Социальные сироты в детдомах все равно ждут своих мам, пап и бабушек, возвраты детей в сиротские учреждения происходят в основном из-за состояния здоровья приемных родителей, а недоверчивые усыновители чаще оказываются успешными. Об этом корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» рассказала руководитель уполномоченной службы по семейным формам устройства детей столичного специального (коррекционного) детский дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VI вида, № 2 Галина Ходырева.

Возврат детей в детские дома

Некоторые дети возвращаются в детдом после нескольких лет жизни в семье. Иллюстрация http://www.b177.ru

 

Некоторые дети возвращаются в детдом после нескольких лет жизни в семье. Иллюстрация http://www.b177.ru

— Что входит в задачи вашей службы?

— Мы работаем в трех направлениях: подготовка граждан, желающих принять ребенка в семью, постинтернатное сопровождение выпускников, сопровождение замещающих семей. Мы сопровождаем, как семьи, которые взяли на воспитание в свою семью воспитанников нашего детского дома, так и тех, кто через органы опеки обратился к нам за помощью. Государственные услуги оказываются нами на бесплатной основе.

В декабре 2011 года мы прошли обязательный отборочный конкурс по перечисленным направлениям.

— С сентября этого года посещение Школ приемных родителей стало обязательным. Вы считаете это правильным?

— Служба занимается подготовкой будущих родителей более 10 лет. Когда к нам приходит человек с восторженными глазами, когда ему не терпится усыновить ребенка, мы всегда сначала предлагаем пройти курс обучения. И некоторые люди, посетив всего лишь несколько занятий, уходят. Почему? Они понимают, что одних эмоций в воспитании приемного ребенка недостаточно.

Мы никого не пытаемся переубеждать, но люди должны знать и понимать, какой это непростой труд. Нужно быть терпеливым, мудрым и просто опытным человеком.

Есть категория родителей, кто приходит к нам с некой настороженностью. Такие, как правило, все взвешивают заранее и только потом приходят в школу приемных родителей. С ними все проходит благополучно.

Вообще мы проводим круглые столы с приемными семьями, где будущие приемные мамы и папы могут задать вопросы уже опытным людям, проводим экскурсию по детдому, приглашаем слушателей ШПР на детские праздники, где будущие родители могут познакомиться с ребенком.

Если же приходит кандидат в приемные родители и имеет на руках направление на знакомство с определенным ребенком, мы предлагаем ему помощь в организации первых встреч в присутствии педагога – психолога. Он наблюдает за общением ребенка и взрослых, видит точки соприкосновения и подсказывает будущим родителям, как им поступать.

Кстати, служба продолжает сопровождать семьи, которые были образованы еще в 2003 году. То есть люди вначале создали патронатную семью, потом приемную.

— Как ребята воспринимают уход в семью?

— Это тоже зависит индивидуально от каждого ребенка.

В нашем детском доме работает клуб «Моя семья», который посещают ребята с 4 до 12 лет. Занятия в клубе дают возможность детям понять, что такое семья: роли в семье, функции и т.д. Все это происходит в игровой, познавательной форме, проводятся всевозможные конкурсы. Многие из ребят хотели бы жить в новой семье, они даже для себя представляют, какой она может быть.

Но есть и другая категория детей. У многих из ребят остались воспоминания о жизни в своих кровных семьях. Все-таки, большая часть детей – это социальные сироты, чьи родители лишены прав. Они все ждут момента, когда придут их настоящие родители и заберут обратно. Многие ждут родных бабушек, других родственников.

Зачем нужны Школы приемных родителей

С сентября все граждане, желающие взять под опеку или усыновить ребенка, должны пройти специальный подготовительный курс в Школе приемных родителей. Он включает в себя как лекции, цикл практических занятий и психологические тренинги. Опекуны должны познакомиться с основами российского законодательства, особенностями воспитания, психологии детей.

По окончании курса будущие опекуны получат специальное свидетельство. Документ этот считается обязательным — без него невозможно будет получить право на воспитание ребенка.

— Были ли в вашей практике возвраты детей?

— Да, возвраты были еще когда мы занимались патронатом. Чаще всего это связано с состоянием здоровья приемного родителя. Но это было не так, что взяли, и тут же ребенка вернули. Один наш мальчик прожил в семье почти два года, а потом вернулся обратно. Да, психологически для ребенка это неприятно, но трагедию он из этого не сделал. Конечно, с ними работают психологи. Кроме того, мы стараемся, чтобы ребенок продолжил общаться, поддерживать связь с приемной семьей.

— Каким образом работает система постинтернатного сопровождения выпускников. С какими вопросами, проблемами приходят ребята?

— Еще год назад мы работали с выпускником по письменному согласию, но сейчас наши отношения строятся на договорной основе.

Выпускники: взрослые и совершеннолетние люди, они сами решают сотрудничать им с детдомом или нет. С выпускниками проводится разъяснительная работа: они должны знать и понимать, что на этом этапе мы можем подключиться к решению той или иной проблемы, имея юридические основания – договор, который конкретно определяет наши права и обязанности. Да и кто знает наших выпускников лучше, чем мы.

За два года до выпуска из детского дома, каждый воспитанник вносится в банк данных по работе со специалистами по программе предпостинтерната. В этот период выявляется какими навыками, знаниями владеет будущий выпускник. При получении жилья (до этого времени воспитанник продолжает проживать в детском доме и после 18 лет) необходимо обставить квартиру, научиться во время оплачивать коммунальные услуги, уметь распределить свой бюджет, да и самостоятельно просыпаться в колледж и приготовить себе еду.

Материалы по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *