ноябре, а в декабре позвонили из органов опеки: «Помогите еще одной девочке, у нее сроки поджимают: больше трех месяцев в центре реабилитации нельзя находиться. Возьмете?» Так появилась Валечка, мама стала называть ее Птичкой.

После Валечки – Юля, уже почти совсем взрослая, ей надо было пожить в семье буквально год. После нее пришла Сельби, тоже семнадцатилетняя, была под опекой Красниковых, пока не поступила и не ушла в самостоятельную жизнь.

Особые дети

Потом в семью пришел Женя, пробыл 5 лет, в 19 встал на ноги, живет отдельно. После него – Дениска, любитель что-нибудь разобрать и собрать. Нашел себе занятие по душе, учится на телерадиомастера. После Дениса Красниковы почти одновременно взяли снова сразу двоих. Трехлетнюю Сонечку забирали срочно: ее мамы не стало 16 ноября, а 3 декабря девочку уже привезли домой, чтобы она как можно меньше времени провела в казенном учреждении. Вместе с ней взяли 14-летнего Лешку, он теперь учится в московском вузе.

Следующими – опять двоих. Решили не разлучать сестер Анечку и Ксению, эти девочки сейчас школьницы. После них – Сашу, мальчика, вслед за ним – Артема. Артем – незрячий и Ванечка, которого взяли позже, слабовидящий. Нина Ивановна подумала, что у особых детей куда меньше шансов попасть в семью, и им ее забота нужно особенно. Поэтому появились Егорка и Аленка – дети с синдромом Дауна. Мама зовет их солнышками. Итого, уже девять детей выросли и живут самостоятельно, а восемь — дома.

Поддержка родителей

Первых детей Красниковы взяли в семью, когда никто еще и не слышал об адаптации, о психологической поддержке родителей, о депривации детей из детдомов, а школ приемных родителей не было и в проекте. Со всеми проблемами и вопросами обращались в органы опеки.

Первый инспектор, с которым общались, Евгения Александровна Бабкина, никогда не отказывала в помощи, говорит Нина Красникова. Ведь в то время вся подготовка к передаче ребенка в семью ограничивалась тестированием у психолога. Выносили решение: ребенка дать можно или нельзя, а дальше – до свидания, удачи там.

А проблем хватало. Красниковы решились на то, что, честно говоря, по плечу немногим – брать под опеку подростков. Тем более, про некоторых из них заранее было известно, что дети, мягко скажем, с характером и не самым легким прошлым.

«Вырастить трудного подростка – не проблема, просто ночами иногда не спишь».

Когда поведение ребенка ставило семью в тупик, Красниковы звонили Евгении Александровне хоть в час ночи – она брала трубку, разговаривала, утром приходила, и ситуацию им удавалось разрулить уже вместе. «Нас поддерживали, никогда не было никаких: «Вы знали, на что шли, и вообще вы деньги за это получаете». Я считаю, что в том, что наша семья состоялась – на 99% заслуга Евгении Александровны», — считает Нина.

Она говорит, что не боится просить помощи. «Вот есть мальчик, подросткового возраста, ребенок сложный, очень сложный. И покуривает, и подворовывает, все эти «детские болезни», — рассказывает Нина. — И я, не скрывая этого, пошла к инспектору и говорю: «Давайте вместе что-то делать, и вы, и я. Приходите, поговорите с ним тоже». Пришли и по-человечески поговорили. Где припугнули последствиями таких поступков, а где и пожалели его».

К слову, с мальчишками-подростками, как ни странно, все складывалось более-менее. Не сказать, чтобы с первого дня все шло идеально, но проблемы решались постепенно, в штатном режиме. А вот одна из девочек «жгла не по-детски». До попадания в семью она прошла многое из того, что детей, вообще-то, касаться не должно. В семье и ей, и с ней было очень трудно. Было все: и мальчики, и побеги из дома, и ночные загулы, и поиски с милицией…

В какой-то момент казалось, что девушка не сможет уже жить обычной, спокойной жизнью без ненужных приключений. Но годы шли, воспитанница уже выросла, а Красниковы продолжали следить за ее жизнью: родились двое мальчишек без отца. Одного из них она даже оставила в роддоме, потом забрала, потом пристроила в дом малютки на время. Но встретила мужчину, с которым живет уже 6 лет, работает, дети с ней, так что уже, кажется, можно впервые за все эти годы выдохнуть и сказать: «Теперь все у нее будет хорошо, жизнь сложилась нормально».

Советы родителям приемных подростков

Отказываться от подростка, возвращать его в детдом допустимо только в крайних, исключительных, очень редких случаях, а не тогда, когда просто что-то не клеится, считает Нина Красникова.

«Надо помнить, что подросток это все еще ребенок, – говорит она, – И не надо принимать скоропалительных решений. Не зря говорят, что с бедой надо «переспать», чтобы потом обдумать проблему без лишних эмоций».

Еще один совет родителям, решившимся взять взрослого ребенка – не перегружать его занятиями, но и не допускать, чтобы свободного времени было столько, чтобы подросток не знал, куда его потратить. Все дети Красниковых заняты: воскресная школа, музыка, совместная подготовка к конкурсам и праздникам для семей.

Семья без особых проблем

Самый нервный период закончился, жизнь продолжает идти своим чередом. «Наш паровозик за столько-то лет привык ходить по расписанию», – смеется Нина. Сорок минут и несколько рук, вот и готов обед на десятерых. Где что выгоднее купить – уже давно известно, просто покупают не килограммами, а коробками. А сейчас начинается лето, и вся семья готовится к переезду на дачу до осени, это традиция.

Дни рождения в многодетной семье отмечают часто.

Исключения делали лишь два раза, когда у папы, Владимира, были проблемы со здоровьем, и он лечился в Белгороде. Два лета жена и дети провели там с ним. Справились. Вдвоем после того, как в семье появились дети с инвалидностью, отдохнуть уже не получается. Раньше каждый год, пока все дети отдыхали в загородных оздоровительных лагерях, у родителей было 2-3 свободных недели. Теперь «отпуск» сократился до 5-6 часов, пока все дети в школах, садах или на занятиях. Но удается «перезагрузиться» за это время.

О чем ни спросишь Нину Ивановну, все не так и сложно. Накормить десять человек – не проблема, просто вставать каждый день пораньше и продумывать все заранее. Вырастить трудного подростка – не проблема, просто ночами иногда не спишь, и приходится разыскивать его по всему городу. Особенные дети в семье – не проблема, просто надо уделять больше внимания и очень много заниматься с ними дома.

То ли это скромность, то ли редкий дар спокойного отношения к жизни и способности к принятию. Возможно, именно благодаря маминому примеру почти все дети Красниковых, за исключением тех двоих, что приходили на очень короткий срок, стали родными и поддерживают отношения.

Эта статья создана при поддержке компании МегаФон.

«Будущее зависит от тебя» — так называется совместный проект фонда «Измени одну жизнь» и компании МегаФон. В рамках проекта мы публикуем видеоанкеты подростков. Им, как и малышам, очень нужны семьи. Но подросткам намного сложнее найти новых родителей.

 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!