«Не надо ждать чудес от детей. Нужно самим творить чудеса»
Мурат и Орынбасар Кабылбаевы из Казахстана – многодетные приемные родители. Они воспитывают 11 детей. Специально для фонда «Измени одну жизнь» Мурат поделился личным опытом воспитания подростков разных национальностей, но схожих судеб.
В любом деле должна быть любовь и искренность, уверен многодетный приемный отец. Все фото — из семейного архива Кабылбаевых.
В семье Мурата Кабылбаева и его жены Орынбасар – 11 детей. Их имена – русские и казахские: Адель 16 лет, Анастасия 14 лет, Толеген 14 лет, Тамитлан 13 лет, Николай 13 лет, Болат 12 лет, Оксана 12 лет, Фатих 10 лет, Эмре 8 лет, Маша 7лет, Иброхим 6 лет. Все дети свободно говорят на двух языках.
Мурат работает в Общественном фонде «ДОМ», фонде Аружан Саин в проекте «Казахстан без сирот». «Помимо консультаций, за которыми к нам обращаются из разных регионов Казахстана, мы консультируем, а также по возможности помогаем выпускникам детских домов, — рассказывает Мурат. — Ищем для них работу, жилье, средства на оплату жилья. Часто ребята попадают в различные ситуации, приходится с ними бегать по судам. Обращаются и по многим другим нестандартным вопросам. А если говоришь, что это не наш профиль работы, отвечают: «Нам сказали, что вы обязательно поможете!». После таких слов, конечно же, помогаем, ведь раз бывшие детдомовцы пришли за помощью к нам, значит, верят нам и надеются на поддержку».
«Мы как будто отправились на другую планету за счастьем»
Мурат женился в 2001 году, и в том же году они с женой решили, что независимо от того, сколько у них будет детей, они все равно возьмут на воспитание 2-3 ребят из детского дома. «Не все получается так, как мы хотим: 9 лет у нас не было детей, а после того, как родился сын, мы решили выполнить данное себе обещание, — рассказывает Мурат. — Мы вообще ничего не знали о детских домах, о существующей системе, мы как будто отправились на другую планету за счастьем».
На презентации книги Мурата Кабылбаева «Покажи мне небо» присутствовали дети — главные герои книги.
По словам Мурата, первые слова директора детского дома были такими: «Я ему детей не дам, он мне не нравится!». «Я даже благодарен этой женщине-директору за такой честный прием, — вспоминает Мурат. — После того разговора я стал искать ответы на вопрос: «Что же все-таки не так на этой планете детей, за высокими заборами? Что побуждает директора бороться за каждого ребенка? Любовь к детям? Или есть еще другие причины? Исследования данного вопроса ввергли меня в шок: их ревностное отношение, переживания, добротный фасад детдома — это обманчивая пелена, за которой сотни, тысячи детей с разрушенными судьбами. Где дети просто цифры подушевого финансирования, больше детей — больше денег, где дети являются приманкой для спонсоров и меценатов».
«Я вспомнил свою первую поездку в детский дом. Приоткрыв дверь кабинета, где шел урок, увидел детей, полные классы детей. Они посмотрели на меня умными, взрослыми, любопытными взглядами, и мне стало не по себе.
Как их много, разве такое может быть, мне казалось, сами стены детского дома плакали, говорили: «Спасите детей, увезите их отсюда! Спасите их от больших бед и страданий, им нужны папа и мама, им нужна семья!». Шофер автомобиля, который привез меня, сказал: «Какая здесь тяжелая аура, какой взгляд у этих детей», и, не выдержав, вышел на улицу».
(Здесь и далее – курсивом — отрывок из книги Мурата Кабылбаева «Покажи мне небо»)
Супруги планировали взять детей возрастом до 5-6 лет. Однако, по словам Мурата, когда они увидели детские фотографии, когда поняли, что у детей старшего возраста, как и у нескольких детей из одной семьи возможности попасть в семью сведены к нулю, то решили взять именно тех, у кого практически не осталось шансов покинуть детдом.
«Аке, когда вы умрете, мы вас будем хоронить!»
«После того как мы по личным делам и историям детей выбрали детей, встретились с ними в кабинете директора, — рассказывает Мурат. — Дети были в школьной форме. Они улыбались, радовались, а того, чего я ожидал увидеть, не было. Но уже после того, как через некоторое время я приехал забрать их, их глаза были другими. Они уже не радовались, они были наполнены одиночеством, страданием. Весь обратный путь домой мы ехали молча. Детей, видимо, мучил вопрос: «Что дальше?»
Кабылбаевы всегда встречают гостей за большим семейным столом.
Они, скорее, принимали свою участь, когда они ничего не решают, они вынуждены подчиняться воле взрослых, говорит Мурат. Дети понимали, что, возможно, оборвутся связи с их биологическими родственниками, ведь дети в детских домах всегда ждут своих родных. Они чаще идеализируют своих биологических родителей, видят их такими, какими хотят видеть, и верят им, отмечает он.
«В один из первых дней в нашей семье мы все ужинали. И один из сыновей сказал: «Аке, когда вы умрете, мы вас будем хоронить!» А я в шутку ответил: «Ну, я как будто не собираюсь умирать…», -вспоминает многодетный приемный отец. — Мы тогда посмеялись. Но понятно, что этот мальчик, которому выпали тяжелые испытания, этими словами дал понять: «Я отсюда никуда не уйду!» Этими словами он выразил свое желание быть с нами».
«Я чувствовал его боль, обиду, он всегда плакал у меня на груди»
Адаптация детей, по словам приемного отца, в целом проходила спокойно: видимо, то, что все дети были из одного детдома, сыграло свою роль. «В нашей школе ранее не было детей из детских домов, — рассказывает Мурат. — И мы переживали, как пройдет адаптация в школе, как их примут одноклассники. Но, слава Всевышнему, ребята сразу нашли со всеми общий язык, новых друзей».
«Дети как-то сидели, о чем-то говорили, и я прислушался к их разговору. Коля рассказывал:
– Когда мы жили с той матерью, я поджег кресло.
– А я подожгла деревянный туалет, – добавила Оксана.
Дети громко смеялись.
– А нам все время было холодно, – сказал Тамирлан.
– Почему? – спросил кто-то из детей.
– А ты попробуй, поспи на голом полу без матраца, накрытом только простыней. У нас был один диван, и на нем всегда кто-то спал, – ответила Адель.
Разговор принял грустную ноту.
– Это еще ничего. Вот когда нас дядя выгнал из дома, у которого мы жили, мы долго бродили по улицам, потом мама в каком-то селе нашла заброшенный дом, там ничего не было, мы сидели возле печки, потом пришли соседи и нас забрали, так мы попали в детский дом, – продолжала она».
Конечно все дети – разные, с разными характерами, поэтому все бывает. «Я всегда говорю, что дети имеют право на шалости, просто нужно на них правильно реагировать, — объясняет многодетный приемный отец. — Помнится, один из сыновей был агрессивен ко всем. Он без повода мог начать драку, после чего у него начиналась истерика, бился кулаками о стену. Тогда ему 8 лет. Конечно, у нас был шок, я хватал ребенка, крепко прижимал его к себе, чем сильней он выбивался, тем крепче я прижимал его к себе. Не просто прижимал, чтобы он не навредил себе или другим, я просто старался понять его. Я чувствовал его боль, обиду, он всегда плакал у меня на груди, мы сидели долго, потом я старался отвлечь его другим разговором, он успокаивался. И он сильно изменился, стал добрым и ответственным».
Пятеро детей — участники семейного танцевального ансамбля «Жигер».
Воспитание в большой семье – дело непростое. Мама Мурата живет рядом с семьей сына и помогает и ему, и невестке, и всем внукам. Но где еще брать силы для того, чтобы оставаться ресурсным родителем? Ведь в любой семье, а тем более, многодетной и с приемными детьми, от взрослых требуется немало сил и внимания каждому ребенку.
«В любом деле должна быть любовь и искренность, — уверен Мурат. — Если этого нет, то дело не принесет плодов. Все, за что берется человек должно приносить удовольствие, и когда устаешь, то это — приятная усталость. Преимущество приемных семей — это индивидуальное воспитание, отношение к ребенку, чего они лишены в детских домах. Невозможно найти подход к детям, к их сердцу одним методом для всех. Каждому ребенку нужен определенный подход, определенное слово».
Мурат признается, что многие интересуются тем, как они с женой справляются со своими родительскими обязанностями, ведь у них так много детей. «Честно, меня удивляют подобные вопросы! Издревле у всех народностей, во всех семьях было много детей и это было нормой», — говорит он.
«Покажи мне небо»
«Тамирлан крепко держал меня за руку, спустившись с трассы, мы легли на траву, в воздухе стоял запах зелени. «Посмотри на небо», – сказал я. Сын воскликнул от восторга – чистое небо было усыпано тысячами звезд, он стал показывать мне некоторые созвездия, чем удивил меня. Полежав так пять-шесть минут, мы отправились домой. Дома нам накрыли стол, а Тамирлан рассказывал своим братьям и сестрам о нашей поездке, но больше всего его впечатлило звездное небо, дети слушали его, открыв рты.
Через несколько дней мы копались в огороде, и Толеген спросил меня: «Аке, а Вы мне покажете небо, как Тамирлану показывали?» «Ну, пойдем», – ответил я. Мы вышли за ограду дома, где росла трава, и легли на нее, по небу медленно плыли белые облака, дул тихо ветерок. «Как красиво, мы как будто где-то очень высоко или как будто мы летим…» – сказал Толеген».
Мурат – автор книги «Покажи мне небо». «Изначально у меня не было цели писать книгу, я просто писал рассказы, публиковал их в блогах, в соцсетях, — рассказывает он. — Уже позже руководитель Общественного движения «Ребенок должен жить в семье» Шолпан Байболова предложила мне собрать эти рассказы их и издать книгу. Так в 2015 году была издана книга «Покажи мне небо» на русском языке. Сейчас планируется ее издание на казахском языке». Прежде чем публиковать рассказы, Мурат всегда зачитывал их детям, на семейных советах.
Опыт воспитания в приемной семье Мурата и Орынбасар используют и родители кровных детей.
Многодетный отец признается, что благодарен Шолпан за ее предложение и помощь, потому что в этой книге приемные родители находят ответы на многие вопросы. Причем, книгу читают не только в приемных и многодетных семьях. Она стала интересна и полезна и родителям с кровными детьми. И автор получает множество откликов.
«Мне позвонила одна женщина и сказала: «Вы знаете, когда мне тяжело, грустно или какие-то проблемы, я всегда читаю вашу книгу, и мне становится легко, я стала смотреть на мир другими глазами», — говорит Мурат. — Конечно, не все рассказы были опубликованы, часть из них осталась только для семейного дневника».
«День рождения одного из детей — праздник всех нас»
«Быть верующим — это не просто выполнять обряды, это образ жизни, это твое убеждение, твой смысл, — объясняет Мурат. – Наши дети очень любят праздники Курбан-айт, Курбан-байрам, в эти дни накрывается особенный стол, приходят гости, дарим подарки».
11 детей — 11 дней рождений. А подарки в эти дни дарят не только имениннику, но и всем остальным братьям и сестрам.
Дни рождения детей Кабылбаевы отмечают в семье, никого не приглашают. У нас заведено, что день рождения одного из детей — праздник всех нас, — рассказывает Мурат. — Если в первые несколько лет мы делали подарки только имениннику, то сейчас делаем всем, чисто символически. Мы приучаем детей делать приятное, дарить подарки и внимание не только в знаменательный день, а постоянно. Мы можем без повода купить подарки, торты, накрыть праздничный стол».
Главное в воспитании детей, уверен многодетный приемный отец, это — традиции, к примеру, за столом должны собираться все члены семьи. Традиции – это прием гостей, друзей. А еще это — семейные советы, которые в семье Кабылбаевых проходят еженедельно.
«Дети не сразу стали открываться нам полностью»
Каждое воскресение в большой семье Кабылбаевых проводятся семейные советы, на которых взрослые и дети говорят обо всем: о домашних делах, об успеваемости в школе, о жалобах и предложениях. Обычно такие советы Мурат заканчивает наставлениями, каждый раз — по определенной теме.
«Дети не сразу стали открываться нам полностью, но сейчас мы говорим обо всем, — признается Мурат. — Бывают, так скажем, внеплановые советы, если дети в чем-то провинятся, что-то натворят. У меня уже выработалось, наверное, чутье: ребенок только моргнет глазом, а я уже вижу, что с ним что-то случилось или понимаю, о чем он думает, или что-то его беспокоит. В нашей семье есть еще и мои отдельные беседы с сыновьями, а супруга беседует с дочерьми, потому что есть моменты, которые требуют особого внимания».
«Первое время некоторые из моих приемных детей постоянно говорили неправду не для того, чтобы скрыть что-то, чтобы как-то защитить себя, но, отвечая на очень простые вопросы, начинали фантазировать… На семейном совете я взял красный маркер и на листе бумаги нарисовал сердце и черные точки в нем. Показав рисунок детям, сказал: «Если вы говорите неправду или делаете какое-то плохое дело, то на вашем сердце ставится черная точка, если вы делаете хорошие дела и, как бы ни хотелось сказать неправду, боретесь с собой и говорите правду, то черные точки стираются, и ваше сердце излучает свет. Ведь даже золото и серебро, если не натирать, начинают темнеть»…
Через несколько дней Оксана забегает домой с круглыми глазами и во весь голос: «Папа, папа у Болата появилась черная точка». Ничего не понимая, я спросил: «Какая еще точка, что случилось?» После она мне объяснила, что во время игры Болат сказал неправду. «Действует!» – обрадовался я…
Теперь, если провинятся, быстро бегут признаваться и всегда говорят правду».
У Кабылбаевых — свой семейный танцевальный ансамбль «Жигер», в котором участвует пятеро детей. Дети танцуют народные танцы: «Кара-жорга», «Русская плясовая», «Лезгинка», «Яблочко» и другие. Участвуют в различных конкурсах округа и района. Двое сыновей, по словам Мурата, интересуются спортом, родители планируют в этом году отдать их в спортивную школу. Дочка Оксана любит шить, мечтает стать дизайнером одежды.
До и после: Фатих последний день в детдоме и он же — 1 год и 8 месяцев в семье.
«После того, как дети стали жить у нас, они стали спокойнее, даже взгляд сильно изменился, — замечает Мурат. — Уже взрослея, становятся более ответственными, хозяевами в доме. Мне даже интересно наблюдать за ними, они все разные».
По его словам, у него и жены изменился взгляд на жизнь, изменились ценности. «Мы словно прошли закалку, — говорит Мурат. — Самое трудное позади, но мы понимаем, что это начало. За эти пять лет мы ни разу не пожалели, что встали на этот путь».
О советах будущим приемным родителям
«Как говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь!» Прежде чем взять на воспитание ребенка из детского дома, нужно хорошо подумать, взвесить, насколько вы готовы к этому шагу, — советует Мурат. — Раньше я агитировал людей в приемное родительство, говорил громкие слова: «Берите, не бойтесь, справитесь!»
«Не нужно ждать благодарности, хотя она все равно придет, но намного позже», — уверен Мурат Кабылбаев.
«Однажды столичная ассоциация туризма подарила моим детям экскурсию по Астане на один день. За нами приехал микроавтобус, мы уселись, лица детей светились от радости, но как только я посмотрел на Машу, то увидел тот же взгляд, как в первый день, когда забирал ее из детского дома. Ее глаза спрашивали: «Ты тоже меня предашь?» Я спросил: «Маша, ты плачешь?» Она потерла свои покрасневшие глазки и ответила: «Нет». Уткнувшись в сиденье, она заплакала. Я все понял. Раньше, в той «детдомовской» жизни, если она садилась в какой-нибудь автомобиль, то он увозил ее в больницу, приют, детдом, и она, видимо, думает, что мы ее увозим.
Когда мы приехали в Астану, она не хотела выходить из салона. Но, посещая достопримечательности города, Маша поняла, что все хорошо, что она ошиблась, и ожила, повеселела, стала напоминать нам, что она все-таки Маша. На обратном пути она, крепко держа мою руку, уснула, просыпаясь, гладила меня по лицу, говорила: «Ты мо-о-оя», снова засыпала. Приехав домой, она от радости кричала, бегала из комнаты в комнату, ком к горлу подкатил».
К сожалению, практика показывает, что не все так просто, говорит приемный отец. «Есть такое понятие, как выгорание, — объясняет он. — Кто-то просто не способен принять ребенка со всеми его впитанными особенностями, сторонами характера. Теперь я всегда говорю, что детей нужно принимать такими, какие они есть. Не надо ждать чудес от детей. Нужно самим творить чудеса. Это как драгоценный камень, который требует обработки».
Главными инструментами в этом служат, по мнению Мурата, любовь и искренность. «Не нужно ждать благодарности, хотя она все равно придет, но намного позже. Благодарите Всевышнего за возможность помочь ребенку. Нельзя жалеть добрых слов, сил и средств на этом пути», — уверен Мурат Кабылбаев.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал