Почему женщине-педагогу тяжелее усыновлять детей
Каждое знакомство со слушателями в Школе приемных родителей мы начинаем с рассказа о себе (преподавателях), далее сами слушатели представляются и озвучивают свои запросы. И в процессе представления нередко можно услышать: «Я педагог и у меня есть бонус — в теме общения с детьми я знаю всё, меня сильно волнуют только медицинские вопросы».
Но есть и другая ситуация. На повышении квалификации специалистов органов опеки, школ, детских учреждений практически после каждого занятия обязательно кто-то из слушателей подходит ко мне и просит помочь в решении личных проблем, проблем взаимоотношений с кровным ребенком и, при этом шепотом добавляет, что сама педагог, но вот как-то не получается…
Так почему же так происходит, и есть ли бонусы у педагога?
Учительница. Иллюстрация skurenkova.ucoz.ru
Педагоги: особенности профессии
Несомненно, педагог педагогу рознь. Одно дело преподаватель высшей школы, обучающий взрослых и относящийся к ним соответственно, и другое — учитель начальных классов, ежесекундно пасущий ватагу маленьких детей. Есть среди будущих родителей такие, у которых только образование педагогическое, но работают они совсем в другой сфере.
Роль и жизнь учителя в школе довольно жестко регламентирована: и формальными бумагами, и всем традиционным круговоротом школьной жизни. Это накладывает свой отпечаток на учителя.
Итак, у учителя группа детей. Часто она совсем не маленькая – класс 20 детей в лучшем случае, а если не повезло, то будет 30, а то и поболее. Дисциплина и обучение стольких детей строятся на умении «держать и вести класс». Если этого не будет, всё время урока уйдет на наведение порядка, решения проблем — попить воды, в туалет и пр. Хочешь не хочешь, а навык держать класс входит в кровь, отрабатывается до автоматизма. Любая ситуация у хорошего учителя решается чуть ли не движением брови.
А ещё учителя знают, что и дети это чувствуют. Реакции детей на действия учителя зависят от харизмы учителя, опыта, навыка, а ещё, от состояния класса после перемены или предыдущего урока, дня недели, погоды, да всего на свете. Опытный и успешный учитель высоко ценится в школе, обожаем в классе. Получая внимание детей, родителей и оценку руководства учитель поневоле пропитывается ощущением: «знаю как правильно» в общении с детьми.
Но учитель, это не только работа с детьми, это работа с собой. Не зря же считается, что педагог должен быть высочайшим примером. Это высокая ответственность и внутренняя требовательность к себе. Именно она позволяет быть тем самым авторитетом для детей, дирекции и вообще чувствовать себя уверенно в своей роли и в жизни.
Профессиональный способ общения
Всё, о чем мы сказали, создаёт проблемы в личных отношениях дома. Семья не класс, дома в кругу семьи с собственным ребенком учитель всего лишь мама, каких бы званий вне круга семьи он не достиг. Но увы, срабатывают отработанные схемы, реакции и способ общения со своими детьми как в классе. Жесточайший контроль и требовательность переносится в дом.
Вторая беда – ведь нужно соответствовать ожиданиям, возлагаемых на любой авторитет, и не только самому. Раз ребенок мой, рассуждают мамы-учителя, то и он должен, просто обязан быть лучшим, не посрамить честь учителя. А иначе какой же он тогда учитель? … «Как в школу входить, как детям и коллегам в глаза смотреть, а ещё узнает половина города, все же будут показывать пальцем»? Допустить это для учителя — даже подумать страшно. Поэтому дети учителей — любые кровные, приемные — находятся под большим прессом, чем их сверстники и, особенно, одноклассники.
Ярко и точно описала это состояние дочь одного из учителей, которая никак не могла понять такого отношения. «Только с возрастом я поняла, что все дело не в том, что меня не любит мама, а в том, что мама — учитель. И она настолько «пропитана» своей школой, что дома она уже не может быть просто мамой». И ещё — «У меня в голове была одна мысль — «я не должна позорить маму!». Эта мысль злила меня, я злилась и на маму, но ничего не могла изменить.
Некоторым родители говорили, что главное-здоровье, а не оценки, да что далеко ходить, мой папа до сих пор говорит мне свою коронную фразу: «Плюй на все, береги здоровье!» Обычный машинист оказался намного лучшим «психологом» и другом, чем мама-педагог.
Что делать учителям
Учитель это, разумеется, не диагноз, но риск большой и, надо сказать, что многие учителя знают, что есть особенности в общении и профессиональное смещение. Остаётся понять, как не наступить на обычные «грабли». Мы сами строим собственное и будущее детей: их успехи и их неудачи, за которые потом корим сами себя. Увы, надрессировать ребенка на счастье — нельзя.
Роль матери совсем другая, нежели роль учителя, а учительские навыки дома чаще откровенно вредны, чем полезны. Потребуется попрощаться со стереотипами в собственном сознании. Научиться сбрасывать «шкурку» учителя выходя из школы. Если этим не овладеть, то всё остальное бессмысленно. А значит, нужно будет попрощаться с подходом: «я всё знаю, отстаньте от меня!». Потребуется учиться: побольше узнать о семейных ролях, как общаться с ребенком вне группы, проконсультироваться с профильным психологом, а может быть поработать с собой глубже и пройти персональную терапию.
Если у вас сейчас регулярная групповая работа с детьми в детском саду, школе, секциях и т.д. — перед приемом ребенка в семью, обязательно возьмите паузу, смените если не место работы, то хотя бы вид деятельности. Займитесь собой, отдохните от командования в классе. Через некоторое время проверьте, получается ли вам возвращаясь домой после рабочего дня радоваться детскому смеху и гаму ещё и дома, или сил и эмоций на это уже нет.
Посмотрите, сколько в России брошенных одиноких стариков, вырастивших подчас не одного ребенка. Это в отношении кровных детей, а дети приемные совсем другие: у них есть особенности, совсем не свойственные детям домашним, их поведение, реакции и восприятие серьезно отличаются. Просто педагогического опыта точно не хватит. Оцените, что для вас важнее: быть учителем-примером или быть счастливой мамой. И если вы приняли решение стать мамой, то становитесь ею — учитесь, учитесь и еще раз учитесь!
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.