Вопрос (задан 22.03.2018)
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста! Чуть больше года назад мы взяли мальчика под опеку в приемную семью. Он отказник, мать сразу после родов написала согласие на его усыновление. То есть у него был, как говорится, полный статус. Когда ему было 2,5 года и он еще находился в доме ребенка, представители д.р. подали в суд заявление на лишение прав матери и взыскание элементов. Но, к сожалению, в суде мать не лишили прав, а только ограничили, так как она признана недееспособной. В итоге у ребенка остался статус только на опеку. У него есть младший брат, от которого мать тоже отказалась, написав согласие на усыновление, и его усыновили граждане Италии. Мы бы хотели вместо опеки усыновить нашего мальчика. Можем ли мы это сделать? Есть ли хоть какой-то шанс? Ведь био мать изначально писала согласие на усыновление.
Добрый день,
конечно, представители дома ребенка поступили не слишком умно, но ситуация не безнадежная, однако в ней нужно разобраться. Так, вы путаете лишение дееспособности (что производится только по решению суда )и наличие душевного заболевания или иных ментальных нарушений. Между тем, дети лиц, лишенных дееспособности усыновляются без согласия родителей (ст. 130 СК РФ). В вашем случае, мать,скорее всего, просто страдает заболеванием, но может руководить своими действиями.
Ограничение родительских прав — мера ответственности, применяемая в тех случаях, когда для крайней меры родительской ответственности -лишения прав -нет достаточных оснований и когда родители не могут исполнять обязанности в отсутствии вины, то есть по причинам от них не зависящим. Но ограничение в родительских правах никак не сказывается на праве и возможности своими действиями порождать правовые последствия, то есть на дееспособности.
В связи с чем я рекомендую обратиться в суд с заявлением об усыновлении, основываясь на ранее данном согласии матери. При этом нужно помнить, что суд обязан проверить — не отозвала ли мать свое согласие, на что она имеет право до вынесения решения судом.
—
С уважением, Карагодина Наталья, адвокат