Александр Гезалов
Александр Гезалов 1 марта 2018

Добровольцы из метро. Советы волонтерам  

0
856
0
Фото - nationua.com

В прошлом — воспитанник детского дома, а сегодня — известный эксперт по социальному сиротству, общественный деятель, руководитель социальных проектов —Александр Гезалов специально для фонда «Измени одну жизнь» дает советы волонтерам для общения с воспитанниками детских домов и интернатов.

Шефы с завода и внешние агенты влияния

Четверть века назад было трудно себе представить, что помимо шефов с ближайшего завода — людей со всех сторон проверенных, понятных и надежных (ну, или как минимум, находящихся в доступе и не пропадающих навсегда на следующий день) в детский дом начнут приходить совсем иные люди из множества организаций.

Сейчас это и представители разных бизнесов – от крупных корпораций до ИП, общественных организаций, фондов, а также инициативные группы. Кажется, что дети-сироты так охвачены всеобщей заботой, что из детдомов должны выходить подготовленные и, самое главное, поддерживаемые внешними агентами влияния выпускники. Ведь для ребят проводят мастер-классы, на которых их обучают азам фотодела, конструирования, кулинарии, флористики, шитья…  А еще организуют для воспитанников праздники и прочие увеселительные мероприятия.

Выпускники без опыта и навыков

Фонды и НКО получают на работу с детьми-сиротами государственные гранты и иные ресурсы. Сколько замечательных фотоотчетов, сколько сборов средств, сколько конференций и круглых столов!

И только после того, как выпускники выходят из детских домов, создается ощущение, что за время пребывания их в детском доме все эти активности прошли мимо них. Это особенно видно и тогда, когда дети поступают в приемные семьи. В них, по сути, родители в экстренном режиме делают для приемных детей все то же самое, но более эффективно. Потому что другого пути нет: или сирота будет стараться нагнать упущенное и проявлять силу воли и характер, или через какое-то время попросится обратно в детский дом. То есть, возможен возврат.

Как же так получается, что на ребенка в рамках учреждения и во взаимодействии с ним тратятся серьезные ресурсы, а в итоге, как говорится, не в коня корм?

Неэффективность участия внешних агентов влияния связана, прежде всего, с тем, что чаще всего начинают работать с теми детьми, которые достигли возраста 12 лет. Считается, что до этого ребенок еще растет.

Стать частью системы

Очень мало желающих работать с ребенком, который только что попал в систему детских домов. Еще совсем недавно этот ребенок был в кровной семье, пусть и в плохих условиях, но в семье. В один момент его жизнь и его планы разрушились, его отправили в учреждение. Он попадает в незнакомый мир с чужими ему людьми и новым распорядком.

Какое-то время он грустит, живет «как бы дома», но уже через некоторое время его втискивают в общий сиротский ранжир, и он начинает адаптироваться. Системе нужно это сделать как можно быстрее, чтобы не иметь с ребенком проблем. При этом мало кто разбирается с его внутренними переживаниями, главное, чтобы он поскорее стал частью системы.

А если он себя ведет неадекватно, его направляют на лечение. Психолог не может наладить с таким ребенком качественный контакт, так как специалист – всего один, а детей много. Да и как составлять план развития и сопровождения сироты, ведь зачастую сотрудники не имеют должной квалификации, чтобы помочь ребенку пережить утрату.

Ивенты и поощрения

Совсем быстро ребенок понимает, что именно от него хотят, а еще через какое-то время осознает, что нет ни обязанностей, ни ответственности, и начинает существовать, как и другие дети. Психологическая травма не проработана. И на фоне всего этого в его пространство вторгаются незнакомые ему люди, которые вместо того, чтобы разбираться с его личными трудностями, втягивают его в утомительные и изматывающие ивенты. Причем за участие в мастер-классах и праздниках он получает поощрения.

Объем участия растет, количество поощрений тоже. Через какое-то время ребенок, как и другие дети, становится ведомым – принимающим все, что дает ему система, и то, что дают снаружи. Чаще всего все это только отдаляет ребенка от той реальности, в которой он жил, будучи в семье. На него наваливается и придавливает «особая забота», не имеющая системного ключа.

Ведь чаще всего, все что происходит с ним, не имеет четкой направляющей образовательной силы. Для этого необходимы и плановость, и нацеленность, с помощью которых он сможет преодолеть конкретные проблемы. А так как с ребенком работают разные люди без общих целей, то у него в голове возникает клиповое сознание, которое работает только на получение благ и даров.

Мастер-класс на коленке

Гости «выходного дня», которые приезжают общаться с ним или другими детьми, часто не имеют никакой подготовки и делают проекты «на коленке». А добровольцев часто, как оказалось, раз или два раза в месяц собирают около метро, за день до поездки в детский дом. Быстро придумывают разные форматы, мастер-классы и кулинарные уроки, но без целеполагания и четкой оценки того, что делали недавно, к чему стремились.

Когда нет системы и системности, очень трудно оценить вложения и затраченные ресурсы. Руководству детского дома нередко все равно. Ведь дети заняты — и все спокойны. А то, что большая часть затраченных ресурсов никак не повлияла на мотивацию ребенка на обучение или на получение новых навыков и знаний — это никого не волнует. Занятость — главный критерий эффективности всего происходящего.

Не подчиняйтесь стихийному порыву помочь

Очень хочется, чтобы программы носили долгосрочный характер, чтобы отдельные проекты были связаны между собой и реализовывались полностью, чтобы ресурсы реально помогали детям, а не уходили в пустоту, чтобы полученные знания фиксировались. Для того, чтобы достичь реальных результатов, добровольцы должны быть постоянными посетителями, среди них должны быть профессионалы, способные оценить влияние проектов на новое сознание детей.

Перед выходом из детского дома выпускники должны пройти тестирование на зрелость и готовность жить самостоятельно. Наставникам нежелательно оставлять детей даже после выпуска, так как между ними уже есть и контакт, и доверие, поэтому так важно помогать им встраиваться в новый мир.

Не надо бежать в детский дом из метро, подчиняясь стихийному порыву. Важно  создавать рабочую систему, которая будет эффективно работать и на другие поколения сирот. Учите детей самостоятельности в тренинговых квартирах, адаптационных лагерях, учите их просто не бояться жизни. Включайте наставнические проекты и программы по сопровождению детей.  Обучайте их новым знаниям и навыкам, чтобы выпускников не ломало в самых простых ситуациях.

Важно понять, что мы в ответе за тех, кого приручили. Необходимо строить долгосрочные отношения и с системой, и детьми.

А метро пусть перевозит пассажиров.

Советы волонтерам при первых посещениях учреждения

Важно понять, что мы в ответе за тех, кого приручили. Фото — molodeg34.ru

  1. При встрече старайтесь поздороваться с ребенком не так, как в прошлый раз. Это научит ребенка вариативности. Добрый день, мне приятно тебя видеть сегодня в новой одежде (оценка и поощрение за обновку и желание снова ее надеть), добрый вечер, судя по твоей скорости передвижения, ты уже сделал домашнее задание (подключение к важности этого действия); здравствуй, судя по рукам в карманах, ты сегодня богат знаниями, а у меня, как видишь, они — в голове (профилактика держания рук в карманах); добрый день, рад, что твои волосы прибрал ты сам, а не ветер (профилактика желания сделать перед встречей прическу).
  1. При встрече с ребенком (протягивании ему руки) старайтесь сохранить дистанцию. Если ребенок к вам бежит, не бегите к нему навстречу. И каждый раз, когда посещаете учреждение, просите его дождаться вас, следите, чтобы он не запрыгивал на вас, не обхватывал за ноги, старайтесь приучить его проводить встречу с вами менее эмоционально, чтобы не подпитывать сиротский адреналин. Постепенность общения позволит сделать больше. Учите его правильно принимать гостей.
  1. Не переходите с ребенком на «ты», сохраняйте дистанцию.
  1. Не сажайте ребенка к себе на колени, общайтесь через доверительную дистанцию.
  1. Если ребята в детском доме дали вам кличку (так иногда бывает), объясните ребенку, чтобы он не называл вас так, потому что это неэтично и некрасиво, потому что у вас есть имя и отчество, которое вам дали родители.
  1. Не начинайте с ребенком общение с вопросов. Лучше попросите его проводить вас до места вашего будущего общения. Это важно для того, чтобы не потерять во время прохождения по учреждению что-то очень важное, волнующее и вас, и ребенка.
  1. Удерживайтесь от желания пойти в комнату, где проживает ребенок, для обсуждения каких-либо вопросов. Дайте ему понять, что это – очень важное для него место, и туда желательно прийти один раз – при первой встрече. Берегите личное пространство ребенка.

Если у вас будут вопросы, можете прислать их на e-mail: gezalov@yandex.ru  Александр Гезалов

Не каждый может взять ребенка в семью, но помочь может каждый