Елена Мачинская
Елена Мачинская 10 мая 2018

Как помочь приемным детям учиться в школе: советы психолога

0
723
0
Фото - prouchebu.com

Желание помочь приемным подросткам хорошо учиться, окончить школу и поступить в вуз нередко приводит к самым неожиданным последствиям. Ребенок, подававший надежды, вдруг теряет интерес к учебе. Опекуны/усыновители обращаются за помощью к специалистам. Приемная мама, психолог Елена Мачинская  специально для фонда «Измени одну жизнь» рассказала о наиболее распространенных проблемах, с  которыми сталкиваются родители, пытаясь сделать приемных детей успешными.

Письмо Светланы из города Н. (имена и биографические данные изменены):

«В прошлом году в мае в наше семье появился приемный ребенок — Максим, сейчас ему 12. Учителя в детском доме рассказывали, что он любить конструировать, читать книги, по оценкам — лучший в классе. Нам тоже всегда нравилось читать, у нас огромная домашняя библиотека. Нам показалось, что мы сможем помочь Максиму развить его способности, открыть дорогу в мир науки, знаний, технологий. Поэтому сразу решили— наш.

Учеба и знания всегда были на первом месте в нашей семье. Наши кровные дети учатся в лучших вузах, поступили самостоятельно по результатам ЕГЭ. Мы были уверены, что Максиму будет хорошо у нас. Ведь раньше у него не было возможности учиться – кровная семья была неблагополучной.

Читать также — Психолог Елена Мачинская: «Агрессивные дети — кто виноват?»

Так Максим стал жить с нами. Лето прошло хорошо, мы много гуляли вместе, катались на велосипедах, беседовали. Максим, правда, не хотел читать и заниматься, его тянуло на улицу. Но мы закрыли на это глаза: лето, пусть отдохнет. Решили учебу начать с сентября, нашли элитную сильную школу. До нее, правда, приходится далеко ездить, но она того стоит — там лучшие баллы по ЕГЭ в городе. Мы сразу хотели нанять ему в помощь репетиторов, но сотрудники опеки порекомендовали не торопиться. Мне кажется, что мы напрасно его расслабили, если бы он влился с первого дня в рабочий ритм, все было бы иначе.

Фото — healthyway.com

В сентябре оказалось, что оценки, которые он получал в детском доме, не соответствуют его реальным знаниям. По всем предметам сразу пошли двойки. Домашнее задание он делал нехотя, пришлось его контролировать, начались ссоры. Он не хотел писать чисто, не хотел думать, не хотел читать. Я старалась держать себя в руках, думала, что так он нас проверяет. К новому году я узнала, что он прогуливает уроки. Меня постоянно начали вызывать в школу, и к весне дошло до намеков, что стоит ему подобрать другое учебное заведение, так как он «необучаемый» и «не тянет».

Мы наняли репетиторов, чтобы наверстать программу, но и это не помогло – Максим тупо отсиживет время, даже не пытаясь вникать. Его не беспокоит, что на занятия уходят огромные деньги. Он стал замкнутый и агрессивный, дерется в школе. Постоянно врет, что ничего не задали. Мы попросили психолога поработать с ним, но и он не смог поменять его отношение к учебе. Иногда мне кажется, что я сделала серьезную ошибку, взяв его из детского дома. Там к нему нашли подход, он был успешен, его любили и хвалили, а у нас… в школе его травят, с одноклассниками общего языка найти не смог, нас он не любит, избегает общения.

Читать также — Елена Мачинская: «Возврат из приемной семьи в детский дом – это ад в душе ребенка»

Муж предложил «махнуть рукой», перевести его в обычную школу, где ему будет проще. Мы даже поссорились, дело почти дошло до развода. Ведь так поступить — это как плюнуть на ребенка. У него светлый ум, он способный, я это вижу. А что скажут люди? Взяли и не занимаетесь? Я хочу ему помочь добиться в жизни большего. Я не прощу себе, если он окончит школу со справкой. Кем он станет? Что ждет его? Я пытаюсь ему это объяснить, он ничего не хочет слушать. Порой мне кажется, что он делает это назло.

Я постоянно плачу. Мне кажется, что с нами живет чужой человек, которому мы не нужны. Наверное, я плохая мать, я не могу ничего ему дать: ни расширить кругозор, ни заинтересовать, ни научить. Ему явно у нас плохо, но я не понимаю, почему он не ценит то, что ему дают. Нежность и забота мои ему тоже не нужны. Что нам делать?»

Комментарий психолога Елены Мачинской:

Успех ребенка в сознании многих родителей связан с его успешностью в школе. Современная система обучения построена так, что ориентирует ребенка на оценки, а не на развитие его способностей. В свою очередь, и «качественность» школы оценивается по среднему баллу ЕГЭ, а не по тому, сколько людей в школе умеет работать с трудными детьми.

Дети, попавшие в детский дом, имеют тяжелые психологические травмы. Они лишились пусть не «успешных», но любимых родителей, потеряли дом, друзей, возможно, подвергались насилию, голодали. Привыкнув жить в детском доме, в какой-то момент они теряют и его, снова меняется окружение, правила, друзья. Это как переписывать заново и заново жизнь с чистого листа.

Ошибка многих приемных родителей-неофитов в том, что они пытаются сделать ребенка «успешным», опираясь на внешние показатели – школьные оценки, не думая о том, какой ад творится в душе ребенка, какую боль, страхи и неуверенность он принес в своем багаже. Они сразу бросаются нанимать репетиторов, записывать в секции, отдают изучать три иностранных языка. На их языке это называется «наверстать» и «дать лучшее». Особенно этим страдают родители, которые сами хорошо учились, и/или их кровные дети достигли значимых результатов в учебе.

Фонд «Измени одну жизнь» проводит бесплатные консультации для действующих приемных родителей

Современная школа – серьезный стресс для любого ребенка. А для приемного – во много раз больше. У таких детей есть и страх неуспеха, и неумение быть в контакте со взрослыми, и накопленный груз недоверия и разочарований. На адаптацию в школе накладывается адаптация дома.

Не удивительно, что Максим из лучшего ученика в детском доме стал худшим в новой школе. У ребенка, попавшего в новый коллектив, взлетает тревога, поведение ухудшается, внимание и концентрация снижается. В итоге он учится хуже, чем мог бы. Да и школа, безусловно, в истории Светланы была выбрана такая, где ребенок заведомо был обречен стать «белой вороной» — школа для «элиты», к которой Максим, вряд ли себя относит.

Для того, чтобы облегчить ребенку процесс учебы и помочь ему адаптироваться к школьным нагрузкам, следуйте простым советам:

  1. Выбирайте не рейтинговую школу, а учителя. Ориентируйтесь на педагога, который не боится сложных детей, не рвется к наградам и лучшим оценкам по школе. Найдите терпеливого и теплого человека, с которым ребенку будет легко построить доверительные отношения.
  2. Не завышайте ожидания. Допустите, что может случиться, что ребенок окончит школу со справкой или не захочет дальше учиться. Возможно, он будет автослесарем, но клиенты к нему будут записываться за месяц, и он станет зарабатывать больше, чем профессор вуза. Такое допущение убережет вас от разочарований и позволит радоваться (а не воспринимать, как должное) каждой хорошей оценке.
  3. Ориентируйтесь на успех в построении личных отношений. Не пытайтесь занять роль успешного педагога и мамы одновременно, даже если это получалось с кровными детьми. Это две противоположных роли. Учитель оценивает, а мама любит безусловно. Учитель может поругать за невыученный урок, а мама жалеет, вытирает слезы и говорит «ну ничего, милый, я в тебя верю, у тебя все получится».
  4. Найдите человека, который поможет делать уроки. Это не обязательно должен быть дорогой репетитор, подойдет и соседка-старшеклассница. Берегите себя от негативных эмоций, которые испытывают многие родители, когда делают уроки со своими детьми. Важно, чтобы ребенок видел родителей спокойными, радостными и доброжелательными, а не озлобленными монстрами «я тебе уже шесть раз объяснила». Семена доверия и привязанности не прорастут на заболоченной почве.
  5. Если вашему ребенку сложно адаптироваться в обычной школе, рассмотрите возможность перевести его в школу с маленькими классами или, возможно, временно ему подойдет надомное обучение.
  6. Не ругайте ребенка за плохие оценки, но бурно радуйтесь каждому его успеху, даже если это первая тройка за неделю в череде двоек и единиц. Падайте в обморок и просите срочно скорую, звоните подругам и знакомым. Помогите ему почувствовать себя успешным, знать, что его принимают и любят. И ему наверняка захочется порадовать вас вновь.

Помните, что должно пройти очень много времени, прежде чем ребенок оправится от полученных травм. Не превращайте это время в гонку за хорошими оценками. Дайте возможность ему ощутить себя нужным и любимым, и тогда процесс исцеления пойдет быстрее. И только после этого у него проснется интерес к учебе, к миру, к людям, к жизни.

В рамках совместного с МегаФон проекта «Будущее зависит от тебя» мы публикуем видеоанкеты подростков, которым также, как и малышам, очень нужны семьи. Не каждый может взять ребенка в семью, но каждый может дать им шанс, поделившись анкетой в социальных сетях: присоединяйтесь к сервису «Ангелы-Хранители» и помогайте детям обретать любящие семьи.