Наташа Ремиш, автор мультика «Про Диму», приемная мама: «У меня не было права на ошибку»
Наташа Ремиш — автор мультика «Про Диму» по праву считает себя приемным родителем. Вместе с мужем они воспитывают общую маленькую дочку и двух дочерей супруга от первого брака. Наташа рассказала о том, как проходит адаптация в их семье, какие ошибки она поначалу совершала в налаживании отношений с детьми, чем руководствуется сейчас в их воспитании, а также раскрыла свои творческие планы.
— Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.
— Нас пятеро: мы с мужем и трое девочек. Жасмин (18 лет), Лола (14 лет), Мира (1,5 года). Мира – наша с мужем общая дочка. Лола и Жасмин – дети мужа от первого брака. Я познакомилась с ними всего 3 года назад. Мы живем в центре Амстердама. У нас с мужем свои проекты: я пишу книгу и занимаюсь мультсериалом для детей, а он консультирует международные старт-апы. Жасмин развивается в области музыки. Она записывает сольный альбом в Штатах. В 2016 году приняла участие в новом альбоме российского репера L’One с песнями «Дорога» и «Марсианин».
Сейчас Жасмин активно занимается фотографией, планирует выставку своих картин, а в июле уезжает на съемки фильма в Колорадо. Лола учится. Во всех смыслах этого слова. Учится в школе, учится фотографировать, учится быть старшей сестрой, учится общаться с ровесниками. Ее жизнь сильно изменилась за последнее время. Она стала подростком, ее любимая старшая сестра уехала из дома, у папы появилась жена, и в доме теперь живет младенец. Лола адаптируется к новой жизни.
«Девочкам приходилось принимать тот факт, что есть еще один взрослый». Все фото — из архива Наташи Семеновой.
— Как проходила адаптация девочек, ваша адаптация?
— Мне сложно сказать, как прошла адаптация, так как она идет до сих пор. Сначала дети были постоянно со мной. Муж уходил на работу, а у них были каникулы. Все свое время я проводила с девочками. Утром, днем, вечером. Мы постоянно разговаривали, мне приходилось отвечать на вопросы, которые даже для меня были сложными. Мне была невероятно приятно. Девочки сразу же отнеслись ко мне с теплом. Было ощущение, что она меня ждали. Первые несколько месяцев у нас была иллюзия счастья. Я люблю их, они любят меня.
Но с другой стороны, мне не хватало воздуха, пространства. Я уходила из дома, чтобы просто посидеть на лавочке во дворе (я была на 8-ом месяце беременности). Я пряталась в ванной, даже уезжала в отель. Мне не хватало свободы, не хватало времени с мужем, а позже времени на младшую дочь. Всплыли чисто организационные вопросы. Я впервые столкнулась с необходимостью разбирать ящик, забитый грязным бельем всей семьи. Еда в холодильнике исчезала стремительно. Я могла вечером положить в холодильник малину, планируя съесть ее на завтрак. Но утром ее уже не было на месте. Сейчас я к этому привыкла. Но тогда для меня это было легким шоком.
Постепенно старшие учились отстраиваться, жить своими интересами. Мы с Мирой перевернули их жизнь, я это прекрасно понимала. Расстановка сил в семье стала меняться. Девочкам приходилось принимать тот факт, что есть еще один взрослый. Учитывать мое мнение, мои установки. Мне было сложно, потому что я не хотела попасть в категорию злой мачехи. И важнее всего было установить с ними добрые отношения. Но то же время необходимо было отстроить границы, которых не было вообще. Девочки могли брать мои вещи, заходить в комнату без стука, в ванную, если я там моюсь. Первая реакция на такое поведение – резкий негатив.
«Мне не хватало воздуха, пространства. Я уходила из дома, чтобы просто посидеть на лавочке во дворе».
Но у меня не было права на ошибку, так что я брала паузы и потом давала им обратную связь. С Жасмин в какой-то степени проще. Она говорит все, что думает. И на это можно сразу среагировать. Лола — совсем другая. Внешне она была позитивна и доброжелательна, но когда прошли пару медовых месяцев, она начала вести себя настороженно. Мои редкие просьбы игнорировала. На просьбу «разбери, пожалуйста, посудомойку» отвечала, что она устала и я могу разобрать ее сама. Лоле нужно время на сближение. Спустя ровно год я почувствовала, что она и мой ребенок тоже. Она стала спрашивать меня, можно ли позвать друзей домой, интересоваться, когда мы с ней пойдем вдвоем куда-нибудь. Она сама вызвалась рассказать Мире всю историю нашей семьи, когда Мира станет старше.
С Жасмин было все наоборот. Она была очень открытой с самого начала, говорила о любви, радовалась, что я появилась. Но через полгода резко отдалилась. От меня и Миры в особенности. Она не хотела ассоциировать нас с понятием семьи. Ей понадобилось примерно еще полгода, чтобы привыкнуть к мысли, что мы есть.
— Вас интересует тема приемных семей? Можно ли говорить о том, что принимая в новую семью детей супруга от предыдущего брака, второй родитель тоже становится приемным? Что общего и в чем различия у таких семей и семей с приемными детьми?
— У меня не совсем стандартная ситуация. Мамы детей моего мужа нет в живых, а значит, законы существования семьи трактуются только мужем и мной. В такой ситуации принятие детей – это принятие полноценное. Ты полностью берешь на себя роль второго родителя, не перекладывая ответственность на маму, которая может где-то в чем-то совершать ошибки. И принимать ребенка тоже нужно полностью. Все, что было раньше — это проблемы той семьи. Сейчас семья выглядит по-другому, и детей в ней растят по-новому.
«Я читаю книги по психологии, смотрю лекции, подписана на многие международные ресурсы по воспитанию детей».
Я считаю себя приемным родителем. Конечно, мне проще, чем семьям с детьми из системы. Мои дети любят обниматься, они не кидаются на холодильник и не врут систематически, как дети из детдомов. Но при этом они так же обманывают по многим вопросам, требуют к себе массу внимания и хотят получать дома спокойную атмосферу, которую должны создать им мы. А это значит, что самое важное – наши взаимоотношения с мужем. И мы над ними постоянно работаем.
— Чем вы руководствуетесь в воспитании детей? Тем, как воспитывали вас ваши родители, читаете специальную литературу, консультируетесь у психологов? Что из этого считаете наиболее продуктивным?
— На родительский опыт я оглядываюсь лишь в ряде вопросов: как научить детей гигиене, участию в семейных делах, вдохновить на подвиги в рамках любимых занятий. В остальном, я читаю книги по психологии, смотрю лекции, подписана на многие международные ресурсы по воспитанию детей. Книги дают совершенно новый взгляд на детей. Я считаю, без них воспитание невозможно, иногда даже опасно. Никто не учит нас быть родителями. Учат готовить, читать, писать, убирать комнату. Но родительство сваливается нам на голову со всеми своими проблемами, и к этому нужно готовиться.
«Нам с мужем пришлось одновременно выстраивать отношения, мои — с каждой из девочек, мою жизнь в другой стране, наши отношения с младшим ребенком».
— Какие свои действия в налаживании отношений с детьми мужа вы считаете неправильными, ошибочными? Как вы их исправляли?
— Мне стоило с самого начала быть конкретнее с определением моей позиции в доме. Я осторожничала и боялась их испугать. Сейчас я понимаю, что они настолько зрелые личности, что никогда бы не испугались. Мне нужно было четко озвучивать, что я от них ожидаю. Но в той ситуации это было практически невозможно, так как даже между мной и мужем не было выработано никаких правил взаимодействия. Он привык воспитывать детей один и с трудом подпускал меня к этому процессу. Нам пришлось одновременно выстраивать отношения с ним, мои — с каждой из девочек, мою жизнь в другой стране, наши отношения с младшим ребенком. Это было слишком много для нас всех.
— Вы руководите креативным агентством, а как появилась идея мультика про Диму? (читала, что тогда, когда вы сочиняли стихи для своей дочки Миры? А можете какие-то стихи привести в качестве примера?)
— Я пока не могу публиковать стихи, так как мы как раз готовим выход книги (она выйдет в мае). Мультик «Про Диму» возник спонтанно. Я не знала детских стихов, но понимала, что нужно их рассказывать Мире. Книги на русском я еще не догадалась заказать. Так что я начала придумывать их сама. Записала, показала мужу. Он все раскритиковал, сказав, что детские стихи должны ребенка чему-то учить. «Чему твои стихи научат Миру?». Тогда я попросила Лолу рассказать мне о жизненных ситуациях, которые ее впечатлили, заставили задуматься. Так появилось первое стихотворение «Бабушка». Потом я написала «Про Диму», и решила, что могу попытаться изменить с его помощью отношение в обществе к детям с ОВЗ. Так я пришла к мысли о мультике.
Посмотрите мультик вместе с детьми. Он поможет обсудить вам вместе с ними темы дружбы, доброты и понимания.
— Как вы собирали информацию про особенных детей и их родителей, отношения к ним? Что вы нового узнали для себя?
— Я написала в организацию «Ты важна» вопросы, адресуя их только одной маме — Светлане, которая возглавляет этот проект. Но Света составила анкету и отправила по е-мейлам всех мам. «Ты важна» объединили мам детей с особенностями. Мамы стали присылать мне письма, и я поняла, что сценарий нужно полностью переделывать. Так мамы стали теми людьми, которые сами рассказали, КАК общаться с их детьми.
— Как дети в Вашей семье приняли этот мультфильм? Какая была их оценка?
— Честно говоря, для детей мультик не несет ценности. Они знают все то, о чем говорит мама в мультике. Для них это норма. Им просто приятно, что я занимаюсь таким проектом. Им важно это видеть. Муж меня поддерживает во всем абсолютно. Он успокаивал меня, когда я получила первую очень жесткую критику. Он сидит с Мирой, когда я уезжаю в Москву по вопросам проекта. Он читает все тексты, проверяет, дает рекомендации, советует, как расставить акценты. Кроме того, муж и дети переводили мультик на английский язык, а это непросто, так он в стихах.
«Родительство сваливается нам на голову со всеми своими проблемами, и к этому нужно готовиться».
— Какие награды получил мультфильм? На каких фестивалях он был показан?
— Мультик был в программе фестиваля «Без границ» и анимационного фестиваля в Суздале, в лонглисте Национальной анимационной премии ИКАР. Я подала его на несколько международных фестивалей. Жду результаты.
— Будет ли продолжения мультика про Диму?
— Мы сейчас разговариваем о запуске сериала. Сценарии еще 5-ти серий я уже написала. Студия ищет команду для реализации. Проект называется «Детям о важном». Книга с этими стихами выйдет в мае. Она освещает 5 тем: дети с особенностями, национализм, отношение к пожилым людям и т.д.
— Наташа, посоветуйте, пожалуйста, что посмотреть и что почитать родителям с детьми об особенных детях?
— 1. Это не ответ. Проект о детях с особенностями развития — один из лучших сайтов, просто обязательно для прочтения всем.
2. Мультфильмы «Подарок» и «Веревки». Обязательно.
3. Ролик о мальчике с Синдромом Дауна, созданный его старшим братом.
Фото — из архива Наташи Ремиш.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.