Зачем нужно развивать эмпатию у ребенка?

1
2767
0

Сопереживание – главный жизненный навык, на котором основывается развитие интеллекта, социальная адаптация и духовные качества

Часть 25. Зачем нужно развивать эмпатию у ребенка?

Читать все записи в блоге Натальи Сумской

Забота о близких, внимательность, доброта и желание помогать — положительные качества, которые люди ценят друг в друге.

Эти качества формируются годами, но развитие чувства эмпатии начинается в раннем возрасте.

Эмпатия — это способность понимать чувства других людей и сопереживать им, она не присуща человеку от рождения, а развивается в процессе жизни во время общения. Малыши неспособны к сопереживанию.

Почему нужно развивать эмпатию у ребенка?

Эмпатия оказывает влияние на развитие детей. Сопереживание – главный жизненный навык, на котором основывается развитие интеллекта, социальная адаптация и духовные качества.

Успешные школьники с лидерскими качествами обладают высоким уровнем эмпатии. Духовное и интеллектуальное начало ребенка развивается благодаря эмпатии, она способствует тому, что малыш положительно приспосабливается к обществу.

Родители должны сформировать у ребенка эмпатию, потому что она дает множество преимуществ:

  • позитивное отношение к жизни;
  • повышенная внимательность к людям;
  • умение слышать и слушать;
  • дает коммутационные навыки;
  • ориентированность во взрослую жизнь.

Эмпатия в разных возрастах

Особенности эмпатии у каждого ребенка в каждом возрасте разные. Ребенок раннего возраста (до 3 лет) практически не способен проявлять эмпатию по отношению к другим людям.

Но постепенно в дошкольном возрасте мы можем наблюдать первые проявления сопереживания.

Каким образом развивается способность к сопереживанию?

Можно выделить три необходимых условия:

1. Получение собственного положительного опыта (от рождения до 4 лет). Приведу пример: малыш упал и бежит к родителю. Он ждет сопереживания. Если родитель обнимет, скажет: «Да, я вижу, что тебе очень больно. Падать очень больно». Ребенок получит опыт сопереживания. В следующий раз ребенок отнесется с сочувствием к другим людям.

2. Осознание собственных эмоций и чувств (4-7 лет).

Приведу пример: мама уходит по делам, ребенка с собой не берет, оставляет с бабушкой. Ребенок плачет, не отпускает маму. Если мама говорит: «Тебе грустно, что я ухожу. Знаешь, мне тоже очень грустно уходить. Но я должна. Я скоро вернусь, и мы вместе поиграем».

Мама говорит о чувствах ребенка, принимает их и помогает ему их осознать. Через некоторое время ребенок сам начнет говорить о том, что чувствует.

3. Осознание того, что предположительно чувствует другой человек (7-9 лет). Например: «У бабушки сегодня сильно болит голова. Ей плохо. Давай приготовим ей чай. И постараемся не шуметь. Почитаем тихонечко книжку».

Как развить эмпатию у ребенка?

Эмпатия у детей развивается через игру и чтение сказок. Нужно всегда спрашивать у ребенка: «Сегодня ты подрался с Сашей. Какие чувства ты испытал? Страх? Обиду?»

После прочтения сказки, обязательно поговорить с ребенком о персонажах. Что они испытывают. Какие по характеру?

Например, что чувствовал зайчик, когда лиса выгнала его из дома? А что думала при этом лиса?

Делитесь с ребенком своими эмоциями, рассказывайте, что вы чувствуете в данной ситуации.

Развитие эмпатии с помощью животных

Домашние животные помогают развитию эмпатии у детей. У приемных особенно.

Дети относятся к домашним животным, как к членам своей семьи, проявляя заботу о них. В заботе о животных воспитывается чувство ответственности и внимания к ближнему.

Часто дети бывают жестоки, например, могут дернуть кота за хвост. В этом случаи, с ребенком нужно поиграть. «Сегодня ты кот Васька. А я хулиганистый мальчишка, который тянет кота за ухо. Что ты чувствуешь? Тебе, больно? Неприятно? Ты хочешь, чтобы мальчик отпустил тебя?»

Очень важно развивать и чувство благодарности, выражаемое в повседневной жизни. В наше время растет количество детей-«дай». Они уверены, что родители обязаны выполнять все их прихоти. Нельзя так делать.

Если родители чрезмерно балует своих детей материальными подарками, то через несколько лет получат полного эгоиста.

Особенности эмпатии у детей, лишенных родительского попечения

Полноценное развитие детей, оставшихся без попечения родителей, вне семьи невозможно. В детдомах разрушается естественный процесс развития человека. Ребенок, который растет и воспитывается вне семьи — противоестественное явление.

В настоящее время стало понятно, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье.


Условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие. Оно имеет ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития. Особенности развития обнару­живаются на каждом возрастном этапе. Это опасно для формирования личности подрастающего человека.

Нехватка общения со взрослым не дает формироваться правильной модели успешного человека. Нет своего значимого взрослого.

По мере взросления детей, все более важное место в жизни завоевывает общение со сверстниками. Если ребенок, живущий в семье, имеет огромное разнообразие взаимоотношений со взрослыми (мама, папа, бабушка, тетя….), то детдомовские дети лишены этого.

Поэтому становление дружеских, товарищеских отношений у воспитанников детских учреждений также имеет свою специфику. Эти дети не могут просто дружить с домашними детьми.

На примере. Моя дочка устраивала полный контроль за действиями своего «друга». Он должен был всегда отчитываться «куда ходил» и «что делал».

Поведение дочки напоминало поведение патологически ревнивого мужа, психически больного человека. Соответственно, «друг» вскоре избегал навязчивого общения с Алиной. Я заметила, такое поведение свойственно многим приемным детям.

Еще одной проблемой в общении детей, лишенных родительского попечительства является недостаточно развитая эмпатия. В основе развития эмпатии лежит взаимоотношение детей со взрослыми и сверстниками.

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией! Это способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого человека.

По мере психического развития ребенка эмпатия становится источником нравственного развития. Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям.

Нарушение эмоционального контакта со взрослыми тяжело травмирует психику ребенка, отрицательно влияет на развитие личности ребенка. Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в общении детей.

Приемному родителю нужно знать, что у ребенка практически отсутствует мотивационная сфера. Это сразу трудно обнаружить и понять, поскольку ребенок на начальном этапе всегда хочет понравиться взрослому. Необходимо приучать к самостоятельной работе (уроки, уборка..).  Нужен жесткий контроль за деятельностью.

Необходимо знать, что нехватка общения в детдоме приводит к полной зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого. (Навязчивость. Ребенок не может насытится общением. Любым способом привлекает к себе внимание). Приемному родителю нужно стремиться ослабить влияние такой зависимости, развивать автономию ребенка от взрослого.

Для воспитанников детских домов характерны защитные формы поведения, не дающие возможности овладеть ситуацией и найти конструктивное решение. Приемному родителю в данном случае, нужно научить ребенка эмоционально отвлекаться от ситуации, брать на себя ответственность, самостоятельно разрешать конфликты.

В виду недоразвития интимно-личностной сферы общения, необходимо развивать эмпатию, способность детей-сирот к сопереживанию, на формирование потребности разделять свои переживания с другим человеком, обмениваться впечатлениями.

Прежде чем начать формировать у ребенка какое-либо качество (например, заботиться о близких людях), нужно, чтобы у ребенка возникла потребность в этом качестве (возбудить любовь и привязанность к близким).

Необходимо помнить, что многие качества личности ребенка могут являться ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫМИ для жизни в детском доме и носят отрицательный характер.

Чтобы избавиться от них, необходимо чем-то компенсировать их отсутствие, дать ребенку другой «инструмент», выполняющий те же психологические функции. Например, ребенок не перестанет воровать и врать «просто так», так как ложь и воровство выполняют для него приспособительные, защитные функции, избавляя ребенка от наказаний или других трудностей.

У воспитанников детских домов может быть негативное отношение к групповым занятиям, что объясняется перегрузкой общения со сверстниками и депривацией потребности в одиночестве.

Знание особенностей детей-сирот и применение его на практике, позволит повысить эффективность деятельности приемного родителя.

Как развивать сострадание

Ребенок, общаясь со взрослыми и наблюдая за ними, учится понимать их чувства и эмоции. Родителям необходимо уделять внимание всестороннему развитию детей, в том числе и обучению эмпатии.

  1. Необходимо разговаривать с детьми. Учить детей выражать свои эмоции: «Сейчас я расстроен. Мне обидно. Я рассержен». Выражайте эмоции сами. Объясняйте, что испытывать чувства вполне нормально.
  2. Играйте с детьми. Игры «в ролях» дают возможность прожить ситуации героев сказки или реальные бытовые события. Главный герой мультика или кино, персонаж из любимой книги, учитель, врач, мама, — перевоплощаясь, дети «проживают» соответствующий социальный опыт. Воспитание у детей эмпатии в игровой деятельности, забота о домашних питомцах, чтение книг с последующим обсуждением чувств главных героев — способствуют развитию сопереживания и сострадания.
  3. Практикуйтесь на реальных ситуациях. Например, на прогулке с ребенком вы увидели скорую помощь с мигалками. Расскажите, что машина везет кого-то в больницу. Человеку стало плохо. Что могут чувствовать члены семьи больного? Благодарите ребенка за его участие в делах семьи, поощряйте сострадание к другим.
  4. Подавайте пример. Совершенствуйте собственный навык сопереживать.
  5. Развивайте внутренний моральный компас ребенка. Рассказывайте детям, что такое хорошо, а что такое плохо. Моделируйте ситуации, требующей определенного поступка или выбора. Объясните, как поведение человека, может влиять на других людей.

Ребенок, обученный эмпатии может испытывать такие важные чувства, как жалость, скорбь, соболезнование. К таким людям, тянутся. С ними хочется общаться и выстраивать близкие отношения.

Очень важно не только развивать данную особенность в себе, но и помочь ребенку «настроиться» на волну других людей и услышать их.

Это происходит постепенно и потребуется очень много времени!

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!