Готовясь к приему ребенка в семью, все родители думают о том, что изменится в их жизни, продумывают, где ребенок будет спать, играть, как они будут распределять своё время и, если ребенок дошкольник, изучают возможность получить место в детском саду. Нужен ли детский сад приемному ребенку и в каких случаях он противопоказан, рассказывает эксперт в области семейного устройства Алексей Рудов.

Усыновление детский сад

Причины, озвучиваемые родителями, не сильно разнообразны:
− Первая и основная из них – надо зарабатывать на жизнь. Особенно это актуально для одиноких мам и не имеющих поддержки со стороны родных или знакомых.
− Хотелось бы, чтобы его там подучили, подтянули, так быстрее компенсируются задержки, у меня на это не остается ни сил, ни времени.
− Он уже привык жить в коллективе и это ему полезно, формируется важное для дальнейшей жизни умение общаться со сверстниками.

Первая причина понятна и не претендует на выражение заботы о развитии ребенка, а нацелена скорее на то, чтобы прокормить его и маму. Но все последующие аргументы озвучены как важная компонента воспитания. Попробуем разобраться и начнем с конца.

Ребенок часто действительно привык жить в коллективе, некоторые даже просятся обратно «к ребяткам», так как жизнь в группе сверстников стала для них знакомой и понятной. Вроде бы и хорошо. Но задача для родителей какова? Воспитать хорошего, послушного члена коллектива или чтобы ребенок перестал быть коллективным существом и стал сыном или дочерью? Если задачи сделать ребенка частью семьи нет, в доме он мешает, тогда детский сад верный выбор, но и винить в дальнейших семейных проблемах будет некого – со сверстниками общаться он научится, а с родителями – нет, привязанности не возникнет, — она формируется только к тем, кто постоянно рядом, защищает, не препоручает своё внимание другим: садику, сиделке, няне, гувернеру.

Относительно задержек. Сами дошкольные педагоги хором утверждают, что сад это как раз не место для хорошего развития. Это паллиатив. Место, где как-то кто-то что-то делает с группой детей, далеко не всегда учитывая его потребности и возможности. Если говорить о развитии и компенсации, то куда эффективнее индивидуальные занятия, а для формирования взаимодействия со сверстниками подойдут другие формы: группы развития, студии, кружки и т.д. Есть и ещё один момент, пожалуй, посерьезнее первого. Задержки развития формируются не столько от отсутствия развивающей среды, сколько от отсутствия рядом близкого взрослого. Этот взрослый обеспечивает ребенку чувство безопасности, даёт ему всё, что нужно, и ребенок может спокойно посвящать себя главной цели – развиваться. Когда рядом такого человека нет, то основные силы уходят на самозащиту, выживание, тогда не до развития. Зато когда у брошенного ребенка появляются родитель и чувство защищенности, тяга к познанию и развитию будет такова, что не потребуется её стимулировать. А все задержки значительно лучше компенсируются именно в родительском доме, а не учреждении-аналоге того, откуда ребенка недавно забрали. Для полноты ощущений, чтобы понять, что испытывает ребенок в учреждении, представьте себя сидящим на рельсе железнодорожного пути Москва — Санкт-Петербург и попробуйте сложить хотя бы простейший паззл.

Первая причина безусловно понятна, но и тут есть о чем поразмыслить. Для ребенка не существует такого понятия как «работа, нужно кормить семью, не могу с тобой сидеть». Ему требуется мама постоянно и рядом. Не можешь – заставим, – отсюда возникают истерики, капризы, ребенок начинает болеть, чесаться, появляется энурез. К ним присоединяется не самое одобряемое в садике поведение – забастовки во время принятия пищи, капризы, драки. Доходит до того, то воспитатели «рекомендуют» подобру-поздорову забрать ребенка из их учреждения, пока тот не выколол кому-нибудь глаз… И мама может смело забыть, что она будет спокойно трудиться, а ребенок развиваться в детском саду.

Почему приемные дети протестуют против детсадов

Учтите, большинство домашних детей, безусловно доверяющих родителям, протестует, когда заходит разговор о посещении садика. А уж дети непонаслышке знающие, что такое учреждение, представляют себе детский сад таким же, как свой дом ребенка, и переубедить вам его не удастся, так как, во-первых, до завершения адаптации ребенок ещё не в полной мере доверяет родителям, во-вторых, дети в принципе опираются на свои ощущения, а не на логику родителей. Оказавшись знакомой обстановке ребенок доверяет только своим чувствам.

«Мы заранее рассказали, что такое детский сад, зачем ей туда ходить. Прошло уже полтора месяца, опыта детдомовского у неё почти не было, только приют, и то полгода, тем не менее, что он у нас во дворе дома, и мы с самого начала не планировали отправлять её туда на целый день. Для нас сад был ценен своей специализацией – это очень хороший логопедический садик. Итак, два дня у нас ушло на упрашивание посмотреть садик, — только зайти и выйти. И даже при этом нам её пришлось сначала уговорами довести до калитки, а на территории и вовсе нести на руках. Она жалобно скулила и упиралась. В первый день зайти дальше раздевалки нам не удалось. Она вцепилась в одежду отца, упала, и следующий поход пришлось отложить. Не могу сказать, что следующий раз был проще. Вообще это была долгая история, всё действо растянулась на два месяца.»

Почему же так происходит? Дело вот в чем — дома ребенка и приюты часто размещаются в зданиях бывших детских садов или просто в типовых детсадовских зданиях, и, естественно, это только будоражит воспоминания, так как еще и на уровне чувств напоминает ребенку о его нерадостном прошлом. Не говоря уже об общей атмосфере, множества детей, общем туалета, запахе с кухни, одних только качелей-каруселей, домиков и беседок, как их ещё называют, малых архитектурных форм, может с лихвой хватить, чтобы напомнить ребенку о былом.

Конечно, ребенок не всегда воспринимает детский сад как враждебную атмосферу. Вполне вероятно, что среда ему покажется знакомой, а потому привычной и безопасной, но это скорее минус, чем плюс. Это означает, что дом для него не надежное и привычное место, где живут любящие его люди, а место ночевки, куда могут и не забрать, а значит, привыкать к нему и этим людям нет смысла. Особенно чревато это для детей, имеющих хорошую приспособленность к учреждению, и у которых сформирована так называемая неразборчивая привязанность. Кроме того, естественно возникнет разница в требованиях, в стиле общения и методах воспитания. Но даже если ребенок поймет, что этот дом это его дом и там его любят и ждут родители, всё равно процесс адаптации и встраивания в новую семью существенно замедлится и затруднится, так как детский сад будет конкурировать с домом, а воспитатели – с вами.

Некоторые дети просто привыкли подчиняться воле взрослого, боятся потерять любое внимание родителя и готовы терпеть дискомфорт и страх от пребывания в саду. Это постоянное давление создаёт неврозы, способствует развитию психосоматических заболеваний, значительно замедляет выздоровление ребенка и избавления от старых травм, заболеваний и прочих проблем.

Детские психологи считают, что благоприятный возраст для поступления в детский сад – не ранее 3.5 – 4 лет. С этого возраста снижается базальная тревожность, связанная с необходимостью в постоянном присутствии рядом матери, и дети менее болезненно воспринимает изменение ситуации — из дома в учреждение. Однако стоит учесть, что подавляющее большинство приемных детей имеют задержки в развитии и отстают от сверстников иногда на несколько месяцев, а иногда на год-полтора.

Главное, что нужно учесть

1. Обязательно предусмотрите возможность достаточно длительного отпуска одного из родителей на период адаптации, или временно оставьте работу, на худой конец – наймите няню.
2. Если вы нанимаете няню, то её услуги должны быть оказаны у вас на дому, а не у неё, и вы должны общаться с ребенком чаще и дольше няни. Иначе получится, что усыновила ребенка няня, а не вы.
3. Если ребенок младше 4-х лет, от садика лучше отказаться.
4. Помещение в детский сад до окончания адаптации крайне нежелательно. Даже если сад самый лучший в городе, воспитатели милейшие люди и ваши кровные дети ходили туда с восторгом, это не значит, что так же будет с приемным ребенком.

Если помещение ребенка в сад неизбежно, и прошло достаточно времени с момента его появления в семье, то дадим некоторые советы

1. Выбирая учреждение, обязательно выясните – как руководитель, сотрудники относятся к осиротевшим детям, к процессу усыновления, опеки или приемной семье. Если вы услышите от них фразы о плохих генах и дурной наследственности, страшные рассказы о приемных детях, лучше поищите другое учреждение.
2. Ребенка лучше устроить не в старшую группу, а младшую. Если он шестилетка, и даже семилетка, то лучше задержаться на год дома или в детском саду, а не идти в первый класс.
3. Договоритесь с воспитателем о том, что если ребенок сильно тоскует или проявляет агрессию, нужно не пожаловаться маме на ребенка, а дать ребенку возможность поговорить с мамой по телефону.
4. Дайте ребенку с собой его любимую игрушку, а лучше вязаный шарф или перчатки, которые пахнут мамой и успокаивают ребенка.
5. Обязательно точно приходите в договоренное время, задержки крайне тяжко скажутся на привыкании и отразятся на доверии ребенка к Вам.

Материалы по теме:

3 коммент. к записи “Стоит ли отдавать приемных детей в детский сад

  1. Да полностью согласна с Мариной, отпуск хотя бы за свой счет нужен, не все работодатели спокойно отпустят на неделю, а ребенку посвятить порой несколько месяцев требуется.

  2. вот насчет сада… можно же приводить в группу до сна. то есть на три-четыре часа…
    разве это не будет похоже на «кружок»?
    забирать можно ребенка с прогулки и вести домой, чтобы обедать уже дома)
    (если получится договориться, то и завтраком кормить можно дома, потом приводить на игры-занятия-прогулку и потом уводить — 3 часа всего выходит!)
    (это я для тех пишу, кто может себе это позволить, конечно)

  3. Хорошо бы еще наше государство руководствовалось рекомендациями психологов, а то почему-то при усыновлении ребенка 3-х лет и старше никакого отпуска опекунам/усыновителям не положено, даже на дооформление документов. Крутись-вертись как хочешь! А официальный доход при этом учитывается, уволишься — скажут, недостаточно средств для воспитания ребенка.

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *