Видеоанкету 10-летнего Богдана Денис и Наталья Высоцкие увидели на сайте фонда «Измени одну жизнь» в минувшем сентябре

Супруги попросили регоператора узнать мнение мальчика о возможном переезде к ним в Тулу. Богдан был не против знакомства, и Высоцкие полетели на встречу с ним в Иркутск.

Денис и Наталья рассказывают в интервью нашему фонду о том, как в их семье родился подросток, и как проходят первые месяцы вместе.

Ваш ребенок вас найдет

Денис: «Детдом был на карантине, мы познакомились с персоналом, пообщались с воспитателями. Очень отзывчивые люди. С сыном в тот день общались на расстоянии из-за карантинных мер.

В видеоанкете Богдану было 9 лет, когда мы приехали, ему исполнилось 10. За год он повзрослел, окреп, подрос, и мы, по сути, увидели уже не мальчика, а подростка.

Видеоанкету Богдана, созданную фондом «Дети Байкала», разместили на сайте «Измени одну жизнь». Таким сына впервые увидели будущие родители. 

С первой минуты у нас с женой сложилось ощущение, что Богдан – и есть тот самый ребенок, наш ребенок. Это чувство рождается внутри и не связано с какими-то критериями.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

В родительских блогах я прочел фразу «ваш ребенок вас найдет». Так оно и оказалось. В первую встречу наш будущий сын показался очень рассудительным, серьезным».

Было важно, чтобы сын выбрал нас

Денис: «Мы смотрели видеоанкеты на сайте фонда «Измени одну жизнь». Анкета в таком формате очень удобна и для самих детей, и для потенциальных родителей.

Обычная анкета — сухой набор информации и фото. А в ролике на сайте фонда «Измени одну жизнь» можно посмотреть на ребенка, на его движения, мимику, послушать голос, то есть получить исчерпывающую информацию на расстоянии.

Читать также — База видеоанкет: часто задаваемые вопросы

Мы с женой добавляли в закладки каждую понравившуюся анкету, обсуждали, по нескольку раз пересматривали, снова обсуждали.

Рассматривали не только родную Тулу, а все регионы. Когда начали звонить региональным операторам в 10 субъектах Федерации, то ни один не перезвонил. Ощущение, что у них нет интереса в устройстве детей в семьи.

Единственный региональный оператор, который перезвонил, был в Иркутске. Мы уточняли как раз насчет Богдана, и получилось, что оператор нам быстро перезвонила.

Да, мы смотрели анкеты, искали ребенка, но важным моментом для нас было то, чтобы ребенок нас выбрал. Представьте, Богдан родился в Иркутске, там живут его родственники, старшие братья. Тут приезжает семейная пара, которая увозит за 5 000 километров из родного города, в абсолютно неведомый мир, в новый город, новую школу, новый коллектив.

Богдану 10 лет, и нужно было узнать его мнение относительно переезда. Мы попросили регионального оператора узнать мнение мальчика. На следующий день оператор перезвонила и сообщила, что с воспитатели поговорили с Богданом, и он не против познакомиться с семьей из другого региона. Вот тогда мы с женой купили билеты и полетели в Иркутск».

О желании стать родителями

Денис: «Желание взять ребенка из детдома возникло у меня давно. Я смотрел документальные фильмы и в какой-то момент увидел работы, посвященные детям-сиротам. Задумался, начал искать информацию, читать о приемном родительстве. Но, скажем так, активная фаза принятия решения началась два года назад.

Богдан говорит, что Тула ему понравилась, но больше всего впечатлений у него от самолета, на котором он прилетел сюда из Иркутска.

Жена всегда хотела иметь много детей, но в первом браке родилась только дочка. Она уже взрослая, живет в другой стране. И Наташа тоже стала задумываться о том, чтобы взять ребенка из детдома. Но супруга очень переживала из-за возможной реакции дочери.

Кроме того, с нами жила теща. У нее случился инсульт, и требовался постоянный присмотр и забота. Прошел год после ее смерти, и мы с женой вернулись к обсуждению темы приемного родительства».

Богдан тосковал по старшим братьям

Наталья: «Во время встреч в интернате Богдан вел себя прекрасно. Это понятно, все хотят понравиться друг другу.

Но после прихода в семью начались проблемы. Во-первых, сын тосковал по своим братьям. Если вкратце: его родители живы, но братья (их трое) жили отдельно. Богдан – младший.

До интерната его и среднего брата воспитывал старший. Может быть, старший брат был слишком строг, может быть младшие его доводили, но Богдан нечасто с ним общается, больше со средним братом Славой.

Я тоже общалась по телефону с ним. Оба, и старший, и средний, живут самостоятельно. Старшему брату 20 лет, он женился недавно. С родителями они не общаются по ряду причин».

Помогли репетиторы

Денис: «Он – парень ресурсный, общительный. Накануне первого учебного дня мы поговорили с ним: «Понимаем, это новый город, новый коллектив». На что Богдан улыбнулся и сказал: «Да вы не переживайте, я с ребятами быстро нахожу общий язык». Хотя стресс из-за смены обстановки у него был.

Наталья искренне признается в том, что после ссор их с Богданом спасают объятия. 

Адаптация у Богдана связана исключительно с нежеланием учиться. В предыдущей школе, в Иркутске к ребятам из детдомов относились мягко, нетребовательно. С другой стороны, в нынешней системе образования нет единого стандарта. Каждая школа предъявляет свои требования и формирует собственный объем нагрузки.

Мне тоже было удивительно: Богдан учился в Иркутске на четверки, у него была одна тройка, а здесь, в Туле, он резко скатился до двоек. Возможно, на успеваемость повиляла адаптация, смена места жительства, даже смена климата (все-таки Тула отличается от Иркутска), и понять парня можно.

Мы с женой стараемся его поддержать. Говорим, что понимаем, мол, адаптация, большие жизненные перемены, и в первое время человек может испытывать стресс, немного рассеянным в учебе, получать низкие оценки.

Но если двойки – это результат отсутствия тяги к учебе, то это совсем другое дело. Наняли репетиторов по математике, русскому, английскому, и Богдан закончил четверть без двоек».

В семье подарков меньше, чем в детдоме

Наталья: «Есть еще одна проблема: Богдан пока не может понять, почему в семье меньше подарков, игрушек, чем в детдоме. У меня нет возможности каждый день покупать игрушку или подарок. В семье ведь нет волонтеров, спонсоров.

В детдом постоянно приезжали спортивные команды, а я сумела договориться о приеме Богдана в местную футбольную команду, хотя это оказалось непросто.

Он – ярый поклонник футбола, знает всех игроков. В детдоме, кстати, ему дарили спортивные комплекты, часть из которых теперь здесь, в Туле. Эти комплекты – одно из немногих напоминаний о прошлой жизни. Я не выбрасываю ничего, пройдут годы, Богдан возьмет вещи и вспомнит о тех годах».

Сравнила воспитание дочери и приемного сына

Наталья: «В Туле Богдан, как мы и предполагали, затосковал по друзьям и захотел вернуться в Иркутск, забыл про школу, про учебу. Я не могла понять, почему он так себя ведет и стала искать психолога. В большей степени для себя.

Часто вспоминала собственное детство: родители меня очень строго наказывали за проступки, я боялась их огорчить из-за учебы, не могла себе даже представить, как можно поднять голос на мать. Таковым было советское воспитание.

Дочку я воспитывала в других условиях, ее никто не бил, голос  на нее не повышал. Аналогично и с Богданом. Но мне было удивительно наблюдать его ответную реакцию. В детстве я не могла позволить себе истерику.

Муж меня успокаивал, но он — водитель-международник. Уехал в рейс и все, воспитание ребенка легло на мои плечи. Конечно, семье нужны деньги, и он зарабатывает, но просто слов успокоения мне было недостаточно.

Денис и Наталья стараются облегчить адаптацию и Богдану, и друг другу.

Советы местных психологов были не к месту. Они говорили, что надо Богдана отвезти в Иркутск, поскольку он тоскует по малой родине. В ответ я говорила, что адаптация – вещь не только тяжелая, но и продолжительная, и мы только-только в нее вступили».

После ссор миримся и обнимаемся

Денис: «Взаимоотношения внутри семьи сложились сразу, он – адекватный, нормальный парень. Повторюсь, были истерики вокруг учебы, Богдан говорил, что напишет заявление и уйдет из семьи.

В эти моменты у него из глубины характера, души выходят такие эмоциональные пузыри, что даже мне, взрослому человеку, трудно сохранять спокойствие.

Богдану 10 лет, и столько же он прожил в мире, где не было место учебе, спорту, мотивации, саморазвитию. А потом пришел в семью, где есть требовательность, ответственность».

Наталья: «Да, супруг постоянно беседует с Богданом, звонит ему во время командировок. В трудные моменты, когда чаша терпения переполняется, звонки Дениса помогают, он успокаивает, разговаривает с Богданом, со мной. Отчасти эти звонки помогают разрядить обстановку.

После криков и ссор, мы с Богданом миримся, обнимаемся, и становится легче. Я понимаю, что он меня испытывает таким образом.

С другой стороны, дочка сказала как-то, что мое давление в детстве ощущала, только не выражала свое недовольство. И  я стала вспоминать, анализировать то время, и я поняла, что некоторые недостатки внутри себя просто не замечала. Самоанализ важен».

Иногда самым сложным бывает первый шаг — записаться на консультацию.

После работы с психологом многие понимают, что поговорили вовремя, получили необходимые знания, поддержку, веру в себя и признание собственных возможностей.

Запишитесь и получите  онлайн-консультации психологов фонда «Измени одну жизнь»

Не стройте иллюзий

Наталья: «Что посоветовать тем, кто задумался о приемстве? Реальность, как правило, оказывается иной, поэтому не стройте иллюзий. Одна моя знакомая взяла девочку и представляла, как купит ей платье с ленточками. А девочка по характеру оказалась пацанкой, играла в компании мальчишек и ни о каких ленточках не думала.

Приемные дети приходят к нам из особого мира, где есть место жестокости, одиночеству, где много горя, страданий, потерь и слез. Не забывайте об этом».

Фото — из семейного архива Высоцких.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

10 комментариев

  • Кристина Богданова

    Я видела видеоанкету Богдана на сайте раньше. Мне он очень понравился. Очень рада, что он в семье.

    14 ноября 2020
    • Иоланта Качаева

      Кристина, спасибо за комментарий! А вы нашли своего ребенка?)

      16 ноября 2020
  • Ольга

    Мы привезли детей 29 августа и сразу школа. Младший 8 летний постоянно ломает, теряет ручки , карандаши. Новый пенал, который сам выбрал, весь ободрал. На самостоятельных В школе кружочки рисовал весь урок.
    Дома писал не В тетради, а рисовал на своей футболке, на руках, на лбу. Один раз отстирал футболку сам, перестал рисовать. Теперь только в альбоме рисует. Мы с ним начали повторно проходить программу первого класса. Читал 5-7 слов В минуту.
    Старший молчит. Откроет учебник и смотрит в одну точку. Спрашиваешь, что не делаешь. Сначала говорил, что тупой, ничего не понимает. Потом стал говорить, что думает. По итогу выжидал время. Мол как в дет.доме, 2 часа посидел и можно играть. Очень удивился, что и в 9 часов вечера надо уроки делать. Мы в 10 спать ложимся.
    Что и кто помогает? Мои дети. У меня 4 школьника, все учатся хорошо. Новенькие увидели, что надо заниматься, а не сидеть или ныть, что много задают.
    Если не поняли, мы с мужем объясняем. Кто сделал уроки, тот свободен. Могут играть, гулять, сидеть в телефоне. Каждому хочется побыстрей все сделать.
    Еще очень выручает, что живем в частном доме. Не хочешь уроки делать, можешь траву полоть. Одному на огороде скучно. Он же не работает, а одну травинку минут 10-15 на мелкие кусочки ломает. Успокоится, заходит домой и говорит, что хочет уроки делать. И реально начинает делать.

    14 ноября 2020
    • Иоланта Качаева

      У вас очень интересные способы, методы, спасибо вам большое за то, что так подробно рассказываете! А блог на нашем сайте хотите вести? У вас интересные наблюдения, решения сложных вопросов.

      16 ноября 2020
    • ДЕНИС

      Терапия с огородом — это супер 👍

      17 ноября 2020
  • Ольга

    Мы столкнулись с такой же проблемой. С нежеланием учиться. Это огромная проблема. Пока не касается школы, все хорошо.
    Старшему 10 лет, оценки были 4 и5. В реальности не умеет записывать даже условие задачи, логически размышлять. Время вообще не знает. Делает уроки с нытьем и строгий контроль, иначе соврет.
    Младшему брату 8 лет. Первые дни он начинал просто орать, мастерить, что надо делать уроки. 4 строчки он записывал 4 часа. Потому что не хотел, а просто ревел и жалел себя, что так много писать.
    В бассейн записали, чтоб научились плавать. Старший через неделю заявил, что умеет плавать, лень ему стало. Поехали всей семьей убедиться, проплыл 3 метра. Продолжил обучение.
    Это очень тяжело слушать ежедневное нытье. Жду летних каникул.

    13 ноября 2020
    • Иоланта Качаева

      Ольга, спасибо за ваш комментарий! Что вам помогает изменить отношение детей к школе, к урокам?

      13 ноября 2020
    • ДЕНИС

      В нашем случае, конечно помогают Богдану репетиторы. По невообразимой случайности Богдан с репетиторами занимается пока, а вот дома, это крамешный ад с уроками. Психи, нервы, мат, ругань с его уст это в порядке вещей. Поломаные шариковые ручки, не в чём не виноватая мебель и т. д. В общем, школа-боль.!

      14 ноября 2020
      • Иоланта Качаева

        Спасибо, что делитесь своей историей! Скажите, вы получали консультации психологов фонда? Возможно, что-то станет полегче с их советами?

        16 ноября 2020
        • ДЕНИС

          Да мы однажды обращались к вам за помощью. Жена беседовала с приёмной мамой. Наши местные психологи посоветовали отдать Богдана обратно в Иркутск. Вот олухи ей богу….

          17 ноября 2020