Сроки действия документов для усыновления
Здравствуйте. У нас есть заключение о возможности быть опекунами двоих детей, выданное 9 месяцев назад, то есть действующее. Теперь мы хотим взять под опеку второго ребенка. Однако столкнулись именно с таким органом опеки, который потребовал от нас заново предоставить все документы, которые мы собирали для получения заключения о возможности стать опекунами. В органах опеки по месту нашего жительства нам подтвердили, что по действующему законодательству, такое требование неправомерно, однако, сообщили, что многие органы опеки и рег.операторы трактуют законодательство неверно и требуют все документы повторно. То есть, по сути, дублируют функции органов опеки по месту жительства кандидата в опекуны. Причем это очень распространено, и большинство кандидатов просто по незнанию или от безысходности тратят время на повторный сбор справок МВД, мед.справок и т.д., таким образом напрасно продлевая пребывание ребенка в учреждении. Согласно законодательству, а точнее согласно Постановлению Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423, мы должны предоставить только три документа. А не весь пакет документов, которые мы предоставляли в орган опеки по месту нашего жительства для получения заключения о возможности быть опекунами. Еще при принятии в семью первого ребенка мы столкнулись с тем, что на практике некоторые органы опеки по месту нахождения ребенка начинают требовать весь пакет документов, который мы предоставляли в свою опеку для получения заключения, - иногда требуют, просто не читая законодательство, а иногда, если знают о неправомерности таких требований, то просто с формулировкой "ну что Вам, жалко что ли". Когда в итоге мы брали под опеку первого ребенка, то кроме заключения о возможности быть опекунами, согласия проживающих с нами лиц и заявления, с нас в органах опеки по месту пребывания выбранного ребенка никаких документов не требовали - сказали, что закон знают. Насколько мы понимаем, пунктом 4 постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. №423 определяется перечень документов, предоставляемых в случае - 1) либо если у кандидата нет заключения и он хочет его первоначально получить и дальше с ним обращаться в другие органы опеки, согласно пункту 4(1), 2) либо если кандидат хочет и получить заключение и в своей же опеке взять ребенка, цитирую "4. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы: а) заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление); б)..." - то есть в СВОЮ опеку, ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА. ДАЛЕЕ в том же Постановлении п. 4(1) - речь идет О КАНДИДАТАХ, УЖЕ ИМЕЮЩИХ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, КАК МЫ: "4(1). Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение и документы, предусмотренные подпунктами "а" и "ж" пункта 4 настоящих Правил." Видите, кандидат предоставляет "для решения вопроса о назначении его опекуном" не все документы из пункта 4, а всего лишь ТРИ документа из перечня, указанного в пункте 4, а именно из подпунктов "а" и "ж" - "заключение и документы, предусмотренные подпунктами "а" и "ж" пункта 4 настоящих Правил." Да, по пункту 6 Постановления, некоторые документы имеют срок годности, но это НЕ документы, предусмотренные вышеупомянутыми подпунктами "а" и "ж". И, соответственно, мы, как кандидаты, имеющие заключение, не должны предоставлять документы, "предусмотренные подпунктами "б" - "г" пункта 4": "6. Документы, предусмотренные подпунктами "б" - "г" пункта 4 настоящих Правил, принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом "д", - в течение 6 месяцев со дня его выдачи." Если, например, человек получил мед.справку, и за 6 месяцев так и не донес ее в свою опеку для получения заключения о возможности быть опекуном, - то ему действительно придется проходить врачей заново. Видите последовательность действий и правовую логику законодателя? 1. Собираем документы - 2. ДО ИСТЕЧЕНИЯ ИХ СРОКА ГОДНОСТИ подаем их в свою опеку по месту нашего жительства - 3. Нас проверяют местные органы, делают выводы о нашей пригодности и мы получаем ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 4. И ВСЕ, В ТЕЧЕНИЕ 2 ЛЕТ ЕЗДИМ С ЭТИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ЗА РЕБЕНКОМ, добавляя лишь согласие проживающих с нами лиц на конкретного ребенка и наше заявление об установлении опеки над конкретным же ребенком; а органы опеки по месту нахождения ребенка доверяют выводам, сделанным органом, выдавшим заключение, и в течение 2 лет считают нас действующими кандидатами на основании одного этого заключения. Иначе установление закона о 2-летнем сроке действия заключения стало бы ничтожным, то есть не имеющим юридической силы. Потому что тогда, если бы было так как Вы говорите, то заключение действовало бы ДО истечения срока действия первого документа, необходимого для получения этого заключения, а не 2 года. Но этого нигде нет. ЕСЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЖЕ ВЫДАНО НА ОСНОВЕ ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ, - всё, оно ДЕЙСТВУЕТ 2 ГОДА. Мы просто хотим сделать все возможное, чтобы без лишних проволочек увидеться с выбранным ребенком. И очень грустно тратить время и ходить второй раз за справками, зная что эти справки вообще-то необязательны. Для нас необходимость в течение месяца собирать повторно справки будет означать дополнительную отсрочку поездки за ребенком на три месяца - с учетом поездки детей в лагеря до конца лета. Не знаем, правы ли мы? И что делать, если правы, - обращаться в Минобрнауки с просьбой дать официальное разъяснение? К разъяснениям органов власти у нас на практике принято прислушиваться.