Вера Рыклина
Вера Рыклина 6 октября 2014

Игрушки на пользу

0
39
0

toys1

Антонина Сомова – волонтер. Вот уже три года она завсегдатай одного из подмосковных детских домов. Тоня помогает ухаживать за детишками, собирает деньги на покупку самого необходимого, по возможности организует для них праздники. В Новый год Антонина с подругой собрали внушительную сумму на подарки своим подопечным. Не то, чтобы совсем большую, но на скромный презент каждому должно было хватить. Девушки уселись перед компьютером и стали просматривать многочисленные онлайн-магазины игрушек. И тут они поняли, что совершенно не понимают: что можно дарить детям, которые живут в детском доме, а что только навредит их и без того страдающей психике.

Вообще-то специалисты считают, что игрушки – последнее, что нужно дарить обитателям детских домов: во-первых, игрушек, как правило, у них избыток – это самый распространенный и простой дар; а во-вторых, новые игрушки часто становятся причиной конфликтов и недопонимания в группе, особенно, когда что-то ломается, кому-то нравится соседский подарок больше, чем собственный и так далее.

На эту тему читайте статью Екатерины Лебедевой

Тем не менее, вопросы, которые встали перед Антониной и ее подругой, актуальны для всех, кто так или иначе общается с детьми и хоть изредка покупает им подарки. Родители, бабушки, двоюродные тети, подруги молодых мам и коллеги новоиспеченных пап приходят в какой-нибудь детский мир и разводят руками: выбор огромный, и как его сделать, не очень ясно.

И если с техническими характеристиками и качеством все более-менее понятно, то как быть с эмоциональным, эстетическим и психологическим влиянием, которое та или иная игрушка оказывает на ребенка?

Антонина Сомова не знала, можно ли дарить детдомовцам игрушки про семью и домашний быт: не станет ли им от такого подарка еще грустнее, не напомнит ли он в очередной раз о том, чего они лишены? Пенсионер Эдуард Петрович не был уверен, что поступает правильно, покупая 4-летней внучке Барби: вдруг пресловутые 90-60-90 станут для девочки неправильным критерием, который поломает ей жизнь. Программист Максим Узинский наотрез отказывается покупать сыну трансформеров, — ему кажется, что они прививают 5-летнему сыну неправильные представления о смысле технического прогресса. А библиотекарь Ольга недавно не разрешила дочери-пятикласснице покупать игрушки из серии «Монстер Хай»: мол, игры с нечистой силой до добра не доведут и ничему хорошему не научат.

toys

Сомневающихся как будто услышали. В конце сентября стало известно, что в Министерстве образования и науки создадут специальную экспертную группу, которая должна будет оценивать влияние игрушек на детскую психику. В группу войдут психологи, учителя и представители компаний-производителей игрушек, она будет проверять все игрушки, продающиеся в России, — вне зависимости от того, где ее сделали. Правда, запрещать группа ничего не сможет: все их заключения будут носить исключительно рекомендательный характер.

На самом деле подобные комиссии есть почти во всех странах (правда, мало где они государственные, но тем не менее). В США игрушки с психологической точки зрения оценивает Ассоциация детских психологов, в Канаде – Союз игроведов, в Европе этим, как правило, занимаются спецкомиссии при психологических университетах. В России тоже существует подобный совет: еще в 2006 году при Московском городском психолого-педагогическом университете появился Центр игры и игрушки, который дает экспертные заключения по всем видам игр для детей от 0 и до 16 лет. У них огромная база уже проверенных игрушек, они все время выпускают новые обзоры и даже принимают заявки на экспертизу от всех желающих.

Критерии в оценке игрушек во всех странах приблизительно одинаковые: главное, чтобы игрушка соответствовала возрастным потребностям, была безопасной и не вызывала массово в детях негативных эмоциональных реакций или агрессии. Оценка дается в результате ряда экспериментов и длительных «краш-тестов» с участием детей самого разного возраста. Обычно на подвергнутых таким проверкам игрушках красуется потом наклейка «одобрено психологами». И родителям это нравится, так спокойнее.

Тем не менее психологи призывают родителей не успокаиваться раньше времени. Дело в том, что их одобрение – вещь весьма условная. Специалисты готовят универсальное заключение и оно – исключительно теоретическое, рассчитанное на среднестатистического ребенка. На практике все может быть немного по-другому: каждому малышу нужен индивидуальный подход, ведь то, что безопасно для психики одного, может быть губительно для другого. Например, есть дети, которые очень интересуются анатомией, и они будут в восторге от игрушки-скелета. Другие же настолько чувствительны, что любые напоминания о том, что человек смертен, ведут к расстройству и могут вылиться в психологическую проблему.

boygun

В недавнем интервью порталу Mail.ru детский психолог Алексей Коренев так и говорит: «Все зависит лишь от самих родителей. Это им решать, травмирует ли игрушка психику их ребенка, или нет. Даже у психологов мнения относительно одной и той же куклы разойдутся. Одни посчитают, что в кукле-ведьме, пусть даже и очень симпатичной, нет ничего страшного. Другие – обязательно вред найдут».

Вред от игрушки быть может, говорят психологи в один голос, — это правда. Но у них есть один универсальный совет для взволнованных родителей: наблюдайте за своим ребенком. Как правило, дети не будут играть в то, что опасно для их психики.

«Дело в том, что игра – это главный детский способ познания мира, — говорит психолог Альберт Зинченко. – И игрушки – очень важный инструмент». Обычно, продолжает специалист, ребенок «проигрывает» то, что его заинтересовало в реальном мире: в игре он пытается найти вопросы на ответы, проиграть разные сценарии, чтобы выявить закономерности и понять организацию тех или иных процессов. Игра – это воссоздание реальности, и в этом смысле каждый ребенок сам знает, во что ему надо играть.

Девочка смотрит на маму, наблюдает за тем, как та готовит обед, убирается, гладит – и ей становятся необходимыми игрушечные кухня, веник, гладильная доска. Мальчик глядит на папу, который делает ремонт в квартире, и просит игрушечный молоток. Им надо попробовать повторить родительские действия, понять, как это делается, и тем самым вписать себя в этот мир.

Кроме того, в ходе игры ребенок осваивает и то, о чем слышит в реальной жизни, но с чем никогда не сталкивался. Так он обретает опыт человечества (летает в космос, сражается с фашистами, ищет золото на Клондайке) и осваивает мировую культуру (строит вигвам, сражается с драконом или даже участвует в конкурсе красоты). Для всего этого ему нужны игрушки, даже те, которые не всегда нравятся родителям. Многие мамы не хотят покупать сыну оружие, считая, что развивать в ребенке сызмальства милитаризм ни к чему. Но ему не победить Гитлера без пистолета. А девочке не стать Мисс-Мира без косметики – так что лучше купите ей детскую, пока она тайком не стала вытаскивать у вас из сумки помаду.

«Ребенку надо давать играть в то, во что он хочет (если это не опасно, конечно), — говорит детский психотерапевт Галина Реброва. – Другое правило: наблюдать за ним. И вот если вы увидели что-то, что вас насторожило, включайтесь в игру и помогайте ребенку создать правильную модель поведения. Он учится, так научите его». С теми же пистолетами: если вас стало волновать, что в детских играх появляется агрессия и жестокость, смодерируйте игру так, чтобы ребенок был защитником, чтобы он спасал и помогал, а не нападал. Задайте правильную модель, и игрушка из потенциально вредной превратиться в полезную, успокаивают специалисты.

«Барби не опасна сама по себе, — продолжает Реброва. – В нее уже 50 лет играют 80% девочек, живущих на планете. Но не все потом делают себе пластические операции».

girlbarbie

Главное правило, которое выводит Реброва: игрушку не стоит бояться, надо ею пользоваться. Современное их многообразие позволяет расширить мир ребенка и дать ему попробовать то, чего он лишен в реальной жизни. Поэтому-то волонтеру Антонине Сомовой можно не беспокоиться и покупать в детский дом как можно больше игрушек: и в первую очередь те, которые про семью. Если только они там действительно нужны. Возможно, лучше купить качественные средства гигиены или хорошие канцелярские товары.

Как подбирать игрушки и какими они должны быть, что сделать, чтобы дети играли — смотрите вебинар Александры Сапожниковой «Игра — ее место, особенности и возможности в развитии детей»

 

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!

Добавить комментарий

Оставить комментарий через соц-сети

 
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *