«Ах, если б снова все начать!» Ошибки приемных родителей. Часть 9. Про школу, сад, кружки и развлечения
Мы продолжаем еженедельный цикл статей психолога фонда «Измени одну жизнь», приемной многодетной мамы Елены Мачинской о самых распространенных ошибках приемных родителей. «Мало кому придет в голову учиться на голодный желудок, когда не ели много дней, правда? – задается вопросом Елена. — Приняв сироту в семью, главное, и первое, что необходимо восполнить – это голод по близким людям, по заботе, любви, привязанности, хорошим отношениям». Замещающие семьи рассказали о том, когда они отдали малышей и подростков в детский сад, школу, кружки, повели в цирк, музей и театр, и что из этого вышло.
Читать также — «Ах, если б снова все начать!» Ошибки приемных родителей. Часть 1. На берегу
Часть 2. Поиск и выбор ребенка
Часть 4. Про внезапные открытия
Часть 6. Про то, как стать для ребенка значимым взрослым
Часть 7. Про «декретный отпуск»
Часть 8. Про здоровье, нарушение сна, пищевые и иные расстройства
Елена Ф.: «Вернись я назад, я бы повременила со школой, с детским садом. Взяла я детей в декабре и сразу среднего пихнула в школу, его взяли на класс меньше, но он и там ничего не хотел понимать. Для меня вообще школа была открытием! Я думала, что мы сейчас придем в нее, такие хорошие, и все будут нам помогать: и психологи, педагоги. А там вообще никому не было дела до каких-то приемных педзапущенных мальчиков!
Мне все время высказывали: «Как же так, почему же они элементарных вещей-то не знают? А младший-то ваш ни ножниц, ни карандаша не держал в руках, вы бы с ними позанимались хоть…» Первые полгода даже репетиторы никак не влияли на обучение! И это была моя ошибка, у детей не было точки спокойствия».
Римма Ч.: «Я бы не повела в развивающую школу ребенка, который только вторую неделю в семье. Ведь ребенок был бы в шоке от стресса, а я — от стыда».
Оксана К.: «Аналогично. Я на третий месяц повела в развивашку. Думала, что ребенок просто запущен и не может что-то по возрасту делать, а тут он, глядя на других, сделает. А он просто в шоке был».
Марина Ш.: «Я очень жалею, что Макара отдала в школу. Опека опиралась на назначение Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а ПМПК просто настаивала, что ребенку лучше в школе. Мы отдали его через 7 месяцев после приема в семью, ему 7 лет исполнилось 10 сентября. А адаптация у нас была ой-ой-ой!
Оглядываясь назад, понимаю, что мы отдали в школу трех-четырехлетку. Рост 100 см, вес 13 кг. Ножка — 24 размер. А мозгов – и на 2 года-то не было. Считаю, что после принятия ребенка в семью отдавать сразу в школу нельзя. Лучше пропустить год или даже два.
Вот мы начали требовать, давить на ребенка. А он ручку не мог в руке держать. Он кушать не умел. Какался и писался… Не могу себе простить, что пошла на поводу у комиссии… Все проблемы у нас от этого. Только в прошлом году поняла окончательно, что школа для него противопоказана. Максимально спокойная и защищенная обстановка нужна. Чем больше он боится, тем хуже себя ведет».
Алена С.: «А я бы ни за что не купила бы больше машинку-трансформер. Потому что «системные ребенки» в 3-4 года самостоятельно с ней не справляются, самооценка падает. Все-таки игрушки нужны по возрасту (соответствующему развитию, а не фактическому – прим. Авт.), чтобы заинтересовывать, развивать, а не угнетать. По крайней мере, поначалу.
Оксана К.: «Отдала малыша в 2,2 года на третий месяц дома в развивашку, у него шок от всего. Год не водила бы на елки, а я потащила, создавая детям «настоящее домашнее детство», а они в ступоре, не реагируют на аниматоров, даже фото есть их с ужасом на лицах. И главное соблюсти по первости режим как в детском доме, это облегчает их адаптацию».
Галина Р.: «Вот, соблюсти режим как в детском доме. Это особенно касается подростков. Все няшки, развлекашки, свободы давать дозировано, после прохождения острой адаптации, и это, самое малое, через год».
Надежда М.: «Не бежать обучать/тестировать/развивать… Их мозг и так перегружен всем новым, осознанием себя в новых условиях».
Илья В.: «Еще узнали бы подробнее про садик заранее: первый год прошел идеально, а потом оказалось, что на следующий всех переводят к другим воспитателям».
Наталья С.: «Я отдала дочку в садик через два месяца. Это сильно повредило срокам нашей адаптации. Сейчас я бы держала ее дома, как минимум, полгода. Я была с ней очень строгой, а ей нужна была ласка и сочувствие».
Андреа П.: «Я бы оставила на семейном обучении до выяснения масштабов катастрофы».
Галина П.: «Вот, и мы сразу на семейное, ибо даже в коррекции ему бы явно было не комфортно и бесполезно».
Евгения С.: «Я бы ни за что не стала активно вкладываться и «убиваться» обо все в первый год в семье. Нечем ему было эти все вложения воспринимать. А я потеряла много сил».
Ирина М.: «Если бы была такая возможность, и я не отдавала ребенка в школу в первый год».
Елена Мачинская, психолог, приемная мама:
«Очень сложно тут что-то добавить от себя. Родители ответили исчерпывающе, и за каждым ответом стоит не просто пустой «книжный» совет, а история, связанная с разочарованием и стрессом. Ошибка, которую сделали родители, и о которой они сожалеют.
Я бы сказала, что история с «развитием» — одна из самых распространенных иллюзий у всех родителей-неофитов. Как только ребенок попадает в семью, главное желание – догнать других детей, додать, что он не имел, научить, развить.
Я часто задаю такой вопрос будущим замещающим папам и мамам на занятиях в школе приемных родителей: «Представьте, что вы берете ребенка с задержкой психического развития и педагогической запущенностью. У вас есть бесплатный абонемент на год в развивающий центр, где множество обучающих программ для детей любого возраста: от подготовки к школе до кружка робототехники. И — о, счастье, этот центр – в соседнем подъезде вашего дома! Когда вы планируете записать туда ребенка, на какой кружок?» На моей памяти не нашлось такого кандидата-неофита, кто не сказал бы: «Да сразу же, чего тянуть!» или «Ну, через месяц примерно». И это – главная ошибка.
Читайте раздел на сайте фонда «Измени одну жизнь» — 5 шагов к принятию ребенка в семью
Мало кому придет в голову учиться на голодный желудок, когда не ели много дней, правда? Приняв сироту в семью, главное и первое, что необходимо восполнить – это голод по близким людям, по заботе, любви, привязанности, хорошим отношениям. И это не неделя, и даже не месяц. И только когда ребенок «наестся этим», можно переходить к обучению, «развивашкам» и кружкам.
В некоторых странах приемному ребенку дают полгода отсрочки от школы на адаптацию. Мне кажется – это отличное, верное решение. Надеюсь, что и у нас в стране вскоре произойдут позитивные изменения в этой области, и никто не будет требовать, чтобы ребенок был устроен в новую школу «за три дня».
Иллюстрация — Стас Чужак.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Ольга
Я даже не задумывалась об этом и ни один человек не подсказал ни из опеки ни из ШПР, очень жаль, что сразу отдала в сад и повела в кружок проктичкски сразу и начала заниматься ещё сама усиленно. Думала Господи какая запущенная, а её всего лишь нужно было целовать и играть с ней и быть рядом.
Kriola
Да хотя бы на пару месяцев давали бы при приеме в семью отпуск с оплатой по среднему за счёт фсс! Нам пришлось в садик оформляться через 2недели, потому что отпуска не было у меня. А ребенку 3.5года. Если бы было до трёх лет конечно посидела бы в отпуске по уходу за ребёнком, а так пришлось брать больничный на 2недели и срочно оформлять в садик. Что за страна….
Татьяна Пышная
Я когда взяла мальчика около 7 лет, хотела на год задержать поход в школу, очень нервный был. Но все таки отдала в школу. Теперь он учится в 4м классе, лучший ученик, все дается слишком легко, думаем перейти сразу на класс вперед, чтобы не пропала мотивация к учебе.
Ирина
Нам сейчас 5 лет. Я сижу с ним 2 года дома (есть возможность) не пожалела ни одной минуты об этом. Хотя все знакомые и родственники твердили, что детский сад ему просто необходим, он такой общительный….я даже была вынуждена обороняться от таких супер навязчивых рекомендаций. Мы многое нагнали и перегнали, в некоторых моментах, своих сверстников. Без всяких развивалок. За 2 года и рост и вес растет вместе с умственными способностями. Думаю к школе он будет не хуже, а в некоторых моментах даже лучше своих одноклассников.
Ирина Б.
Отсрочка от садика и школы и декрет для мамы не зависимо от возраста ребёнка. Вот это правильно. Но… в нашей стране… сильно сомневаюсь.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.