Побег подростка: кто виноват и что делать?

Приемные подростки нередко убегают из дома. Иногда родителям удается быстро найти беглеца, а иногда только с помощью полиции. Почему это происходит, как помочь детям и взрослым? Своим опытом и советами с журналистом фонда «Измени одну жизнь» поделились приемные родители и эксперты.
«Однажды сын решил подвигать границы и попробовать нарушать правила, – рассказывает Лана Истомина, многодетная приемная мама. – Сообщив, что если нас это поведение не устраивает, он сбежит из дома, и никакая полиция искать его не будет, он уже много раз сбегал из кровной семьи, и ничего. И сбежал».
Приемным родителям очень повезло с полицией: сотрудники правоохранительных органов действовали профессионально. Они нашли паренька уже через несколько часов. «Следователь провел с ним беседу, – вспоминает Лана. – Скажем так, по-мужски, довольно жестко. Обрисовал ему открывающиеся перспективы. Когда мы забрали сына, ребенок ожидал, что мы его будем ругать, приготовился агрессивно защищаться. Но мы решили использовать «разрыв шаблона», обняли его и положили спать».
Утром родители поговорили с приемным сыном, сказали, что никогда бы не позволили никому так с ним разговаривать, как это делал полицейский, если сами не были бы вынуждены привлечь полицию из-за его поступка.
«Мы – родители, мы отвечаем за всех детей в семье, – говорит Лана. – И если бы с сыном что-то случилось, а заявления в полицию о пропаже бы не было, то под риском изъятия из семьи оказались бы все дети. А так рисковать мы не имеем права. Проблемы нужно решать на уровне разговора, без привлечения третьих лиц, потому что мы – семья. И с нами всегда можно договориться. У нас честные и понятные правила. И выполнять их нужно. А быть взрослым – значит, быть ответственным, а не наоборот». После этого события ребенок стал доверять родителям гораздо больше, их отношения вышли на новый уровень.
Приемный сын Светланы Лысенковой тоже убегал из дома. Правда, недалеко и ненадолго. «Это началось в период адаптации. Сын кричал на меня, требовал вернуть его обратно в детдом, грозился уйти, сесть на автобус и уехать, – рассказывает Светлана. – Ушел, вокруг дома походил, видел, что смотрим за ним в окно, и вернулся. Первый раз этот поступок был очень эмоциональным. После чего подобные выходки еще два раза повторились, но с минимальным количеством эмоций. Он уходил и снова возвращался. Дальше дома не убегал. После того, как прошла адаптация, он успокоился, и подобного больше не было».
Подобными историями могут поделиться многие родители тинейджеров. Что происходит с детьми, в чем кроются причины побега? «Если речь идет о девиантном поведении ребенка, то помощь психолога потребуется однозначно, – говорит Марина Березина, психолог БФ «Семья детям». – Возможно, нужна будет и помощь психиатра, поскольку дети сбегают из дома по причине глубокой депрессии. Не всякий ребенок может самостоятельно справиться с возрастным кризисом без поддержки взрослых. Мы, психологи, смотрим, что именно сломалось в семье. Причиной может быть агрессивное поведение родителей, депрессия ребенка. Мы выясняем, от чего и куда он бежит».
Таисия Лотарева, педагог-психолог ГБУ ЦССВ «Наш дом» делится двумя «историями побегов» из практики сопровождения. В обоих случаях две девушки (их имена изменены – Ред.) в возрасте 16 лет оказались под опекой своих родственниц-бабушек. Надя убегала к своим родителям, лишенным родительских прав, Анна – внучатая племянница – опекуна систематически нарушала договор о возвращении домой в определенное время.
«В обеих историях случаях были схожие модели отношений в семьях, – говорит Таисия Лотарева. – До подросткового возраста девочки жили с родителями, которые не могли должным образом позаботиться о них, у них не было постоянного места работы и заработков, но были вредные привычки и проблемы со здоровьем…»
Девочки часто были предоставлены сами себе, родители не занимались их воспитанием. Надя регулярно пропускала уроки в школе с 6-го класса, и родители не могли повлиять на дочку. А родители Ани рано ушли из жизни. После смерти матери девочка до 13 лет жила с тяжело больным отцом, практически в нищете.
«Бабушки-опекуны обеих девушек отличались авторитарным стилем воспитания, при котором взрослый общается с ребенком преимущественно в ультимативном тоне, задает строгие правила, наказывает за их несоблюдение, редко интересуется мнением ребенка, указывает ребенку, что и как делать, – рассказывает Лотарева. – Обе бабушки демонстрировали недоверие и настороженность в отношении своих подопечных: «Вот увидите, залетит от таджика. У нее все друзья такие», – говорила бабушка Ани. «Она вам на меня жаловалась?» — часто спрашивала у психолога бабушка Нади.
Объясняя причины побегов, Надя говорила, что скучает по маме и своим друзьям. А Аня сначала с ужасом в глазах признавала свою вину, а потом стала со злостью говорить, что не согласна с мнением бабушки в отношении своих друзей и молодого человека, и будет уходить к ним.
В обоих случаях, уходы девочек из дома не представлялись чем-то удивительным. Если Надя бежала туда, где ей было все понятно, туда, где был ее дом и друзья, то Аня бежала от тирании вечно недовольной и подозрительной бабушки, которой ничего не объяснишь.
В обоих случаях, по словам психолога, была необходима медиация, для того, чтобы между бабушкой и подопечной произошел диалог, результатом которого стали бы договоренности о дальнейших отношениях. «Также мы должны принимать во внимание, что 16-17 лет – это юношеский возраст, в котором должно происходить отделение ребенка от семьи – сеперация», — говорит Лотарева.
В случае с Аней психологу удалось добиться согласия опекуна и девушки по нескольким пунктам: проживание Ани в общежитии, отказ от контроля локации подопечной посредством отслеживания ее сотового телефона, устройство Ани на работу с целью частичного покрытия ее расходов. А с бабушкой Нади, к сожалению, диалог не получился: так и не удалось уговорить опекуна вступить в диалог с внучкой. И очередной побег не заставил себя долго ждать, говорит психолог.
Основную причину побегов приемных подростков Алексей Юдилевич, заслуженный педагог-психолог РФ видит в слабой подготовке опекунов и усыновителей. «Как бы это очевидно не звучало, но детей нужно отдавать только подготовленным родителям, – отмечает эксперт. – Нынешняя система ШПР пока несовершенна. По сути, люди прослушают курс лекций со стороны молодых психологов, у которых, порой, и собственных детей нет. Будущим приемным родителям дают лишь сырую теорию, не раскрывающую весь спектр возможных проблем. Особенно если речь идет о подростковой психологии. В итоге, ситуация выходит из-под контроля, и ребенок возвращается обратно в детдом».
Приемные родители должны поддерживать связь с кровной семьей ребенка (если таковая имеется), подчеркивает Юдилевич. «Об этом почти не говорят в ШПР, но аспект крайне важный, — говорит эксперт. — Мы берем ответственность не только за ребенка, но и за его прошлое. Генетические связи сидят у него в голове, и в какой-то момент он обязательно потянется к матери и отцу. Не стоит бросать фразы «Они – алкоголики, их не нужно видеть». Наоборот, нужно выстроить гармоничные отношения с ними, постараться повлиять на них».
Было немало случаев, когда ребенок сбегал из-за побоев в семье, говорит Юдилевич. «Не найдя иного способа воздействовать на ребенка, родители приходят к физическому наказанию. Подростки склонны к импульсивным действиям, и применение силы к ним недопустимо ни в коем случае», – отмечает психолог.
У сирот побег – это первая реакция, потому что многие из них уже сбегали из неблагополучных кровных семей, из детдомов. Для них побег может быть ответом на любое принуждение. Даже на принуждение к учебе, к выполнению обязанностей по дому.
«Приемному родителю сложно управиться с ребенком на фоне отсутствия взаимной привязанности. Только в процессе общения, выстраивания доверия родитель может попросить ребенка делать определенные вещи. На начальном этапе не стоит давить на него учебой, обязанностями. Необходимо показать ребенку значимость и важность для родителей», – отмечает эксперт.
Что делать, если подросток не вернулся домой вовремя и не отвечает на телефон:
- Постарайтесь успокоиться.
- Позвоните родственникам и друзьям ребенка, а также классному руководителю, преподавателям кружков или тренеру секции, где он занимается.
- Звоните в полицию, если никто из тех, кому вы звонили, не знает, где находится ваш ребенок.
Эта статья создана при поддержке компании МегаФон.
«Будущее зависит от тебя» — так называется совместный проект фонда «Измени одну жизнь» и компании МегаФон. В рамках проекта мы публикуем видеоанкеты подростков. Им, как и малышам, очень нужны семьи. Но подросткам намного сложнее найти новых родителей.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Комментарии
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.