Александр Гезалов
Александр Гезалов 30 января 2018

Александр Гезалов: «Любовь и милосердие — главный ключ к сердцу ребенка». Советы воспитателям детдомов

0
1032
0
Фото - ИТАР-ТАСС.

Известный эксперт по социальному сиротству, общественный деятель, руководитель социальных проектов —Александр Гезалов продолжает серию своих публикаций специально для фонда «Измени одну жизнь». В этом материале Александр дает советы воспитателям детдомов.

Дорогие воспитатели!

Так получилось, что все свое детство я провел в стенах детских домов. Как там было — я описал в своей книге «Соленое детство». Было по-разному, но я жив и действую, во многом благодаря и вопреки обстоятельствам, которые были и в системе, и потом, когда меня выпустили в ПТУ, в которое я не просился.

Судьба большинства моих товарищей печальна, как и моих родных братьев, прошедших тюрьмы. Понятно, что каждый человек делает тот или иной выбор, а потом так и живет. Но для меня важно то, что в детском доме были люди, которые относились ко мне по-человечески, часто выходя за рамки протокола своей деятельности — потому что не могли иначе. Большинство из них уже ушло в мир иной, но я храню память о них, как о людях, внесших вклад в мое становление. И каждый день поминаю их в своих молитвах. При этом, чаще всего, в самом коллективе детдома таких сотрудников не любили. Дети вились около них как плющ,  уважали и ценили этих педагогов. Ведь они обладали редким даром, образование к этому не имеет особого отношения.

Любовь и милосердие — вот главный ключ к сердцу ребенка, и только потом — образование, повышение квалификации педагогов. К слову, это предупреждает эмоциональное выгорание воспитателей. И еще, видимо, из-за того, что таким людям удается и наладить контакт с детьми, и иметь на них влияние, это повышает трудозатраты других воспитателей –  они вынуждены «тянуться» за коллегами. А это нравится далеко не всем.

Отдельно хочу отметить работу воспитателей с родителями и родственниками детей, как самую важную историю в нынешней и будущей жизни воспитанников детдомов. И дело даже не в пресловутом 481-ом Постановлении Правительства, а в самой сути жизни, ведь для становления маленького человека ему очень важно держаться своих корней. Вы скажете, что там уже и не за кого держаться – все спились или пропали пропадом. А за кого ребенок держится и сейчас в своей памяти? За своих родителей. Помнит их разными, но своими. Это важно поощрять, ведь смысл жизни – в продолжении рода, в памяти предков.

Я понимаю, чтобы работать с детьми, перенесшими различные травмы, необходима работа всего коллектива, а не отдельного воспитателя — всех, кто так или иначе вовлечен в педагогический и образовательный процесс. Очень важна работа психолога и юриста. К сожалению, их участия весьма мало в решении проблем и детей, и взрослых. Не хватает и других ресурсов, которые помогали бы развивать и учить детей, ставить перед ними цели и задачи, учить самостоятельности, ответственности и уважению к труду других людей.

Как влиять на деятельность добровольцев, которые зачастую не знают сами, какую конечную цель они преследуют в работе с детьми? Часто спонсоры своим участием не помогают, а развращают детей, тем самым уничтожая в них желание созидать и трудиться. Но, на мой взгляд, деятельность человека, давно сотрудничающего с детскими домами, можно направить в нужное русло и использовать его ресурсы  для развития их потенциала, с прицелом на будущую социализацию и адаптацию.

Но для этого необходима совсем другая программа подготовки детей к самостоятельной жизни – через труд и обучение, включение в общественную жизнь, поддержку детских инициатив, через советы самоуправления. Мне известно, как много делается сотрудниками учреждений в работе с детьми, но, возможно, внешний взгляд поможет сделать эту работу еще более эффективной. Поэтому я рискнул написать несколько советов для тех, кто хочет работать с детьми более осмысленно.

Это ни в коем случае не руководство к действию, а дружеские советы человека, прошедшего систему детского дома и работающего с воспитанниками и выпускниками детских домов, а также многодетного отца.

Мои советы для тех, кто хочет быть эффективным в работе с детьми:

  1. Помогайте детям удерживать связь со своими родными или кровной семьей — это самое важное.
  2. Создайте Книгу жизни для каждого ребенка.
  3. Примите тот факт, что каждый ребенок в детдоме нуждается в помощи по проживанию и преодолению своего горького опыта.
  4. Поймите и осознайте важность работы по составлению индивидуального плана развития и жизнеустройства каждого из ваших воспитанников.
  5. Обеспечьте возможность развивать свои таланты и способности каждому.
  6. Вовлекайте волонтеров в решение конкретных задач для детей.
  7. Чаще выводите детей за стены детского дома, в интересные и полезные места.
  8. Читайте и обсуждайте вместе с ними интересные книги.
  9. Создайте Совет самоуправления из числа детей и пробуйте вместе решать проблемы и реализовывать идеи.
  10. Делайте тематические недели и месяцы, посвящая их разным аспектам истории, культуры и образования.
  11. Требуйте от волонтеров план работы, чтобы понимать их долгосрочные действия.
  12. Ищите возможность добровольческого служения силами детей различным социальным группам.
  13. Отмечайте достижения КАЖДОГО на общей доске успеха.
  14. Взаимодействуйте с школой, поддерживайте и стимулируйте мотивацию детей к образованию.
  15. Используйте каникулы для личностного роста детей.
  16. Совместно с некоммерческими организациями готовьте детей к самостоятельной жизни.
  17. Дайте детям возможность исповедовать веру, учите писать записки о своих родителях.
  18. Вовлекайте в работу с мальчишками педагогов-мужчин. Им важен мужской пример поведения.
  19. Водите детей в туристические походы, это делает их самостоятельнее.
  20. Создайте стенд успешных выпускников вашего детского дома и тех, кто известен в стране.
  21. Делайте с детьми стенгазету.
  22. Интересуйтесь и помогайте в решении их жилищных проблем.
  23. Старайтесь никого лично не выделять – это обижает других детей.
  24. Живите за пределами детдома обычной жизнью.
  25. Старайтесь реализовывать проекты совместно с «домашними» детьми.
  26. Не допускайте «дедовщину». Будьте внимательны к каждому ребенку.
  27. Чаще беседуйте с ними о жизни и будущих профессиях.
  28. Смотрите и обсуждайте фильмы вместе.
  29. Приглашайте на встречи успешных людей и выпускников детских домов, чтобы они делились своими мыслями, успехами, размышлениями.
  30. Перед сном обсуждайте уходящий день и поговорите о завтрашнем. Давайте детям надежду.

Если у вас будут вопросы, советы и предложения, пишите мне: gezalov@yandex.ru  — Гезалов Александр.

Каждый ребенок мечтает о том, чтобы жить в семье. Не каждый может стать приемным родителем, но каждый может помочь