Система — это механизм, в котором работает много разных людей. Среди них часто как какая-то инфекционная болезнь распространяется озлобленность, но даже в добром окружении уделить внимания каждому ребенку возможности обычно нет

Часть 5. Зло системы

Читать все записи в блоге Алены Давыдовой

1. Работа

Какое-то время назад мы помогали в качестве волонтеров в детских больницах.

В одну из них привезли девочку полутора лет. У нее был перелом руки и травма головы. В этом возрасте девочка плохо держала голову и требовала немало внимания.

Сначала волонтеры помогали только днем. Ночью детям без мамы давали успокоительные. Конечно, это замедляло восстановление, но у дежурной медсестры было немало других обязанностей, и на плачущих детей времени уже не хватало.

Тогда мы стали посменно дежурить и ночами. (С девочкой в итоге все хорошо, она попала в семью, и через месяц уже бегала в ходунках).

2. И так сойдет

У старшей нашей приемной девочки был один небольшой, но сразу заметный дефект внешности. Жизни он хотя и мешал, но не критично (с рождения она к нему успела адаптироваться).

А вот в школьном коллективе мог запросто стать причиной травли. В детском доме врач просто сказала, что девочка красивая, и ее это совсем не портит. Зачем операция? И так сойдет.

На третий месяц пребывания дома мы попали на операцию. О том, что была какая-то проблема, знают только врачи, читая медицинскую карту.

Очень часто в базах данных дети с расщелиной неба, заячьей губой, косоглазием и т.п. Что-то оперируют, но далеко не всегда и не в срок. А что-то оставляют так.

Еще хуже, когда не оперируют гидроцефалию, но это уже более серьезный вопрос.

3. Еще немного о медицине

Группы здоровья детей в доме ребенка очень часто не соответствуют тому, что ставится после.

Мы столкнулись с заменой 3 группы на 2 и 1 и, наоборот, 1 группы на 3-4. Никто не говорил, что у ребенка энурез, но он прошел после удаления аденоидов вместе с отеками и храпом. Аденоиды 1 степени на деле оказались 3 степенью.

Обнаружились проблемы с почками, требующие строгой диеты, и тп.

4. Жестокость


На занятиях с психологом и у нас дома дети часто проигрывали то, с чем сталкивались в доме ребенка. Они сами изображали воспитательницу Альбину (да, называли воспитателей дети просто по имени, еще были Маша и Вика).

Перед каждым укладыванием Альбина (рослая женщина крепкого телосложения) шлепала детей, пока те не наплачутся, чтобы уснуть потом поскорее.

Меня, кажется, в детстве тоже шлепали, но мне ни разу не было больно (просто вот обидно). А в детском доме, со слов детей, били больно.

— Давай ты будешь Альбиной, говори: «Я сейчас закрою тебя в темном шкафу и отдам злым собакам, чтобы они тебя съели». А потом бей меня.

Детей окунали в таз с водой головой в воспитательных целях.

— А знаешь, мама, когда нас тошнило, и это попадало на пол, Альбина заставляла нас потом обратно есть с пола, и нас еще больше тошнило, – призналась мне как-то старшая во время прогулки. И вид у нее становился отстраненный, напряженный.

— Ты правду говоришь, не придумываешь? – смутившись в очередной раз, спросила я на всякий случай, хотя это было не похоже на типичные фантазии ребенка.

— Нет, мама, это правда.

Вы думаете это ужасный дом ребенка, и такой вот страшный воспитатель?

Нет, подобные рассказы слышала и от других знакомых с приемными детьми. В ДДИ жестокости порой еще больше.

Нет, я не буду говорить про всех. В процессе поиска и не только мы были и в хороших учреждениях, где жизнь детей пытались максимально приблизить к домашней. Но, видимо, семена озлобленности и жестокости очень легко прорастают на почве системы.

5. Когда некому любить

Младшего на тот момент ребенка мы забирали двухлетним, в учреждении он с рождения. В 9 месяцев он только научился садиться, а ростом был как трехмесячный младенец. В два года его рост был как у годовалого малыша

Первое время он был замороженным, не плакал от прививок, не смеялся и почти все время молчал.

Массажист обратила внимание, что он не может лежать на животе и, хотя умеет бегать, но во многих навыках сильно отстает. Не может ползти с поднятой головой, поймать палец и тп. Этому всему малыши учатся значительно раньше.

Само существование учреждений позволяет процветать и быть незаметными многим проблемам и бедам.

И, наверное, немало времени должно пройти до каких-либо значительных перемен.

P.S. Все имена этой истории заменены на другие с сохранением достоверности фактов и событий.

Иллюстрация — автора.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

2 комментария
  • Наталья

    А ещё воспитательница не разрешала спать в одежде и разрезала шортики ножницами на ребёнке вместе с бельем, когда утром откинула одеяло.
    И… в общем, тоже не буду говорить, чтобы не расстраиваться..

    13 февраля 2024
    • Алена

      Да, мне кажется, само системное учреждение способствует тому, чтобы развивалось насилие. Не думаю, что воспитатели так же поступают дома. Но атмосфера учреждения способствует такому. Множество подчинённых детей (или взрослых в пни, например), которых пытаются всеми силами заставить слушаться и с которыми можно сделать всё, что угодно часто безнаказанно. Опять же оговорюсь, хороших воспитателей тоже немало.

      13 февраля 2024