Катерина Демина
Катерина Демина 27 июня 2016

Психолог Катерина Демина: Подготовка к школе — полезная и вредная

3
171
0

Мир сошел с ума: вчера мне очень убежденно доказывали, что готовить детей к школе с трех лет – насущная и первоочередная обязанность любого ответственного родителя. Причем под подготовкой к школе имеются в виду не неспешные прогулки по лесу, не чтение вслух сказок с последующим многомесячным разыгрыванием сюжетов с куклами и друзьями, и даже не игры в лото долгими зимними вечерами. Нет, подготовкой к школе теперь считается только «возить детей на курсы при будущей гимназии, иначе туда будет вообще не попасть, и его будущая блистательная карьера не состоится». Какая карьера, о чем вы, люди? Ему пять лет, вся его радужная перспектива сейчас выглядит как: «А закину я мячик на крышу сарая или нет, и что мне за это будет?»

3f5e95c4290d

Но возить на машине (или отправлять с няней и шофером, или поручить это важное и трудное дело бабушке) – гораздо проще, чем проделывать все эти муторные и рутинные операции: пластилин, краски, к ковру все прилипло, о конструктор папа спотыкается, для детского театра все вытряхивается из шкафа, дети шумят, бегают, ссорятся, рыдают, требуют участия. Эти бесконечные «мам, давай ты будешь Волком, а я Красной Шапочкой». Или, что совсем непереносимо: «Не хочу ничего делать, дай мне айпад». Вот тут чувствуешь себя худшей матерью во Вселенной и… начинаешь собирать рюкзачок «на занятия». Уф. На три часа все заняты: ребенок типа развивается, а я типа при деле.

На этих курсах, за редчайшим исключением, детей учат: сидеть за партой «правильно», не бегать, не шуметь, правильно держать карандаш, раскрашивать по шаблону, обводить строчки.

Ребенок выходит уставшим, обесточенным, а ему еще домашних заданий наваливают, да еще и ругают за то, что вертелся на уроке. Не потому, что тетки злые, а потому, что они по-другому не умеют, не обучены. Их самих так воспитывали, поэтому они и учительницы. Мальвины против кучи Буратин.

Хотя его единственная возрастная норма сейчас – как раз вертеться. И совать во все свой любопытный нос. И непрерывно спрашивать. И все хватать. А также драться, бегать, строить куличики и отношения, сочинять и проливать на себя грязную воду на рисовании. Первое, что нужно знать родителям: главная задача детства, неотменимая и невосполнимая позже – наиграться. Если вам нужны научные доказательства и результаты исследований, почитайте работы Выготского, Нины Гуткиной, статьи Марьяны Безруких, зарубежные публикации. В свободной неструктурированной игре формируются все необходимые функции, навыки и умения.

Поэтому я настаиваю:
главной формой подготовки пяти-шестилетних детей к школе должна быть игра.

Хотите примеров? Пожалуйста.

Игры с мячом: развиваем произвольное внимание, концентрацию (за мячом надо следить), координацию и ловкость (без которых потом трудно понимать геометрию, да и остальные точные науки). Если это игра с правилами, а не просто беготня, то ребенок приучается соблюдать очередь, считаться с партнерами, следовать жестким правилам. Вы видите, что это все как раз список «трудного поведения», при котором первоклашкам ставят СДВГ (синдром дефицита внимания) и сажают на транквилизаторы? Неусидчивый, выкрикивает с места, задирается, не может высидеть урок. … Так он не набегался, не напрыгался, его раньше времени посадили за парту.

Салки, прятки, всевозможные «Штандерт-стоп» и казаки-разбойники. То же самое: подчинение правилам, умение переживать проигрыш («Он вообще не умеет проигрывать, как его на олимпиаду отправлять, он же там истерику закатит!» Ага, а я же говорила вам: не надо водить на развивалки, пусть в сад ходит, единственный ребенок на шесть человек взрослых.)

Бесконечные Лего и прочие кубики. Пространственное мышление, понимание основных законов механики, состав числа (сколько надо маленьких деталек, чтобы заменить одну длинную балку? А почему вот этой дуги не хватает, чтобы соединить два конца?). Умение вести проект, доделывать до конца, держать фокус, сотрудничать. Самое главное, на отсутствие чего потом жалуются родители: умение создать в голове образ, придумывать и сочинять.

Любые карточные игры, «ходилки», лото: произвольное внимание, концентрация, предвидение, стратегия. И быстрый счет в уме.

Мои любимые «Быки и коровы»: тренируем фонематический слух, правописание, быстроту реакции.

Играю с шестилетней племянницей в «быка и корову». Пока букв было три, и мы играли путем переписки в скайпе, все шло нормально. Через два месяца Дуська стала отгадывать слова буквально за семь ходов, и мы стали играть вживую. Решили перейти на четырехбуквенные слова. И вот тут меня и подстерегло.

Дуська никак не может отгадать мое слово, хотя все буквы вроде подобрала, но сложить их вместе не удается. Ладно, говорит, сдаюсь. Я называю: «маяк». Ничесна, вопит Дуся, тут пять букв! Как пять?! – подпрыгиваю я. Ну как же, отвечает мне грамотная, читающая, знающая всего Крылова наизусть девочка, «М-о-й-а-к».

А играли бы письменно – так бы и не узнали.

Куличики, строительство тоннелей в песочнице, взрывы в грязи и швыряние камнями в забор. Физические свойства материи, тактильные ощущения, погружение в себя, умение фантазировать.

И все это вы хотите заменить сидением за партой и рисованием квадратиков по клеточкам? Ни мозг, ни психика, ни тело ребенка не предназначены для этого! Единственные люди, которым подготовка к школе приносит пользу – педагоги. Которым тоже надо кормить своих детей.

Нина Иосифовна Гуткина, которая преподавала мне возрастную психологию, каждому курсу повторяла, как заклинание: до 7 лет у детей не сформированы те структуры в мозгу, которые отвечают за распознавание символов, то есть, за чтение и узнавание цифр. Да, конечно, можно и нужно знакомить детей с буквами, желательно – на подручных предметах, между делом, в игре и прогулке. Учиться читать по вывескам, как Маяковский. Но не требовать, чтобы к школе он сам читал толстые книги. Это все придет позже, в свое время.

И перестаньте, наконец, читать всякие мамские сообщества и слушать своих приятельниц, у которых «мальчик в пять лет уже шпарит Бунина наизусть».

Во-первых, шпарить что-то наизусть – это не про умение читать, а про память и упорную бабушку. Во-вторых, умение читать в раннем возрасте – вообще не показатель ничего. Ни ума, ни способности к обучению, ни, тем более, ваших родительских навыков.

Так что взяли детей подмышку, и на площадку. Если самим невмочь: наймите Мальвину лет 13, пусть пасет и реализовывает свои учительские потребности. Только не тащите бедолагу на подготовку к школе. Ему и так это счастье потом на 11 лет.

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!

Добавить комментарий

Оставить комментарий через соц-сети

 
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *