Иоланта Качаева
Иоланта Качаева 3 октября 2016

Лана Истомина: «Знаний о трудных подростках хватало. Но мы не испугались»

1
2705
0

Могут ли приемные подростки плохо влиять на кровных малышей в семье? Таким вопросом нередко задаются будущие усыновители. Лана Истомина — мама шестерых детей, четверо из которых приемные. О том, как с появлением в их семье тинейджеров проходила адаптация и взрослых, и детей, читайте в материале фонда «Измени одну жизнь».

IMG_5608

«Начинать воспитание надо не с детей, а с себя», — уверена Лана Истомина. Все фото — из семейного архива.

Когда мы решили усыновить ребенка, нашей кровной дочери было чуть больше года. У мужа есть еще два сына от первого брака, с которыми мы плотно общались по выходным, но они жили отдельно. Сначала мы хотели взять девочку – «двойняшку» к кровной дочери, того же возраста. Выбрали даже конкретного ребенка, малышку. Но пресловутого «еканья» не случилось. И страх того, что приемный ребенок испортит жизнь кровного, заставил нас от этой мысли отказаться.

Я понимала, что если с приемным маленьким ребенком придется лежать в больнице, в то время как мой кровный будет без мамы один, я себя вряд ли морально оправдаю. Были и похуже сценарии, которые меня, — как неофита в приемном родительстве и женщину, только что родившую обожаемого первенца, до жути пугали: приемный ребенок бьет кровного, приемный ребенок обижает кровного разными другими способами (на фантазию я никогда не жаловалась), приемный ребенок неуправляем. В итоге наша жизнь превращается в кошмар. Сейчас уже некоторые мои тогдашние мысли мне немножко смешны, но я до сих пор считаю, что брать к маленьким кровным детям маленьких же приемных – это напрашиваться на жесточайшую адаптацию и идти на очень большой риск.

Девочка-тинейджер и малышка – конкурентки или сестры?

Тем временем в интернете я несколько недель следила за пиаром 13-летней девочки, Насти. Текст пиара был очень жалостливым. Хотелось помочь. Мы решили брать Настю на выходные, оформив гостевой режим. Все равно сыновья мужа выходные проводили у нас, так что одним ребенком больше, одним меньше — наше времяпровождение особо не менялось. При личном знакомстве Настя мне очень понравилась. Настолько, что уже после второй встречи с ней мысль о том, что нам не нужен маленький ребенок, нам нужно брать насовсем Настю, прочно угнездилась у меня в голове. Я видела, как она общается с нашей дочкой, понимала, что Настя вообще не конкурент полуторагодовалому ребенку, что это просто две непересекающиеся плоскости.

20160828_223527

Лана Истомина (в центре) с дочерьми. Настя — справа в верхнем ряду.

Я понимала, что если мы  заберем Настю, то придумать вариант сценария, при котором наша жизнь превращается в кошмар, я не могу, в отличие от вариантов с маленькими детьми. Не потому, что знаний об ужасах приемных подростков было мало — нет, информацией об этом щедро делились люди в интернете, возводя детдомовских подростков в ранг демонов, а их приемных родителей прямо называли пациентами Кащенко.

Читайте также об усыновлении подростков: Семья Величко — «У нас три приемных сына»

Но нас особо не пугало никакое возможное девиантное поведение Насти. Ни я, ни мой муж не склонны к приему валокордина от того, что девочка из системы может курить, пить, воровать и баловаться прочими нехорошими излишествами. Это были бы просто проблемы, которые надо было решать. Ужас вызывал только вред, наносимый кровному ребенку, который в случае Насти был исключен. Так у нас и появилась Настя.

Договор помог окончить школу

В семье Настя адаптировалась моментально. Из сложностей, какие с ней были, можно отметить разве что ее нежелание учиться. Тяга к знаниям, составляющим школьную программу, у нее отсутствовала абсолютно. Русский язык был со словарем, даже устный, пробел знаний по математике был размером года в три, а других предметов она не знала вообще. Совсем. Мы сначала попробовали нанять ей репетитора. Настя честно просиживала положенное время, но знания не умножались. Я пыталась учиться с ней вместе, рисовала ось времени, показывала исторические фильмы, писала в четыре руки сочинения, муж проводил с ней часы за алгеброй, геометрией, физикой и т.п. Не помогало.

Потом я поняла, что можно лошадь насильно привести к водопою, но заставить ее пить нельзя. И заключила с ней договор: она мне —  хорошие отметки, чтобы у меня не было проблем со школой и опекой, а я ее не трогаю с учебой вообще. Жизнь и наши отношения засияли новыми красками. Теперь это была ее ответственность. Знания прибавлялись медленно, но оценки она получала приличные. Параллельно я видела, что у нее происходит гигантский скачок в развитии личности.

Сейчас, спустя три года проживания с нами, ее словарный запас ничем не отличается от словарного человека с высшим образованием, мы не переводим для нее уже никакие понятия, даже сложные – она и другие дети их все знают и сами употребляют. Настя совершенно спокойно, не напрягаясь, формулирует любые  фразы, используя причастные и деепричастные обороты, разбирается во многих вещах. День, когда она отклонила ухаживания очередного молодого человека из-за того, что он пишет ей сообщения в соцсети с грамматическими ошибками, мы с мужем отмечали как праздник!

Я считаю, что она совершенно готова к самостоятельной жизни. Настя будет очень успешна в своей профессии, на которую она учится в парикмахерском колледже. И я спокойна за нее и за ее будущих детей. Она будет отличной, очень любящей мамой. С ней единственной, кроме бабушек, я могла оставить не только свою первую кровную дочь, но и родившуюся на ее глазах вторую. И, будучи очень тревожной матерью, я совершенно не беспокоилась, когда оставляла с Настей младенца.

IMG_0480

Настя (крайняя справа) станет успешной в профессии и будет заботливой мамой.

Надо еще отметить, что у Насти было то, что очень пугает потенциальных приемных родителей, а именно полный боекомплект родственников: мама, папа, многочисленные тети. На практике не так страшен черт, как об этом рассказывают. Общаться с ними мы ей никогда не запрещали и даже этому содействовали. Но ребенок довольно быстро видит разницу и все понимает, даже если продолжает питать нежные чувства к кровным родственникам. Все возникающие проблемы мы быстро разруливали, и наличие родственников ни нам, ни Насте не мешало выстраивать любящие отношения друг с другом.

Трудный подросток по прозвищу «баба Лева» 

На Настином 14-ом дне рождения, который случился за месяц до того, как мы ее забрали, мы познакомились с 15-летним Львом. Лев внимал каждому слову моего мужа, строил наполеоновские планы относительно своей будущей карьеры и производил крайне благоприятное впечатление. Мы решили, что раз мы насовсем забираем Настю, мы можем брать на выходные Льва. Но гостевой режим надолго, как оказалось, был совсем не для нас, и напоминать каждую неделю в воскресенье вечером Льву, что ему пора в интернат, было крайне невыносимо. Ситуация отягощалась тем, что Лев, в отличие от Насти, по характеру был совсем не подарочек. И характеристику ему в детском доме давали исключительно отрицательную. Было страшно. Но отправлять его в детским дом было еще хуже, поэтому мы рискнули и забрали его к себе.

IMG_0421

Непоколебимая вера в себя помогла Льву успешно сдать ЕГЭ и поступить в  ВУЗ.

Со Львом у меня все было не так радужно, как с Настей, но никаких ужасных ужасов тоже не было. Проблема была в наличии у него не самого милого характера, взрывного темперамента (абсолютно тоже самое можно сказать и обо мне) и того, что единственным авторитетом и самым умным человеком у Льва на тот момент был он сам. Лев был абсолютно не социализирован, умел очень мало, сначала делал, потом ставил нас в известность. Все-таки 15 лет в системе на любом человеке сказываются не самым лучшим образом, что уж говорить. Зато он имел непомерные амбиции, непоколебимую веру в себя и желание успеть все и сразу.

Мы притирались долго и сложно. Незаменимым буфером служил мой муж, который избежал со Львом адаптации и очень помогал нам выстраивать отношения. Сейчас, спустя три года, у меня есть сын, которым я очень горжусь, причем не просто так, а весьма заслуженно, и с которым у меня вообще нет проблем.

IMG_9327

Сестренки любят играть со старшим братом.

Лев успешно сдал ЕГЭ, поступил в Финансовый университет при Правительстве РФ. Он очень ответственный, думающий, умный и хороший человек, обожающий нашу первую кровную дочь. С дочерью у них потрясающие отношения, она его тоже очень любит. Когда они вместе проводят время, он показывает ей кучу физических и химических опытов, ищет специально для нее развивающие мультфильмы, читает ей книжки, играет с ней в куклы, покупает ей на свои карманные деньги сладости и временами балует безмерно, за что мы дразним его бабой Левой.

Как адаптировались кровные дети

Наши страхи относительно того, что из-за наших планов о приемном родительстве пострадают наши кровные дети, совсем не оправдались. Уже давно совершенно очевидно, что  кровные дети с приходом приемных не только ничего не потеряли, но и массу всего приобрели. Положительного оказалось гораздо больше, чем мы могли бы представить. Как минимум, нам «нахаляву», без бессонных ночей, родов, беременностей и памперсов достались классные, потрясающие дети, которые зовут нас мамой и папой и которых мы совершенно не разделяем с нашими кровными детьми. Все наши дети нам родные.

Сейчас мне сложно представить, как жили бы наши приемные дети без опыта жизни в нашей семье. Вернее, представить можно, но картинка получается очень безрадостная. По статистике, успешно встраиваются в жизнь только 10 процентов выпускников детских домов. И тот факт, что вот такое калечение судеб происходит совсем рядом, прямо по ту сторону забора обычной успешной жизни, лично у меня вызывает ужас. А изменить одну, две, три жизни, как оказалось, совсем не трудно.

В семью пришли сестренки

В этом году Льву и Насте исполняется 18 лет. Задолго до этого события нас с мужем начал подтачивать синдром опустевшего гнезда. «Вот уйдут наши старшие дети в самостоятельную жизнь и что, мы останемся только с нашими мелкими?  Скукотища-то какая будет», — ужасались мы. И поняли, что мы хотим еще детей. Спросили у старших — они были «за», они вообще во всем нас поддерживают. Рассказали пятилетней Стелле, что есть такие домики, в которых живут дети, у которых нет родителей. Стелла  сама тут же предложила: «Поедем заберем этих детей к нам!»

На реализацию задумок мы скоры, и так у нас полгода назад появились сестры Аня и Наташа, девяти и четырнадцати лет соответственно. Девчонки молниеносно влились в наш коллектив. Младшая Анечка сначала, еще на стадии недолгого гостевого, вела себя как бука — не очень приветливо. Общалась у нас дома больше с игрушками, чем с нами, и вызывала у нас некоторое беспокойство. Но потом очень быстро отогрелась и сейчас ведет себя как очень ласковый, старательный и любящий котенок. Наши старшие взяли Наташу под крыло и таскают ее везде с собой.

IMG_9296

Семейные праздники — отличный повод повеселиться. Лана Истомина с детьми: Львом, Настей, Наташей, Аней, Стеллой и Яной.

Аня очень подружилась с пятилетней Стеллой, вместе плавают в ванной, вместе играют. Аня даже дает Стелле задания, как в школе: учит ее считать и писать прописи. А младшая наша двухлетняя дочь Яна очень полюбила «Натасю», везде ее ищет, играет с ней в прятки, на что Наташа с охотой откликается. Старшие, на правах «дембелей» учат новобранцев качественно мыть полы, обращаться с бытовой техникой, грамотно закупать продукты, планировать меню и общаться с государственными органами, будь то поликлиника или опека. И даже уроки им делать помогают, причем по собственной инициативе.

В общем, те самые пресловутые демонические подростки, которыми все так любят пугать, пока нам что-то не попадаются. Ну что ж, Бог даст, будем искать дальше…

Главное, что мы поняли по прошествии трех лет общения с приемными подростками  —  начинать воспитание надо не с детей, а с себя. Тогда и дети неизбежно подтянутся. Да, это не всегда просто, иногда приходится искать подход и проявлять чудеса изобретательности, иногда приходится сначала качественно улучшать себя, а потом уже переходить к детям, но одно можно сказать точно — это того стоит. Пожалуй, ни одна деятельность за всю нашу жизнь не приносила столько отдачи и удовольствий и от процесса, и от результата.

 

 

В рамках совместного с МегаФон проекта «Будущее зависит от тебя» мы публикуем видеоанкеты подростков, которым также, как и малышам, очень нужны семьи. Не каждый может взять ребенка в семью, но каждый может дать им шанс, поделившись анкетой в социальных сетях: присоединяйтесь к сервису «Ангелы-Хранители» и помогайте детям обретать любящие семьи.

 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!