Фостерная семья: представьте, как будто к вам в гости приехал племянник
Анастасия из Москвы воспитывает Елизавету 4,5 года, Ксению 2 года и младшего Сашу (1 год и 7 месяцев). Ксения и Саша находятся под опекой, а Лиза будет жить в семье до выхода из тюрьмы кровной матери. Девочка не имеет статуса сироты, и Анастасия стала ее приемной мамой, как минимум, до 2021 года. Она рассказала корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» об особенностях воспитания ребенка, которого готова забрать приемная мать. А психолог Елена Мачинская дала профессиональные советы фостерным семьям.
«Первой я взяла к себе Лизу в июне 2016 года, — рассказывает Анастасия. Я жила в Пензенской области и искала ребенка в ближайших регионах. В базе данных увидела девочку из Самарской области. У нее был диагноз ВИЧ. И когда я приехала к Лизе, сотрудники опеки сказали, что ее госпитализировали, встретиться с ней нет никакой возможности. Предложили посмотреть другую девочку, сказали, что Лиза — без статуса. Честно признаться, мне не хотелось брать ребенка без статуса. Меня все отговаривали брать ребенка «на время», в том числе и педагоги. Но я никого не слушала. Настолько мне понравилась Лиза, представляете!»
При первой встрече Лиза стояла потерянная, ей было плохо, вспоминает приемная мама. Три года девочка жила с кровной мамой – при тюрьме. Потом еще два месяца — в детском доме. Уже позднее она говорила Анастасии: «Знаешь, как я сильно я тебя ждала? А ты так долго не приходила».
В детдоме девочка почти не говорила, и у педагогов были подозрения в том, что она отстает в развитии. «А когда мы ехали домой в поезде, Лиза взяла меня за руку и сказала: «Ты мне пока не мама, но ты станешь моей мамой». Я была, мягко скажем, сильно удивлена тем, что вдруг девочка заговорила, — вспоминает Анастасия. — Речь у нее оказалось достаточно хорошей, связной. Она полностью приняла меня, но при этом не хотела забывать и кровную маму».
Лиза очень переживала. Даже говорила, что ее предали. Как-то вместе с приемной мамой шли улице, и Лиза спросила: «Аня — кто она?» Анастасия объяснила девочке, что Аня — ее мама, что есть дети, у которых нет мамы, а у Лизы их две. «И ее отпустило, возникла теплота какая-то. До этого времени у Лизы периодически случались истерики. Спокойнее она стала и по отношению к кровной матери», — говорит приемная мама.
Анна отбывает наказание до 2021 года. Она не лишена родительских прав и не ограничена в них. По освобождении из тюрьмы планирует забрать дочь. Анастасия с Лизой общаются с Анной по телефону несколько раз в месяц. «Конечно же, я думаю о наших с дочкой отношениях и о жизни после освобождения Анны в 2021 году, — говорит Анастасия. — Дело в том, что Анна – гражданка другого государства. Кроме того, у нее есть взрослые дети. Мы разговаривали с ней о ее планах по освобождению, о ее планах забрать Лизу».
Тяжело думать о расставании, признается приемная мама. Они с Лизой много рассуждают о будущем. Лиза недавно сказала маме Анне по телефону, что хочет жить вместе с обеими мамами, а еще с Сашей и Ксенией. Приемная мама объясняет, что так не получится. И девочка отвечает, что тогда будет ездить к ним в гости… «В любом случае, мне хотелось бы поддерживать с Лизой связь, знать, как она растет», — говорит Анастасия.
«В тот день, когда я забирала Лизу, мне предложили познакомиться еще с одной девочкой, предупредив о диагнозе – у нее обнаружили порок сердца, — рассказывает приемная мама. — А когда я пришла в дом ребенка, Ксении было 9 месяцев, сотрудники сказали, что ребенок еще и глухой. Девочка весила всего три килограмма, как новорожденная. Я взяла время подумать, и в этот момент хотела порекомендовать ее другим приемным родителям, поскольку до конца не была уверена в своих силах. Но никто не проявил желание взять ее».
Через пару месяцев Анастасия решила забрать Ксюшу. В итоге выяснилось, что глухоты у нее нет. Приемная мама повезла Ксюшу в кардиологический центр, и врач сказал, что девочка была прооперирована. Операция была сделана качественно. Проблемы со здоровьем у Ксюши остаются, но, по мнению приемной мамы, не такие страшные.
Когда дети были в адаптации, у Лизы была ревность по отношению к Ксюше, но потом это прошло. «С сыном мне гораздо легче, поскольку он еще маленький, — признается Анастасия. — Саша — нежный, обниматься любит. Обе девочки приняли его хорошо. Саша идеально вошел в нашу семью, дружит с Ксюшей, поскольку они почти одного возраста».
Комментарий эксперта
Елена Мачинская, психолог:
«Передача ребенка в фостерную семью должна проходить под наблюдением психолога, который готовит его к проживанию в новой семье. Он объясняет, что это проживание будет временным, знакомит с родителями, объясняет причину и сроки проживания. Скорее всего, психологу и самим фостерам придется проговаривать детали не один раз, чтобы ребенок понял, что происходит, чтобы он смог задать все вопросы, которые его волнуют.
Родителям лучше позиционировать себя, как «дядя-тетя». Особых форм выдумывать не стоит, чтобы у ребенка не было путаницы в голове. А чтобы не было опасности того, что ребенок и родители привяжутся друг к другу и захотят продолжить жить вместе, оставив родителей «за бортом», психологи рекомендуют фостерным родителям относиться к ребенку не как к сыну или дочери, а как если бы к ним в гости приехал племянник.
После завершения сроков и возвращения ребенка в прежнюю семью, временные родители могут продолжать с ним видеться, общаться по телефону. Особенно если ребенок привязался к семье. Ничего плохого нет в том, если фостерная семья сможет и дальше поддержать его. Это удобно всем участникам такого «семейного треугольника», конечно? при условии, что все они — не против этого общения».
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал