«Что для меня счастье?  Счастье, это когда, несмотря на все трудности, ты замечаешь, как твои дети меняются в лучшую сторону, чего-то добиваются, пусть маленькими шажочками, но идут вперед. Счастье — это когда ты гордишься своим ребенком», — говорит Лада Родина из подмосковного города Электросталь. У нее двое приемных детей: Анастасия, 14 лет и Ксения, 7 лет. Сначала Лада училась быть мамой для них — без лекций, советов и тестов психологов, а потом сама создала клуб приемных родителей в родном городе. 

О пути к приемному родительству

«Я была замужем, жила и в гражданском браке, но своих детей не родила. Не знаю, почему. Вроде бы, проблем со здоровьем не было, но получилось так, как получилось. Детей, так или иначе, я любила. Вне зависимости от родства. В итоге я вернулась к своим родителям и решила взять ребенка из детдома», — рассказывает Лада.

Она вспоминает, что еще в школьном возрасте всегда нянчилась с соседскими малышами. И когда случилось землетрясение в Армении, и многие дети остались сиротами, уже тогда она просила своих родителей взять кого-то в семью.

Лада с мамой и приемными дочерьми. Фото — Антон Карлинер.

Решение взять ребенка из детского дома далось Ладе, по ее словам, достаточно легко. В базе данных детей Московской области она увидела анкету Насти и поехала в дом ребенка. Однако родители Лады были против прибавления в семье таким способом. Тем более, что все жили в одной квартире. Их «противостояние» с дочерью длилось пару месяцев.

«Первым сдался папа. Он сказал маме: «Да ладно, подпиши согласие, все равно ребенка ей никто не отдаст». На это были определенные причины, как он думал. Мне тогда уже дали инвалидность 3-й рабочей группы, я не была замужем на тот момент. И родители считали все это препятствиями для приемства», — говорит Лада.

В итоге бабушка и дедушка приняли внучку. И если теперь бабушка с радостью заботится о приемных дочках Лады, то поначалу всем домочадцам было непросто.

О первой встрече

«Настя была очень маленькой девочкой с очаровательной улыбкой. И уже с первой встречи я поняла, что она – мой ребенок. В третий приезд я забрала девочку домой. Это случилось в конце декабря — перед Новым 2007-м годом», — рассказывает приемная мама.

В 2006 году еще не было ШПР, и про адаптацию Лада, естественно, ничего не знала. Поэтому поведение Насти в первое время стало для нее открытием.

«Девочка оказалась очень упрямой, имела почти весь спектр нарушений поведения детей из системы. Многое мы претерпели из-за всего этого. В первый же день, а точнее ночь, мы были просто шокированы раскачиванием ребенка в кроватке. При этом она еще издавала монотонные звуки очень громко, — так описывает Лада адаптацию приемной дочери. — Сейчас я знаю, что почти все дети из системы так делают. Но тогда это вызвало непонимание и страх. Что это?»

Со временем Лада смогла эти проявления убрать с помощью специальных упражнений по совету психолога. Так же во время засыпания девочка обязательно сосала палец. С этим Лада боролась дольше, до семи лет Насти.

«Избавились от этой привычки тоже с помощью психолога. Все консультации тогда были платными, я и не знала, что существуют фонды, которые помогают приемным семьям», — вспоминает приемная мама.

Настя — первый год в семье. Фото — из семейного архива.

Настя, по словам Лады, была очень беспокойная, много кричала, старалась настоять на своем, не умела говорить. «Судя по медицинским документам из дома ребенка, девочка была практически здорова. Но дома все «болячки» начали проявляться. К примеру, у нее был рахит очень сильный… Конечно, сил, времени и финансов было потрачено ужасно много. И даже сейчас мы еще не справились со всеми проблемами. Но желания отказаться от ребенка у меня не возникало никогда», — говорит приемная мама.

Переломного момента, чтобы почувствовать, что все налаживается, тоже, по ее словам, не было. Адаптация Насти плавно перешла в кризис ее трех лет. Потом в кризис семи лет, а затем — в кризис подросткового возраста.

«Моим родителям во время адаптации было конечно тяжелее, чем мне. Мама очень ответственный человек, но при этом она очень впечатлительная и ранимая. Особенно это обострилось после того, как не стало папы. Наша бабушка очень любит Настю, но и нервничает и расстраивается очень часто, — говорит приемная мама. — Возможно, если бы в то время у меня был кто-то, кто готов был бы меня выслушать, что-то посоветовать, то всем нам было бы намного легче.

Поэтому, я считаю, что знающий психолог может очень помочь приемному родителю. А еще, такие же приемные родители, с которыми можно пообщаться, поговорить о своих детях, обсудить сложности и поделиться достижениями. Няни тоже очень  нужны, чтобы родитель мог чуть-чуть отдохнуть».

Настя с младшей сестренкой Ксюшей. Фото — из семейного архива.

Удавалось ли отвлечься, перевести дух, отдохнуть от обязанностей и забот? Лада, подумав, говорит, что отвлечься за все эти годы у нее получилось только один раз — когда она поехала за второй дочерью: «Помню, села в поезд и полдня просто сидела и смотрела в окно. Я даже не читала, хотя без книг не представляю себя. Тогда я испытала настоящее облегчение. Больше я не помню, чтобы могла отвлечься. Ведь если я не с детьми, то все равно в голове постоянно решаются какие-то проблемы, что-то планируется. И так всегда».

О привязанности и любви

К Насте чувство привязанности у Лады возникло с первых дней. Все, кто видел девочку рядом с приемной мамой, отмечали их внешнее сходство.

«Многие даже говорили, что это моя кровная дочь, которую я оставила в роддоме, а потом забрала», — вспоминает приемная мама и признается, что слушать это ей было очень неприятно. Лада сразу предупреждала такого собеседника, что этого не может быть, ведь для нее бросить ребенка неприемлемо.

Настя и Ксюша. Фото — из семейного архива.

«Часто приемные дети очень похожи на своих родителей внешне. Сказать, почему так случается, не могу. Но у приемных семей есть такое мнение, как бы легенда, о том, что аист нес ребенка родителям, но по дороге ошибся и оставил не там, где надо. И вот родители ищут своего малыша и в результате находят, берут в свою семью. А так как это изначально должен быть их ребенок, то и похож он будет на них», — говорит Лада.

Не каждый сможет взять приемного ребенка. Умение полюбить не кровного ребенка, как своего, и является главным качеством приемного родителя, считает Лада. Не просто воспитывать, заботиться, а именно любить.

«Когда приходит любовь к приемному ребенку? Не отвечу. У всех по-разному. Если к Насте она была изначально, наверное, еще даже до знакомства с ней, тос  Ксюшей любовь пришла чуть позже. Так как в свои четыре года она была очень разумна, я где-то даже побаивалась ее, боялась что-то сделать или сказать не то, потерять авторитет в ее глазах. Наверное, именно полюбила я ее тогда, когда утвердилась в мысли, что я все-таки взрослая, мама, а она ребенок. Когда все расслабились и стали самими собой», — признается приемная мама.

О кровных родных

Настя прожила в кровной семье с рождения приблизительно до года. После изъятия — больница и дом ребенка, в котором девочка пробыла еще примерно год.

«Про кровных родителей Насти мы толком ничего не знали. И Настя о своей жизни до того, как пришла к нам, ничего не помнит. Хотя некоторые чувства — на уровне инстинкта – у нее остались. Например, когда ее начинали ругать, она сразу закрывала голову руками и пригибалась. Никогда не давала себя гладить по голове. Потом постепенно это прошло», — говорит Лада.

Настя хочет с познакомиться со своей кровной матерью, поговорить с ней. Фото — Антон Карлинер.

Когда Настя стала подрастать, она заинтересовалась тем, кто же ее кровные родители? Потом возник долг за оплату квартиры, где она прописана. Делу пока не был дан ход, так как заявитель — представитель городской администрации, по словам Лады, не явился на заседание суда.

«Мы решили съездить в ее родной город в Подмосковье и выяснить, что и как. Удалось установить, что Настина биологическая мать вышла замуж, сменила фамилию. Совершенно случайно удалось найти ее фотографию. Вообще, Настя хочет с ней познакомиться, поговорить. Надеюсь, нам удастся найти кровную маму и встретиться с ней. Дочь интересуется также и своим отцом, но с  его поиском могут возникнуть проблемы, поскольку в графе «отец» в свидетельстве о рождении стоит прочерк. И мы не уверены, скажет ли кровная мать, кто отец Насти, захочет ли вообще говорить об этом».

Когда Настя была маленькой, Лада думала о том, как рассказать девочке историю ее жизни. Никакой тайны из этого делать она не собиралась, постепенно, как говорит, давала информацию.

Настя любит рисовать, учится в художественной школе. Фото — Антон Карлинер. 

«В семье Настя заметно изменилась, — говорит Лада. — Она ведь поначалу не разговаривала, даже не умела играть. А сейчас она – красивая, стройная девушка. Есть небольшая задержка в психологическом развитии, но мы с этим постоянно работаем. Дочка посещает обычную школу, старается, занимается танцами, а еще учится в художественной школе».

Подростковый возраст сейчас «цветет буйным цветом», говорит Лада. Наверное, из всех кризисов этот — самый сложный.  «Ко всему прочему добавилось и то, что появился в семье еще один ребенок, и я, честно говоря, за эти годы выдохлась. Чувствую, что без психолога нам не обойтись», — признается приемная мама.

О Ксюше

Спустя несколько лет после того, как Лада взяла Настю в семью, она задумалась о принятии еще одного ребенка. Хотела взять еще девочку, потому что считала, что для воспитания мальчика все-таки нужен мужчина в семье.

«Тогда мы жили только женским коллективом. Хотя сейчас я уже стала задумываться о принятии в семью мальчика. Но это только пока в мечтах», — говорит Лада.

Ксюша в детском доме. Фото из семейного архива. 

Она изучала сайты фондов, работающих с приемными семьями, смотрела видеоанкеты на сайте фонда «Измени одну жизнь». В итоге, решила взять девочку младшего, чем Настя, возраста.

«Второго ребенка я в итоге нашла с помощью ФБД. Ксюша жила в Ставропольском крае, куда я и отправилась, — рассказывает Лада. — Ксюшина мама, скажем так, любила погулять. Она не хотела заниматься дочкой и в скором времени отдала ее своим родственникам. Когда мать в очередной раз пропала, девочку определили в детский дом».

Ксюша попала в систему уже в сознательном возрасте. Первое время дома девочка вспоминала, рассказывала истории из своего  прошлого, но потом понемногу перестала это делать.

Ксюша едет домой. Фото из семейного архива. 

Настя очень хотела сестренку. Мечтала заботиться о ней. В семье девочки считаются сестрами.  Первую неделю после приезда Ксюши, по словам приемной мамы, все было просто отлично. Настя делала все с Ксюшей и для Ксюши. Потом Ксюша освоилась и захотела самостоятельности. Настино представление о воспитании «рухнуло». Начались ссоры.

«Чем больше сопротивляется маленькая, тем больше ее «строит» старшая. Но при всем при этом они любят друг друга и волнуются, когда кого-то из них нет рядом. Ревность из-за мамы, как мне кажется, появилась только у Насти, и то, через год-полтора после появления Ксюши. Скорее всего, это проявление пубертата, проявляется в высказываниях, типа «вы Ксюшу любите больше, чем меня», — рассказывает Лада.

В непростые времена она часто прибегала к совету других приемных семей. Общение с родителями помогало в адаптационный период. «Иной раз слушаешь других родителей и сравниваешь с тем, что у тебя в семье. И понимаешь, как же славно мы живем! У нас, по сравнению с другими, все просто отлично», — смеется приемная мама.

Первое время Ксюша рассказывала истории из своего прошлого, но потом перестала. Фото — Антон Карлинер.

О будущем

«Настя, скорее всего, будет жить рядом со мной. Для этого мне придется просить помощи юриста, чтобы помогли получить ей квартиру именно в нашем городе, а не соседнем, — рассуждает Лада. — Кем она вырастет? Настя умеет ладить с детьми. Когда мы бываем на отдыхе, то она может увлечь за собой группу детей. Один раз меня попросили посидеть с двумя малышами, и я поначалу растерялась. Я их плохо знала. Чем их занять, что они любят, как с ними себя вести?  Настя же без проблем провела с ними целый день. Поэтому, возможно, она станет педагогом, скорее всего, учителем рисования в школе. Думаю, у нее получится».

Девочки воспитываются как сестры. Фото — Антон Карлинер.

Кем станет Ксюша, Лада скорее всего, сможет что-то сказать гораздо позднее: «Сейчас сложно судить. Пока же могу предположить, что после школы она пойдет учиться в вуз. В математике и конструировании она уже сейчас разбирается очень хорошо».

О финансах

«Бюджет семьи у нас выглядит примерно так. Начиная с Нового года, свою зарплату (я работаю в страховой медкомпании) я начинаю откладывать для поездки летом на отдых. Выплаты на детей – это средства на их питание и одежду,  – рассказывает приемная мама. — Моя пенсия по инвалидности уходит на оплату квартиры, а зарплата приемного родителя — на лечение, обучение и развлечения детей». А еще, по ее словам, каждый месяц нужно выкроить немного, чтобы положить старшей дочери на счет. Никаких алиментов она не получает, а 18 лет — уже не за горами.

«Миф о том, что приемные родители получают огромные деньги – только миф. И распространяют его те, у кого не только нет приемных детей, но даже и знакомых приемных семей нет», — говорит Лада.

Она уверена в том, что приучать детей к бережливости нужно уже с дошкольного возраста: «Младшей дочери мы, конечно, объясняем, как появляются деньги. У нее есть копилка, куда мы кладем немного денег. Но не просто так, а, скажем, если она постарается что-то сделать очень хорошо. Например, если тренер сегодня похвалил ее на занятиях. Значит, заработала! И она копит на какую-нибудь нужную ей вещь. А старшая бережлива настолько, что я ее, наоборот, даже подталкиваю к небольшому транжирству».

Совет приемным родителям

«Рассчитывайте свои силы перед принятием окончательного решения о приемстве, — говорит Лада. — Когда я брала Настю, то у меня были «розовые очки». В свое время я мечтала о многодетной семье, но сейчас почти уверена, что смогу «справиться»  пока только с двумя. В будущем, ближе к совершеннолетию старшей дочери, думаю принять еще ребенка, либо двух. Главное, чтобы к тому времени у меня остался ресурс поднять еще детей. Теперь- то у меня «розовых очков» нет».

Лада и девочки на выпускном Ксюши в детском саду. Фото из семейного архива. 

Самая главная ее ошибка, считает Лада, когда она взяла первого ребенка, была в том, что относилась к Насте, как к кровной дочери. Как к обычному, такому же, как и все, домашнему ребенку.

«Но ведь наши дети — особенные. И отношение к ним должно быть особенное, — уверена Лада. — Мы должны сначала доказать им, что нам можно доверять, что мы их любим, что они нужны нам. Нельзя к нашим детям относиться так же, как и к своерожденным. И требовать от них нельзя столько же и того же, как от кровных детей. Тут понадобится безграничное терпение, очень много сил, в десять раз больше любви и заботы».

«Что посоветовать обсуждать в ШПР, о чем там не говорят? Я не проходила ШПР. Моя ШПР – это моя старшая дочь. Все было пройдено на собственном опыте», — говорит приемная мама.

В сентябре 2018 года Лада сама открыла клуб для приемных родителей в Электростали. «Ведь я очень хорошо помню, что когда я взяла старшую дочь в семью, я просто жила в информационном вакууме. Я не знала, куда обратиться, у кого спросить совета, где получить помощь? – объясняет она свою инициативу. — Когда же мы приняли второго ребенка, то общение с другими семьями и фондами очень нам помогло.

После чего я решила запустить этот проект, поскольку родителям, как состоявшимся, так и тем, кто только собирается ими стать, очень нужна поддержка и помощь. Наш клуб работает всего несколько месяцев, но результаты уже есть».

В клубе пока 35 семей. Лада говорит , что с 2019 года она с другими активистами будет привлекать семьи из соседних подмосковных городов.

«Многие про наш клуб просто еще не знают. Мы приглашаем специалистов из Москвы, проводим семинары и лекции. Для ребят проходят различные мастер-классы, праздники, конкурсы, спортивные соревнования. На новогодних каникулах все наши приемные семьи побывали на елках и представлениях, самых активных наградили билетами на елку мэра. Нам бы очень хотелось так же сотрудничать и с фондом «Измени одну жизнь». Бесплатные консультации психологов нужны как нашей семье лично, так и семьям нашего клуба», — говорит приемная мама.

Фонд «Измени одну жизнь» проводит бесплатные анонимные консультации для действующих приемных родителей

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!