Летние каникулы нужно проводить с пользой, но это не значит, что все теплые дни надо провести за книгами.

Наш блогер, многодетная мама Олеся Лихунова, рассказывает, как убеждает детей заниматься летом, зачем устраивает тематические недели разных культур и стран и почему дети ждут субботу.

Известно, что родители делятся на два типа: на тех, кто считает, что каникулы на то и каникулы, чтобы дети изо всех сил отдыхали, и на тех, кто считает, что лето — самое время упорядочить пройденный за год материал и залатать все пробелы в знаниях, которые мешают ребенку эффективно учиться дальше.

Я себя отношу ко второму типу родителей. Летние каникулы я жду с нетерпением, так как это единственное время, когда можно спокойно заниматься с детьми без какого-либо внешнего давления.

К концу учебного года все уже устали.

В этом году в нашей семье было пять школьников и три дошкольника. Старшая дочь Мария оканчивала одиннадцатый класс, а старший дошкольник Вадим вовсю готовился к своему первому учебному году. Средние дети учились: двое, Нина и Кирилл, в третьем классе, и ещё двое, Галя и Тимур, в пятом.

Способности у детей очень разные: старшая дочь и мальчики легко осваивали школьную программу, лишь изредка обращаясь ко мне с какими-то вопросами. Девочки, наоборот, едва тянули школьную нагрузку, делали уроки подолгу, постоянно обращаясь ко мне за помощью. Каждая новая тема по математике вызывала у них отчаяние и протест. Я искала разные способы, чтобы их успокоить и научить хоть чему-нибудь.

ПОДДЕРЖИТЕ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

 

К концу учебного года все уже устали, но я понимала, что мы не можем позволить себе сделать трехмесячный перерыв в занятиях. Если не закрепить пройденный материал, к сентябрю дети забудут всё, что с таким трудом освоили. Поэтому, честно отдохнув пару недель, они достали рабочие тетради по русскому языку и математике и стали постепенно вспоминать все, что изучили в прошедшем учебном году.

Важным аргументом для занятий летом является то, что с помощью разных заданий я могу нащупать реальный уровень знаний каждого ребенка. Это нужно, чтобы продолжить занятия именно с него. С Галей, которая уже окончила пятый класс, мы занимаемся по тетради с задачами для третьего класса. С Ниной, которая окончила третий класс, занимаемся русским языком по тетради для второго класса, потому что выяснилось, что не со всеми заданиями из нее Нина способна справиться самостоятельно.

В результате за лето дети успешно осваивают те ступени в школьной программе, до которых они дозрели, и в новом учебном году чувствуют себя в школе гораздо увереннее.


Поначалу новенькие дети возмущались, почему им приходится заниматься летом, когда друзья гуляют во дворе с утра до вечера, не вспоминая об уроках. Из раза в раз терпеливо объясняю, что если мы сделаем трехмесячный перерыв в занятиях, то к сентябрю дети забудут даже то, чему научились недавно. Ведь жалко потерять это, правда?

Дети соглашаются, но все равно заниматься им неохота. Тогда я рассказываю, что мы просто хитрые и, пока другие отдыхают, специально будем понемногу заниматься, чтобы стать еще умнее. Вот удивится учительница, когда Галя придет в сентябре и начнет мастерски решать уравнения, за которые весь год получала только двойки! Это для детей аргумент.

Определяю каждому ребенку личную порцию занятий таким образом, чтобы он большую часть мог выполнить самостоятельно не более чем за полчаса. Сейчас продается множество пособий специально для занятий летом, и там на одном развороте собраны разнообразные задания для повторения пройденного в школе.

Остается только определиться, за какой класс дать тетрадь ребенку, и каждый день проверять выполнение заданий.

К 11 часам утра, как правило, дети уже свободны и убегают гулять до обеда. То есть они не сидят все лето за учебниками, ни в коем случае. Даже таких небольших, но регулярных занятий достаточно, чтобы существенно подтянуть русский язык и математику.

Например, у Гали в четвертом классе была стабильная тройка по русскому языку в каждой четверти, но после летних занятий в пятом классе она уже училась на четверки. Вадим за прошлое лето с нуля научился читать словосочетания, выучил, как писать все прописные буквы, и стал уверенно решать задачи в десятке, хотя в школу ему еще через год.

Дети занимаются по утрам, к 11 часам они уже свободны и убегают гулять до обеда. 

Еще каждое лето мы регулярно устраиваем неделю какой-нибудь страны. Например, в понедельник объявляю, что у нас начинается испанская неделя. Мы вешаем на холодильник название столицы Испании и картинку с изображением испанского флага.

Каждый день смотрим передачи и видеоролики про традиционные испанские праздники, танцы, игры. Читаем испанские народные сказки. Готовим традиционные блюда. К концу недели даже младшие дети могут что-то интересное рассказать о стране, которую мы выбрали.

В выходные дети не занимаются русским языком и математикой. Суббота традиционно — день самоуправления, когда старшие дети сами планируют, что будут готовить на завтрак, обед, полдник и ужин. Они сами закупают продукты, распределяют, кто, что будет готовить, и готовят еду на семью из десяти человек. Этот день дети ждут всю неделю с нетерпением, читают рецепты простых блюд и мечтают попробовать приготовить что-нибудь новенькое.

Все фото — Олеся Лихунова.

Опубликовано совместно с mel.fm

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

2 комментария
  • Мария

    Это замечательное пособие для родителей. У нас впереди школа и я уже боюсь ее)

    9 июля 2019
    • Иоланта Качаева

      Мария, спасибо за комментарий! У вас сколько школьников будет?

      10 июля 2019