Иоланта Качаева
Иоланта Качаева 18 июля 2014

«Какого шустрого ребенка ты из интернета скачал!» Инженер-металлург из Магнитогорска рассказал, почему стал приемным папой

0
1102
0

Инженеру-металлургу Олегу Щурову — 48 лет, он работает в проектном институте на Южном Урале в городе Магнитогорске. В 2012 году взял под опеку шестилетнего Диму. Олег рассказал, как справляется с обязанностями мамы и папы и почему изменил мнение о приемных родителях, которые возвращают детей обратно в детдома.

DSC_0444
О желании взять ребенка
У каждого свои причины задумываться о приемном ребенке. Двадцать два года я прожил с женой и сыном. К сорока пяти годам построил дом, посадил дерево, воспитал сына, написал книгу. Программу-минимум выполнил. Что дальше? В браду – сребро, бес — в ребро… Романтические встречи, дружеские застолья, поездки, творчество – все есть, а чего-то не хватает, будто что-то очень важное не сделал в жизни.

Тогда и пришла мне сумасшедшая мысль о приемном ребенке. Почему именно приемный ребенок? А почему бы и нет? В моей жизни все есть, кроме ребенка. Было ощущение, что я это смогу, были и сомнения. Очень трудно на это решиться. В итоге я утвердился в мысли, что для полноты жизни мне нужен все-таки ребенок, а не что-то другое.

О знакомстве с Димой
Димка попал в реабилитационный центр, когда ему было три года. Мать пила, «забывала» забрать его из садика, оставляла у случайных людей или просто одного. В реабилитационном центре он пробыл год. Мать лишили родительских прав, и Димку перевели в детский дом. Там он и прошел свой «жизненный путь» длиной в два с половиной года – от «цыплят» до «чебурашек».

В 2012 году у него наконец-то появился статус (мать лишена родительских прав, отец в розыске), тут мы с ним и познакомились. Ему было шесть с половиной лет. Я искал ребенка по базам данных в интернете, а узнал о том, что он находится у нас в городе, только когда пришел в опеку и стал просматривать личные дела ребят. Сомнения в том, что это тот ребенок, с которым я готов жить долгие годы, были серьезными, особенно после личной встречи.

Впервые мы увиделись с ним в детском доме. Познакомились, поговорили «за жизнь». Ребенок мне не понравился. Признаться, я его поначалу испугался, впрочем, он меня тоже. Чувства после этой встречи у меня были очень противоречивые, в которых было трудно разобраться. Останавливало то, что он — сын русской пьяницы и «таджикского преступника», ведь, как известно, яблочко от яблоньки недалеко падает.

Были сомнения, что удастся преодолеть его детдомовский опыт и привычки. Я уже собирался писать отказ, но решил еще раз сходить к нему в гости, чтобы убедиться в правильности своего решения. Потом еще раз. Потом я оформил гостевой режим, и полтора месяца мы присматривались друг к другу в домашней обстановке. Я почувствовал в его сердечке светлое, доброе начало, а отеческие чувства сами постепенно пришли.

Опеку оформлял около четырех месяцев. Школа приемных родителей заняла два месяца, но в школе я учился одновременно со сбором документов. Сложность только в количестве документов и инстанций, в которых эти документы надо получить.

О диагнозах
Мне трудно судить о сложности диагнозов, я не медик. Диагнозы, конечно, есть: малые аномалии развития сердца, смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития и другое. Не так давно заподозрили гипертензию…

То, что это обоснованные диагнозы, у меня сомнений нет. Что-то мы лечим, что-то ждем, когда само пройдет. Не уверен, что в детских домах есть абсолютно здоровые дети. Недавно мы наведались в детский дом, захотелось Димке «вспомнить молодость», он прошелся по знакомым комнатам, с ребятами пообщался, я поговорил с персоналом, в том числе с медиком. Она говорит: «Здесь здоровых детей нет. У кого-то со здоровьем хуже, у кого-то лучше, но здоровых нет. Наследственность-то у них какая?..»

О семье
Я разведен, но с бывшей женой мы сохраняем хорошие отношения, часто встречаемся и помогаем друг другу. Вообще в нашей семье близких и родственников около десятка человек. Все мы живем порознь, но я нашу семью неполной не считаю. С кем-то мы чаще видимся, с кем-то реже, кто-то нам ближе, кто-то дальше, но есть в ней и мужские и женские роли, и разные поколения, и мы знаем, что все они – наша семья тоже, а то, что мы общим бытом не живем, так, может, это и к лучшему.

О первых днях
Иногда мне кажется, что Димка прочел статьи психологов об адаптации детей в приемных семьях и решил психологов не огорчать. Единственное, что осталось ему непонятным в этих статьях – это продолжительность каждого этапа адаптации. В статьях написано, что это индивидуально, но ребенок не знает значения этого слова, поэтому с продолжительностью он еще не определился. Все у нас было «как положено»: страхи, капризы, истерики, угрозы, попытки «взять власть в свои руки». Мне очень повезло, что у ребенка нет явной агрессии, он ничего вокруг себя сознательно не разрушает.
Постепенно все это теряло «накал страстей», превращаясь в размеренную нормальную жизнь. Но периодически это возвращается, и, наверное, будет возвращаться. Не было какой-то границы, которую перешагнул – и стало ясно, что адаптация закончилась. Кроме того, иногда трудно понять, что в ребенке является наследством детдомовской жизни, а что свойством его характера.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Об адаптации

А вот с адаптацией к коллективу мы продвинулись очень слабо. В коллективе у ребенка включается механизм выживания, выработанный опытом детского дома: любым способом обратить на себя внимание, вытеснить других, урвать для себя. Отсюда – постоянные драки, плохое поведение, непослушание. И это очень трудно изменить.

В садике нас терпели три месяца в одной группе и два в другой. Когда мы с ними попрощались, в садике вздохнули с облегчением. В школе все продолжалось в том же духе: ребенок дрался на переменах, кричал на учителя, ходил по классу, его выгоняли, он гулял по школе.

Школьный психолог мне жаловалась, что на ее занятии он залез под стол и бился головой о столешницу. «Я ничего такого не делал, — объяснял мне Димка, — у меня упала ручка, и я ее поднимал, о стол стукнулся, да». Со второй четверти и до конца учебного года мы проучились в частной школе, где поначалу тоже были проблемы с поведением. Прошли обследование у психиатра по направлению школы. Психиатр вынесла вердикт: «Учите и воспитывайте». Учили и воспитывали, и к концу года ребенок уже занимался в классе наравне с другими.

О друзьях 

Большинство друзей отнеслось к моему решению стать приемным папой негативно: отговаривали, пугали страшными историями, советовали посмотреть об этом разные фильмы и почитать литературу. Сейчас все к этой мысли привыкли, шутят: «Какого шустрого ребенка ты из интернета скачал!»

О страхах

У меня были и остаются мысли о том, что ребенок может не справиться: не сможет научиться налаживать контакт со сверстниками, привыкнуть к школе. Изменения к лучшему в этом у нас есть, но не такие значительные, как хотелось бы. Никаких иллюзий относительно детдомовских детей у меня изначально не было. Это проблемные дети.

Но я самонадеянно полагал, что три-четыре месяца адаптации – и начнется у нас спокойная обычная жизнь. Я совсем не собирался отказываться от своей жизни в пользу ребенка. А получалось, что он забирал у меня все мое свободное время, забирал с капризами и истериками. И бывали у меня минуты слабости, когда я действительно жалел, что взял его на воспитание. Сейчас мне с ним легко, но поначалу он иногда доводил меня до грани терпения.

О понимании

Я стал с пониманием относиться к тому, что некоторые приемные родители возвращают детей в детские дома. Прежде меня это возмущало – как это взрослый человек не смог оценить свои силы. Но по опыту этих приемных родителей я начал понимать, что, прежде всего, не получилось оценить возможности ребенка приспособиться к семье и обществу, чего сделать изначально практически невозможно. Это притом, что прилагаются все возможные усилия ребенку помочь. Я этих родителей не оправдываю и не виню, я их начинаю понимать.

Об изменениях
28 июня Димке исполнилось 8 лет. Он у меня постоянно на глазах, поэтому мне не заметны изменения в нем, кроме того, что он подрос, дома стал спокойнее и увереннее. Известно, что чужие дети растут быстро, свои нет.
Изменился мой образ жизни. Сначала у меня практически исчезло свободное время, ограничился круг общения, теперь с этим стало легче, постепенно все налаживается, приходит в норму. И мне даже нравится, что есть у меня дома маленький ураганчик.

Об интересах
Димке интересно все, что попадается ему на глаза. Везде надо залезть, все разглядеть, все попробовать. Мультики, игры – это его хлеб насущный. Больше всего ему нравятся компьютерные игры. Обычными игрушками он практически не играет, хотя они у него в избытке. Очень нравится плавать и играть в воде. Ему нравится играть со мной в любые игры – спортивные, настольные. Нравится, когда мы вместе что-нибудь делаем.
В моей жизни было много увлечений: литература, живопись, философия, антропология, этнография. Сейчас интерес остался только к живописи, на которую урывками выкраиваю время.

Об общении на форуме
На форуме приемные родители делятся особенным опытом, такого опыта больше ни у кого нет. Много полезной информации, ссылок в интернете. Опыт решения проблем: медицинских, бытовых, учебных, юридических, проблем развития и т.д., многие из которых в обычных семьях вообще не известны. Эти форумы гораздо более информативны, чем сегодняшние школы приемных родителей.Может быть, когда выйду на пенсию, и у меня появится много свободного времени, напишу книгу о том, как весело быть приемным папой.

Советы тем, кто планирует усыновить детей
У меня еще очень небольшой опыт приемного родителя, чтобы давать советы, всего полтора года. А вот в полезности тех форумов, на которых реальные люди без прикрас рассказывают о реальных проблемах, я уверен. Изучать их опыт стоит не для того, чтобы испугаться, а для того чтобы знать, с какими возможными трудностями придется столкнуться.
Будущим приемным родителям только одно хочу сказать: с приемным ребенком жизнь меняется у всех в семье, и к этому никогда нельзя заранее подготовиться. Но к жизни вообще подготовиться нельзя, нам остается только пытаться изменить к лучшему то, что можно, и быть счастливыми.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

история опубликована совместно с порталом deti.mail.ru

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!