Меняет ли подростка из детдома семья: Мнение экспертов
Подростковый возраст считается наиболее трудным с точки зрения поведения, психологии ребенка. В случае с сиротами всю тяжесть этого времени можно умножать на два. Отчасти по этой причине часть приемных родителей не берут на воспитание сирот в этом возрасте. Правда, в последние пять были приняты законы, стимулирующие семьи брать детей с особенностями развития и детей подросткового возраста.
Один из главных вопросов у потенциальных приемных родителей подростка, а может ли он измениться в семье к лучшему, можно и нужно ли на него влиять, и если «да», то как это делать. Об этом говорят ведущие профильные специалисты и психологи.
Таисия Лотарева, педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом»
Мы разделяем две ситуации: приемная семья, где опекуном является кто-то из родственников ребенка (бабушка, дедушка, дядя или тетя), и приемная семья, в которой законные представители ребенка не являются родственниками. Во втором случае приемная семья часто становится абсолютно новой «средой обитания» для подростка, несмотря на то, что условия жизни в некоторых детских домах сегодня приближены к семейным: дети сами готовят, живут в разновозрастных группах.
Приемная семья – это другая форма отношений и новые правила жизни для сформировавшегося человека, каковым является подросток. В свою очередь приемные родители также бывают удивлены некоторым привычкам, способам общения и представлениям ребенка о жизни в семье. Они также проходят процесс адаптации к жизни, в которой появился приемный ребенок-подросток.
Процесс воспитания подростка в приемной семье, как правило, меняет ребенка в части представлений об отношениях с людьми, ведь ему предлагается определенная социальная роль – роль приемного ребенка. Некоторые подростки соглашаются на это, другие неохотно идут на выстраивание отношений с членами приемной семьи, так как считают, что тем самым предают своих кровных родителей.
Тем не менее, время, проведенное в приемной семье, связано с ростом уверенности ребенка в себе на фоне появления чувства безопасности, опоры на стабильные отношения с приемными родителями.
Процесс воспитания подростка в приемной семье способствует развитию идентичности подростка. Девочке семья помогает лучше разобраться и присвоить женские модели поведения. Мальчику, соответственно, мужские.
Приемные семьи часто оказывают помощь ребенку в социализации, как это принято в семьях: советом и делом. Приемные родители обсуждают с ребенком сферу его интересов, помогают, направляют, устраивают в учебные заведения, на временную работу… Неполная рабочая занятость помогают подростку самореализоваться, заработать деньги, почувствовать уверенность. Это важная часть социализации часто поддерживается в приемных семьях.
Жизнь в приемной семье, безусловно, способствует расширению кругозора ребенка. Ребенок получает новый опыт: от пользования какой-то бытовой техникой до посещения новых мест, чтения новой литературы, диалогов с членами семьи.
И, пожалуй, самый важный момент – семья выступает реабилитационной средой для ребенка.
Зачастую приемные дети имеют за плечами травматичный опыт утраты, психологического или иного насилия. В приемной семье создаются условия, когда ребенок может быть услышан, понят. Когда приемные родители вместе с ребенком выдерживают его сильные чувства боли, страха, злости, бессилия, и помогают найти выход. Такое чуткое отношение взрослого к чувствам ребенка оказывает сильнейший терапевтический эффект.
Ирина Гарбузенко, психолог-консультант фонда «Измени одну жизнь», приемная мама шестерых подростков
Нахождение ребенка в семье предопределяет поведение, сознание. Он ходит в школу, посещает кружки, общается с другими детьми, интегрирован в общество. У него нет искаженного взгляда на мир, который свойственен тем, кто находится в закрытых учреждениях. Ребенок живет в семье — это самое главное. У него есть персональный взрослый, который с ним будет разговаривать. Если ребенок случайно поранит ручку, то мама тут же прибежит, поможет. Он не ждет наказаний, как в случае с закрытым учреждением. Если у ребенка возникнут проблемы в школе, то разговаривать за него с учителями будет мама. Он знает, что мама его всегда защитит.
В детдоме каждый отвечает за себя, и никто не отвечает ни за кого. Там нет слова «мы». Никто не скажет — «у нас неприятности», там скажут: «у тебя неприятности» и «ты виноват». Как только у ребенка появляется семья, в его лексиконе появляется «мы». В детском доме все борются друг с другом, в семье помогают. Можно совершить ошибку, и знать, что ее всегда можно обсудить в семье. Подростки в силу возрастного периода любят спорить. И родитель должен уметь разговаривать с ним. Нужно где-то уступить, договориться.
Существует несколько языков любви: первый — нахождение в кругу близких, второй — разговоры, третий — подарки, четвертый — добрые слова, и пятый язык любви – дела. В детдоме все по-другому. Ты что-то хотел спросить, а воспитателя поменяли. Она что-то пообещала тебе, а потом уволилась. Ребенок ждет и ждет ее. Потом понимает, что нельзя надеяться на взрослых.
Придя из детского дома в семью, ребенок считает, что окружающий мир ему должен. Задача родителей объяснить, что государство – это мы, люди. Мы платим налоги для того, чтобы государство могло выплачивать пособия нуждающимся людям. Родители должны донести следующую мысль: «ты тоже станешь работать и помогать обществу для того, чтобы в дальнейшем общество могло помочь тебе». Тогда у ребенка проходят мысли о том, что он жил в детском доме, а теперь государство и общество ему должно.
Еще очень важный момент: подросток должен понять цену вещам, цену заработанным деньгам. Когда он начинает работать или подрабатывать, он видит, как непросто даются деньги. В этом случае он не потратит средства на третьестепенные вещи. Вне семьи цену деньгам и материальным ценностям они не понимают.
Галина Семья, доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Московского педагогического госуниверситета
В данном контексте нужно говорить об изменении внутренней позиции подростка и об изменении его поведения.
Вообще развитие ребенка зависит от трех вещей: наследственность, окружающая человека среда (условия могут микшировать некоторые наследственные вещи) и внутренняя позиция самого ребенка.
Термин «внутренняя позиция ребенка» был введен советским психологом Сергеем Рубиштейном. К внутренней позиции ребенка относятся его система ценностей, уровень самостоятельности и много других параметров из которых складывается портрет человека.
Внутренняя позиция ребенка, находящегося в интернате и никому, кроме государства ненужного, разнится от позиции ребенка, пришедшего в приемную семью и ставшего нужным новым родителям, братьям-сестрам. Вне зависимости от возраста у ребенка есть потребность в семье. В подростковом возрасте ребенок четко понимает, что любят его просто потому что он есть. Он понимает, что любовь со стороны взрослых ему не надо заслуживать, как это зачастую происходит в детдоме.
Александра Марова , директор благотворительного фонда профилактики социального сиротства
Тем семьи, которые решаются взять на воспитание ребенка в подростковом возрасте, необходимо узнать о нем как можно больше. Им необходимо узнать о его прошлом: о кровной семье, о том, был ли уже опыт проживания в замещающей семье ранее. Важно владеть максимально полной информацией о ребенке, в том числе собрать мнение окружающих людей. Понятно, что чужие мнения не всегда объективно отражают действительность, но это один из источников информации.
В подростковом возрасте сильно обострена потребность самовыражения. Надо оценивать собственные силы. Воспитание ребенка в этом возрасте требует реального профессионализма. Минобрнауки неспроста был разработан закон о профессиональных приемных семьях.
Подростку из детдома нужна не просто семья, а реабилитация, особые психологические условия.
Это кропотливая работа, состоящая в формировании ценностей у подростка, мировоззрения, внешнего поля. Под внешним полем я имею ввиду школу, например.
От семьи, которая решается на такой шаг, требуется очень и очень многое. Знания о специфике работы с подростками, об опыте конкретного ребенка. Компетенции, в том числе и о том, как реагировать на различные поведенческие особенности. Не менее важно адекватно оценивать способности и возможности ребенка, не требуя от него невыполнимого.
Ведь часто родители питают иллюзии, что сейчас они обогреют ребенка, а он тут же начнет хватать с неба звезды и проявит дюжину талантов и способностей. Такого с большой долей вероятности может и не случится. При этом чтобы социализация произошла и принесла свои результаты, требуется колоссальное количество времени от тех, кто такого ребенка взял. Причем стоит понимать, что часто результаты минимальны, с точки зрения желания и видения того «а как должно быть», а вложения максимальны, и к этому надо быть готовым.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Комментарии
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.