Здравствуйте! Вопросы о постинтернатном сопровождении. Воспитываю (с 2016г) в приемной семье девочку. Ей 17 лет, инвалид по зрению, мама отказалась от нее в р/доме, жилье не закреплено. Детский дом, в котором она проживала, в другом городе нашей республики. Сейчас у нее постоянная прописка в том д/доме, у меня прописана временно. В каком городе ей должны предоставить жилье? Что нужно сделать, чтобы предоставили именно в нашем городе? Также шефствую над её подругой из д/дома, ей 19 лет, инвалид 3гр. ДЦП. Заканчивает в этом году школу -интернат в нашем городе, а числится и прописана в том. Если по окончании школы она заберет документы из детского дома, чтобы поступать в ВУЗ в нашем городе, сохранится ли за ней прописка и очередь на жилье в том городе? Спасибо.
Добрый день,
к сожалению и в вашем случае реализуется позиция, согласно которой считается, что дети должны быть зарегистрированы у опекуна по месту пребывания, хотя именно у опекуна находится место, где ребенок постоянно или преимущественно проживает, то есть место жительство.
Поддерживая такую практику, опекуны создают условия для неопределенности при решении вопроса — где получать ребенку квартиру. В настоящее время в Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства». внесено уточнение, согласно которому местом жительства является место, в котором где гражданин постоянно или преимущественно проживает и где зарегистрирован по месту жительства (ст. 2). Этим пользуются чиновники при решении вопроса о представлении жилья, указывая на отсутствие регистрации по месту жительства в регионе, в котором ребенок проживает и обоснованно претендует на квартиру.
Регистрация по месту жительства — административная процедура, не влекущая за собой возникновения права на жилье, однако на практике постоянно происходит подмена понятий и проблема регистрации по месту жительства детей-сирот возникает постоянно. Более того, дело доходит до того, что чиновники указывают как на нарушение прав ребенка снятие с учета по месту жительства в детском доме. Между тем, это скорее связано с нежелением представлять жилье в регионе места жительства опекуна, чем с реальной защитой прав ребенка.
В вашем же случае противоречит прямо правилам регистрации про месту жительства и по месту пребывания сохранение регистрации по месту жительства в детском доме, так как детский дом местом жительства служить не может.
Также следует отметить, что и регистрация по месту жительства детей, находящихся под опекой, подчас осуществляется только на срок по достижении ими 18 лет, после чего они снимаются с регистрационного учета.
Однако наличие или отсутсвие регистрации по месту жительства не должно служить препятствием для получения квартиры. Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Так, согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, лишившихся родительского попечения» :
«Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.» (абзац первый п. 1 ст. 8).
При определении места жительства следует исходить из следующего.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).
При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующими положениями.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.
В то же время согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу п. 1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК РФ.
Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних, достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
Эта правовая позиция выражена в Обзоре практики Верховного Суда РФ № 4 (2016 год), утверждена Постановлением Президиума ВС РФ 20 декабря 2016 года.
Таким образом, жилье ребенок должен получать там, где постоянно проживает.
Обращаю внимание на то что девушка должна быть поставлена на учет, так как в случае, если она этого не сделает до достижения ею 23 лет, этот вопрос придется решать в суде.
—
С уважением, Карагодина Наталья, адвокат