С Натальей Городиской, психологом фонда «Измени одну жизнь», многодетной приемной мамой попытаемся разобраться, что такое медиация, и как она помогает при решении конфликтов в замещающих семьях
Мое знакомство с темой медиации
С темой медиации я познакомилась, работая заместителем директора Центра помощи семье и детям. В нашем учреждении жили дети из социально-неблагополучных семей, но были и подростки, находящиеся в конфликте с родителями.
Работа с психологом часто не приводила к нужным результатам, детско-родительские отношения лучше не становились, и было совершенно очевидно, что происходит это потому, что стороны совсем не желают слышать друг друга.
Особо сложной была ситуация с мальчиком-подростком и его приемной мамой. В семье произошел конфликт, парень сам ушел из дома и наотрез отказывался не только возвращаться туда, но и видеть, и даже просто говорить с родителем.
И тогда на одном из консилиумов было принято решение пригласить в работу с семьей медиатора. Всех подробностей мне не сообщали, но в итоге его работы диалог между мамой и сыном стал возможен. В результате действий всех служб все закончилось хорошо.
Тогда я поняла, что медиация — очень интересная тема для меня, и по возможности я загляну в нее поглубже. Позже краткий обзорный курс медиации в магистратуре заинтересовал меня еще больше, но занятий было мало, и знания остались очень поверхностные.
Поэтому, услышав от коллеги и подруги о возможности пройти курс «Медиация, как переговорная технология» Сергея Хаванского, я с большим энтузиазмом и радостью эту возможность не упустила.
Научиться «мирить» конфликтующие стороны
Работая в сфере семейного устройства детей-сирот и в сопровождении замещающих семей больше десяти лет, вижу сегодня острую проблему возвратов детей в подростковом возрасте из приемных семей в социальные учреждения по причине нарушения детско-родительских отношений.
Поэтому, помня позитивный опыт работы медиатора в нашем учреждении, я шла на обучение с определенным запросом – научиться «мирить» конфликтующие стороны, тушить эмоциональный пожар и стать этаким миротворцем.
В процессе обучения для меня произошли очень значимые открытия, и к концу второй недели интенсива я точно поняла, что про медиацию я не знала ровным счетом ничего до того, как пришла на курс.
В ходе обучения я получила представление о том, что такое конфликт с прикладной точки зрения, полное и четкое представление о том, как работает медиация, что медиатор должен делать, а что не должен, а также базовые практические навыки по ведению и культуре медиации.
Что такое медиация
Медиация – это способ разрешения конфликта при участии третьей, полностью нейтральной стороны – медиатора. Держится она на трех китах: принципах, процедуре, техниках.
В задачи медиатора входит: разложить ситуацию на факты, помочь разобраться в своих эмоциях, прояснить интересы каждой стороны, устранить коммуникативные дефекты, затрудняющие общение между сторонами.
Медиатору важно настроиться, чтобы услышать, что человек на самом деле нам хочет сказать. И подобрать линию поведения, эффективную для каждой конкретной ситуации.
Люди часто скрывают свои истинные интересы, не говорят о них. Как правило, мы слышим от них только то, что на поверхности. Потому, что это кажется им бессмысленным, или это просто страшно, потому что представляет угрозу интересам человека.
И одно дело — понять интерес другого человека, другое дело его прожить. Но надо почувствовать, что для него это значит по-настоящему. Сделать акцент именно на эмоциях и ценностях. Прожить те ценности, которые для него актуальны на данный момент. Встать в его тапки, но не забывать, что эти тапки чужие. Вот это для меня было особенно ценно.
Конфликт — это всегда стресс. В стрессе когнитивные способности человека разрушаются. И задача медиатора как раз услышать стороны и помочь им перейти от торга к обсуждению реальных интересов. Компромисс, оказывается, плохое решение, потому что люди жертвуют своими интересами.
Сила медиации именно в договоренности сторон. Спор решают сами люди, и решается он через исследование интересов сторон.
Активное слушание, собственный опыт и работа с эмоциями
Было и то, что казалось знакомым, но теперь стало ярче. Например, одну из техник медиатора — активное слушание – осознанные родители применяют в процессе воспитания детей.
Очень важно не только слушать, но при этом слышать и понимать другого человека. Для меня тоже важно понимание не только того, что чувствую я, как родитель, но и того, что чувствует ребенок в этой ситуации.
В процессе работы с семьями я очень часто рассказывала о собственном опыте переживания и проживания тех или иных ситуаций с детьми. Медиатор же должен приложить усилия, направленные на вынесение за скобки своего собственного опыта. Наша личная точка зрения всегда ограничена собственным опытом.
Много полезного для себя я услышала, когда мы говорили о работе с эмоциями. Эмоции несут информационную функцию – важно сделать из проблемы задачу. Но ими надо уметь управлять. Эмоции — маркер важного для человека.
Случай из жизни нашей семьи
В жизни было много ситуаций, когда полученные знания мне очень пригодились бы. Однажды был такой интересный случай. У нас есть приемная дочь, в семье она с трех лет, сейчас ей 16, и именно она помогала нам в процессе воспитания прочувствовать на себе все сложности приемного родительства.
Поведение ее всегда было «трудным», как это принято говорить. Я понимала, что подобное поведение является следствием психологической травмы, но особенно сложно было со школой, не все учителя понимали и принимали ее особость.
И вот однажды мне звонит учительница и рассказывает о том, что дочка вытащила у девочки из параллельного класса платье и попыталась смыть его в унитаз в школьном туалете.
Естественно, вначале меня захлестнула волна возмущения: «Ну вот зачем она это сделала?» Я предвидела предстоящие разборки в школе и с учителями, и с пострадавшей стороной. Но, взяв себя в руки, я все же решила разобраться в этом самом
«а зачем?»
Задавая дочери разные вопросы, в процессе нашей с ней беседы удалось выяснить истинную причину ее поступка. Оказалось, что таким образом она стремилась устранить конкурентку, которая на завтрашнем школьном концерте должна была исполнить со своим коллективом два музыкальных номера – вокальный и танцевальный, когда коллектив, солисткой которого была дочка, только один — вокальный.
Решив, что без платья у конкурентки не будет номера, дочь пыталась восстановить справедливость таким вот образом. В школе, понимая суть, мне было легче общаться и с учителями, и с девочкой. В общем, тогда я поняла причину, суть, а не то, что казалось, лежало на поверхности.
Не озорство, а восстановление справедливости, спасение своего коллектива таким вот странным способом. Конечно, потом много говорили о том, что существуют иные способы решения вопросов.
Полученные знания, конечно, на 180 градусов изменили тот запрос, с которым я пришла. Потому что медиатор точно не миротворец. Но он человековед. А это еще круче!
Дорогие приемные родители!
Вам важно узнать мнение специалиста по вашей проблеме?
Пообщайтесь с психологом фонда на бесплатной онлайн консультации, чтобы узнать больше о том, что происходит с ребенком, и как ему помочь.
Фото — freepik.com
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.