Дмитрий Хазиев
Дмитрий Хазиев 23 ноября 2017

Дети без статуса: как помочь им жить в семье?

0
1687
0
Фото - vitbichi.by

«Кто брал ребенка без статуса? Что делать, если у ребенка нет статуса?» — подобные вопросы часто встречаются на форумах приемных родителей. Речь идет о детях, которые живут в учреждениях по заявлению родителей «в связи со сложной жизненной ситуацией». Эксперты в сфере социального сиротства и приемного родительства рассказали корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» о том, почему детей без статуса очень много, и что необходимо для того, чтобы они могли жить в семьях.

«Размещая ребенка по заявлению, надо помнить и о том, какие последствия это будет иметь для ребенка»

Яна Леонова, директор фонда «Измени одну жизнь»:

«Дети, находящиеся по заявлению родителей в системе государственных учреждений, — это, действительно, проблема. В некоторых регионах их количество достигает 80 процентов от общего числа в организациях для детей-сирот. Надо понимать, что это — дети, которые не считаются нуждающимися в семейном устройстве, так как они ждут, пока сложные обстоятельства  в их семье как-то разрешатся. Некоторые ждут очень и очень долго.

Безусловно, ситуации в семье бывают разные, но такая государственная услуга должна предоставляться с учетом всех нюансов ситуации в семье, и только после того, когда все возможные способы помочь семье в кризисной ситуации были использованы.

При этом необходимо, исходя из потребностей ребенка, а не возможностей учреждения, обеспечивать встречи с родителями, профессионально и деликатно поддерживать ребенка, переживающего сильнейший стресс от разлучения с родителями и домом. Размещая ребенка по заявлению, надо помнить не только о сложных ситуациях взрослых, но и о том, какие последствия это будет иметь для ребенка».

«Мы добиваемся того, чтобы с момента подачи заявления начиналась активная социальная работа по изменению трудных жизненных обстоятельств в семье»

Елена Альшанская, глава БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:

«Количество детей, находящихся в интернатах по заявлению родителей, составляет 30% от общего числа сирот в России, согласно официальной статистике. Причины самые разные. К примеру, в ДДИ для детей с нарушениями развития количество сирот без статуса достигает 70-80%. Иногда родители просто не имеют возможности отдать ребенка в садик или школу, чтобы выйти, например, на работу, в пределах доступности, и для ребенка с интеллектуальными или множественными нарушениями единственное, что могут предложить родителям – отдать ребенка в ДДИ. Элементарно нет образовательных организаций, где примут такого ребенка.

К сожалению, большинство ДДИ не формируют группы дневного пребывания по принципу детского сада или школы, чтобы родители могли вечером забирать детей, и такие дети фактически живут там, как сироты. Родители продляют нахождение ребенка на полгода и забирают только на время каникул.

Мы сейчас активно рекомендуем подобным учреждениям организовать дневной формат для того, чтобы дети не находились там круглосуточно. Хотя бы пятидневки, чтобы ребенок мог в субботу и воскресенье видеть родителей. Родители редко видят своих детей, в связи с чем утрачивается связь, привязанность. Некоторые родители оставляют ребенка там навсегда.

Выход может быть только один: создание условий для приема для образования, присмотра и развития любого ребенка рядом с домом. Задача непростая, поскольку инфраструктура для детей с особенностями до сих пор не создана.

Если мы говорим о детях без нарушения развития, то в домах ребенка тоже высокий процент таких детей, оставленных по заявлению. Как правило, эти семьи находятся в трудной жизненной ситуации. Государство в лице социальных служб предлагает такую форму, как размещение в доме ребенка на период решения материальных или иных проблем. Нужно понять одну вещь: если семья оказалась в ситуации, при которой она вынуждена отдать ребенка по заявлению, то вероятность, что они смогут справиться и изменить ситуацию самостоятельно, без посторонней помощи — невысок.  Это не самая лучшая форма поддержки семей, при этом самая распространенная. Социальные органы часто используют этот вид «помощи».

Бывают ситуации, когда вместо изъятия ребенка из семьи, специалисты органов опеки заставляют родителей написать заявление на временное размещение ребенка в детдоме. Сотрудникам опеки такой путь кажется более простым, чем официальное изъятие ребенка с использованием прокуратуры, судов. Или, к примеру, для ребенка существовала какая-то угроза, его временно отдали в учреждение. Пока он находится там, органы опеки договариваются с родителями о заявлении.

А бывает, родители не хотят растить ребенка, но опять же, договариваются о написании заявления. Ситуация зачастую устраивает всех. И родители не лишаются прав, а зачастую сохраняют пособия и льготы, хотя ребенок с ними вообще не проживает, и органам опеки не надо лишних действий по оформлению отобрания, лишению прав, семейному устройству ребенка

Мы пытаемся активно бороться с этим и добиваемся того, чтобы с момента подачи заявления начиналась активная социальная работа по изменению трудных жизненных обстоятельств в семье. Чтобы возникали формы дневного и пятидневного пребывания в тех ситуациях, когда у родителей нет другой возможности, чтобы отсутствие родительского попечения не маскировалось заявлением там, где родители отказываются растить своих детей».

«Подобный вид помощи возник в 1944 году в силу понятных обстоятельств»

Алексей Рудов, эксперт в области семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, преподаватель курсов подготовки усыновителей и опекунов, создатель системы «Школа приемных родителей»:

«Не все дети, воспитывающиеся в детских организациях, могут быть переданы на воспитание в семью. Так, из 9,5 тыс. детей до 4 лет, воспитывающихся, преимущественно, в домах ребенка, около 4 тыс. помещены в эти учреждения матерями временно по заявлению.

Считается, что это вид помощи матерям, которые в силу разных временных обстоятельств не могут самостоятельно воспитывать детей. Государство позволяет поместить ребенка в учреждение на 6 месяцев, а в случае необходимости — продлить строк.

Подобный вид помощи возник в 1944 году в силу понятных обстоятельств, но им до сих пор пользуются. Передать такого ребенка на воспитание в семью невозможно, считается, что он не является оставшимся без попечения родителей.

Когда детей в учреждениях было много, никто особо не обращал внимания на временно помещенных детей. Сейчас, когда детей стало намного меньше, временно помещенные стали очень ценны для организаций, на них точно так же, как и на оставшихся без попечения родителей выплачивают средства на содержание, для их обслуживания и содержания требуется персонал.

Постепенно эти дети превратились в главный способ дохода и самосохранения организаций. Система проста – нет детей, нет выплат на содержание, и организация будет закрыта или реформирована, а это не в интересах руководителей и сотрудников. Организации конкурируют за детей, предлагают развивать эту медвежью услугу и помещать туда детей временно.

Пора с этой системой прощаться так как она явно не в интересах детей. Матерям нужно помогать на дому. Тех, кто не имеет жилья, — селить с ребенком в реабилитационных центрах, а если невозможно, то передавать детей на воспитание в семью, пусть даже и временно».

«Подобных мер можно избежать вообще с помощью внедрения новых услуг для семей с детьми, при которых семья может не разлучаться с ребенком»

Александра Марова, генеральный директор Фонда профилактики социального сиротства:

«Система временного размещения детей в учреждениях нуждается в модернизации. Во-первых, необходимо выработать подход, при котором становится возможным размещение ребенка в отрыве от семьи. Как только в поле зрения опеки появляется мать, которая говорит, что хочет временно поместить ребенка, органы опеки должны немедленно привлечь специалистов служб помощи. Их работа, возможно, будет являться альтернативой помещению ребенка в учреждение.

В большинстве случаев, я убеждена, подобных мер можно избежать вообще с помощью внедрения новых услуг для семей с детьми, при которых семья может не разлучаться с ребенком. Например, на базе учреждений для детей-сирот возможно оказание реабилитационных услуг, создание приютов для матерей с детьми, в промежутке с группой пребывания для детей, которые не могут получить  место в детсаду, но чьим матерям надо работать. На базе тех же домов ребенка создана хорошая реабилитационная база, которая могла бы помогать всем нуждающимся детям с ОВЗ.

Кроме того, необходимо изменить способ размещения ребенка по заявлению. Сейчас этот способ является инструментом, позволяющим опеке не вносить ребенка в журнал первично выявленных (то есть не портить статистику), и при этом обеспечить физическую безопасность ребенка, если его родители могут нанести ему вред.

И это тоже необходимо менять, внедряя подходы обеспечения безопасности не в формате «забрать ребенка у родителей», а в формате «поиска альтернативного размещения ребенка», например, у родственников или близких, или же удаления из квартиры виновника плохого обращения с ребенком, оставляя его тем самым в относительно привычном окружении, не травмируя стационаром, где он один и у него никого нет».

Не каждый может взять ребенка в семью, но помочь может каждый