Дмитрий Хазиев
Дмитрий Хазиев 26 декабря 2017

«Дети шлют Деду Морозу письма, содержание которых я не знаю»

0
1101
0
Фото - look.com.ua

В многодетной приемной семье Алексея и Анастасии есть традиция: на зимние каникулы уезжать с детьми в Суздаль. «Зимой этот безумно красивый город становится еще краше,-  рассказывает приемная мама. —  Детям там очень нравится. Мы снимаем деревенский домик и целыми днями гуляем, катаемся на санках».

Традиция возникла, когда в Суздаль приемные родители поехали с Женей и Толиком в первый год жизни братьев в семье. Поездка совпала с новогодними каникулами. «Для ребят это было вообще первое их в жизни путешествие. И у мальчишек почему-то возникла мысль, что именно в Суздале и живет Дед Мороз, — говорит приемная мама. — Они ему пишут и шлют письма, содержание которых я не знаю. Видимо просят о чем-то. Написали письмо, запечатали в конверт и вместе со мной понесли на почту».

Мечты о детях

Анастасия и Алексей из Москвы воспитывают троих детей: приемных сыновей Женю (12 лет) и Толю (9 лет) и кровную дочку Катю (8 лет).

Родных братьев Женю и Толика супруги взяли в семью 4 года назад. У обоих мальчиков —  ограничения по здоровью. «Потихоньку нам удается снимать какие-то диагнозы, — рассказывает приемная мама. — Мы активно с ними занимаемся, развиваем ребятишек».

Анастасия говорит, что у них с мужем долго не было детей. В итоге они решили взять приемного ребенка, начали собирать документы, погружались в тему. «В этот период я забеременела, — рассказывает приемная мама. – Так в нашей семье появилась дочка Катя. Но мысль о воспитании приемных детей у нас осталась. Мы возобновили поиски, процесс сбора документов. При этом особо не спешили, поскольку хотели, чтобы Катя немного подросла».

Сначала супруги планировали взять одного ребенка без проблем со здоровьем. Алексей  сказал, что не будет смотреть анкеты детей до тех пор, пока не собраны все документы. В случае отказа со стороны органов опеки он с женой не так сильно бы огорчился, поскольку никого конкретно они не рассматривали на прием в семью.

«Но я все это время анкеты просматривала, — признается Анастасия. — В тот момент я и обратила внимание на Женю и Толю. У старшего был диагноз «легкая умственная отсталость».

Приемная мама имела опыт работы воспитателем, представляла, с какими трудностями придется в таком случае столкнуться. С Алексеем они договорились, что именно за ним остается последнее слово в вопросе «брать или не брать ребенка из интерната».

Встречи с родителями и  детьми

«Когда собрали все документы, то решили оформить их не на одного, а на двоих детей, — вспоминает приемная мама. — Нам принесли анкеты двоих ребят, муж взял эти бумаги, смотрел на них. Я подошла, взглянула, и оказалось, что это анкеты Жени и Толика. Судьба, иначе не скажешь».

Когда супруги укрепились в своем решении, то собрали у себя дома своих родителей и нескольких близких друзей. Сели за стол и рассказали гостям о своем решении. «В буквальном смысле слова все наши родные были в шоке, — говорит Анастасия. — Они не ожидали от нас такого поступка. Одни друзья прошли достаточно тяжелую адаптацию с приемным ребенком. Они были на той встрече и в достаточно жесткой форме предупредили нас о возможных внутрисемейных конфликтах. После этого мы с мужем были в замешательстве, но потом снова собрали семейный совет. Родители пообещали поддержать нас, и мы мысленно приняли решение».

Анастасия и Алексей попросили о встрече с ребятами. «Нас привели в пустой актовый зал. Стоим, ждем, — вспоминает приемная мама. — Вдруг открывается дверь, и воспитательница заводит двух мальчиков. Женя поначалу был напуган. Он даже спрятался за воспитательницу. Толик волновался чуть меньше. Мы спросили у обоих, не хотят ли они погулять с нами во дворе? Дети согласились. Женю я держала за руку, а муж взял Толика на плечи. Мальчик засмеялся. В этот момент у нас появилось стопроцентное ощущение того, что с ребятами не расстанемся».

Помогли психологи и опытные приемные семьи

Супруги не побоялись в период адаптации обратиться к специалистам, к другим приемным родителям через Интернет. Оказалось, что их случай был не таким уж необычным. Многие приемные семьи через это проходят, но не афишируют.

«Многие родители боятся, что органы опеки оценят их действия, как неправильные,  заберут детишек обратно в интернат, — рассказывает Анастасия. — Из собственного опыта могу сказать, что не нужно опасаться периода адаптации. Его нужно просто пережить, набраться терпения. Постепенно отношения нормализуются. Когда мы с мужем брали детей, для себя решили, что не будем возвращать их обратно, что бы ни произошло. Мы готовы были их лечить, восстанавливать их здоровье. На каком-то этапе адаптации возникали мысли «потерпим до их совершеннолетия, а дальше уже ребята будут жить самостоятельно».

Мыслей о возврате детей не было. По словам Анастасии, был страх, паника, неуверенность. Постепенно с помощью общения со специалистами и другими приемными семьями ситуация в семье начала выправляться.

Детский мир и ссоры

Толик с Женей между собой ладят. Все-таки они — родные братья, хотя обычно дети часто ссорятся между собой. «Но наши мальчики смирные, — делится наблюдениями Анастасия. — Думаю, жизнь в интернате их сплотила. Как мне рассказывала воспитательница, Женя заступался за Толика в любой конфликтной ситуации».

А вот отношения с Катей поначалу складывались не очень. Дочка ревновала к родителям Женю с Толиком, игнорировала братьев, рассказывает приемная мама. Один раз Женя взял Катин телефон, и она крикнула на брата. Он сильно расстроился. И хотя ничего грубого или жесткого Катя ему не сказала, мальчик чуть не заплакал. Потом ей стало стыдно за этот поступок. Катя спросила маму, чем она может помочь ей в уходе за ребятами. Это произошла спустя два месяца после прихода ребят в семью. И Катя начала активно помогать родителям. Этого энтузиазма, правда, хватило всего на месяц, но, по крайней мере, ее отношение к мальчикам стало помягче.

Однажды Женя закатил сильную истерику. Произошло это через три недели после прихода в семью. Он сказал, что хочет назад в детдом. «Я попыталась его успокоить и сказала, что теперь он живет с нами, — говорит Анастасия. — Обняла его, но Женя отмахнулся от объятий, кричал и плакал. Честно признаюсь, я сильно расстроилась в тот момент, ушла в комнату, заплакала. Женя никак не ожидал от меня такой реакции. Возможно, он предполагал, что я вспылю или ударю его, хотя подобного у нас никогда не было и не будет. И мальчик никак не ожидал, что я расплачусь, огорчусь по-настоящему. Может быть, проверял меня таким образом. Но больше подобного не повторялось».

С детьми Алексею и Анастасии помогают родители с обеих сторон. Например, ходят с Женей к психологу, могут посидеть дома с мальчишками.

«Психологически удается отдохнуть только в семейных путешествиях, — говорит Анастасия. — Конечно же, дети едут с нами на море. В отпуске каждый из них занят своим делом. Катя и Толик обожают водные аттракционы, поэтому им не до ссор или разговоров в эти моменты. С Женей проводим время мы. К вечеру дети устают настолько, что после ужина сразу ложатся спать. Поэтому отпускной период помогает всем подзарядиться».

Любовь, доверие и слезы

«Ощущение любви и доверия между нами и Толиком возникло сразу, — рассказывает Анастасия. — Он проникся к нам, пытался вытеснить в своей голове мысли о том, что он —  приемный. Толик говорил: «Я родился в вашей семье!» Мне приходилось себя перебарывать: «Толик, рожала тебя не я, а другая женщина». С Женей было немного по-другому. Он называл нас «мама» и «папа». Внешне это выглядело как некое чувство долга с его стороны. Ощущение доверия и любви пришло в момент, когда Женя уже разрешил себя обнимать, брать на руки. Но поначалу Женя нас не слушался. Он мог, к примеру, спрятать бутерброд под подушку. Или мог подойти к учителям и воспитателям и сказать им: «Мааама!» Нам хватило мудрости пережить этот период спокойно».

Период адаптации занял меньше года. Для Жени любовь выражалась в нехороших вещах, он ассоциировал понятие семья с безнравственными поступками. Иногда мы с мужем устраивали «Женин день», то есть, вели себя так, как он. Так же пренебрежительно разговаривали с ним. Он спрашивал: «А почему вы так со мной разговариваете?» Алексей и Анастасия отвечали, что всего лишь повторяют за ним. «И на этих наглядных примерах он учился хорошему поведению, — делится опытом приемная мама. — Возможно, эта суровость помогла ему в свое время выжить, не сломаться в детдомовской среде».

Жене нравится собирать конструкторы. Катя играет в школьном театре. Толик пока не отдает предпочтение какому-либо занятию, хобби.Катя учится хорошо, практически на одни пятерки. А ребята отстают в успеваемости. Женя немного ленив, и очень не любит делать домашние задания.

«К счастью, никаких конфликтов в школе не возникает у ребят ни со сверстниками, ни с учителями, — говорит приемная мама. — Учителя понимающе относятся к нашей семье».

Советы приемным родителям

«Готовьтесь потратить не один год только на то, чтобы ребенок психологически восстановился и начал социализироваться. Сначала он учится вести себя в семье, потом учится заводить друзей. Ему потребуется время и поддержка для формирования доверия», — считает Анастасия.

(Имена изменены по просьбе героев статьи  — Ред.)

Каждый ребенок мечтает о том, чтобы жить в семье. Не каждый может стать приемным родителем, но каждый может помочь.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!