Несколько месяцев назад, прослушивая очередной подкаст, заинтересовался одним моментом: когда главный герой рассказывал об установке на рост и об установке на данность, он кратко описывал два типа мышления и сказал о том, что за этим будущее, и это нужно внедрять в общество

Часть 85. Тип мышления

Читать все записи в блоге Дмитрия

Меня крайне зацепила эта тема, тем более, как выяснилось, я сам по жизни стараюсь руководствоваться установкой на рост. Теперь я знал, какой тип мышления у меня преобладает, и мне стало безумно интересно копнуть глубже, узнать подробности и эффективные способы управления этим типом мышления.

Почти сразу наткнулся на книгу профессора — основателя этой теории; кому интересно — поделюсь автором и названием в комментариях. В книге — масса примеров из жизни, различные исследования, в том числе проведенные на детях. Читая эту книгу, меня осенило: ведь я с этими установками постоянно сталкиваюсь в детских домах!

Какое-то время я вынашивал эту мысль в голове, вспоминал случаи из личного опыта работы с детьми — и в итоге решил провести свое небольшое «исследование» на эту тему.

Когда мы говорим о детях, выросших в детских домах, важно помнить: у них не только особая жизненная ситуация, но и особый внутренний мир, который эволюционирует по другим правилам. Но установка, с которой ребенок смотрит на свои способности и будущее, часто определяет его путь куда сильнее, чем жизненные обстоятельства.

Психологи выделяют два типа установок:

Фиксированная установка: «Я такой, какой есть, способности даны от природы, изменить ничего нельзя, и научиться тоже».

Установка на рост: «Я могу развиваться, учиться, становиться лучше, если буду пробовать и искать новые способы».

Разница очевидна, и на практике она решает, будет ли ребенок идти вперед, несмотря на трудности, или опустит руки при первой неудаче.

Как взрослые транслируют установки детям.

Для ребенка взрослый — зеркало. Естественно, если ребенок пришел в детский дом уже в сознательном возрасте, то, вероятнее всего, у него уже есть та или иная установка; скажу сразу — что в подавляющем большинстве случаев это установка на данность.

В детском доме ребенка встречают новые люди; естественно, это другие дети — конечно, они играют свою роль, но все же ключевые персонажи — это специалисты. Теперь они рядом каждый день, и они становятся внутренним голосом ребенка. А каким будет этот голос — и сможет ли он заглушить прошлый — вопрос.

Общие понятия.

Фразы и похвала.

«Ты такой талантливый» — закрепляет мысль, что талант — это врожденное качество.

А вот: «Ты хорошо потрудился, попробовал несколько способов решения задачи — нашел нужный» — учит ребенка, что результат зависит от усилий.

Отношение к ошибкам.

Когда взрослый не ругает, а помогает разобраться, ошибка перестает быть поводом для страха и превращается в возможность стать лучше.

Собственный пример.

Если взрослый признает свои ошибки и может сказать: «Я ошибся, но буду пробовать снова, искать иные пути решения вопроса», — ребенок видит: что не стыдно признавать слабости и ошибки, учиться и менять подход можно в любом возрасте.

Как взрослые в детском доме, часто сами того не подозревая, транслируют установку на данность:

1. Ярлыки и обобщения.

«Он лентяй», «Она ворует, пьет, курит, врет — это у тебя в генах», «бездарь».

Такие фразы закрепляют у ребенка: «Я такой, и ничего не изменить».

2. Фокус на прошлом, а не на будущем.

«Ты опять натворил — как всегда», «У тебя и родители были такие же».

Ребенок чувствует, что его судьба предопределена — «я обречен».

3. Отсутствие веры в потенциал.

«Зачем ему высшее образование? Куда он пойдет?», «Это не его уровень».

Подавляется стремление к развитию — зачем стараться, если все равно «не выйдет»?

4. Сравнение с другими детьми.

«Почему ты не можешь, как Маша?», «Вот Игорь — пример, а ты?»

Формирует чувство неполноценности и конкуренции вместо сотрудничества.

5. Наказание за ошибки вместо поддержки.

«Двойка? Никой улицы или телефона!», «Опять разбил? У тебя вообще руки не из того места!»

Ошибки = провал — ребенок боится пробовать новое.

Транслируют ли в детском доме установку на рост?


Встречаются отдельные специалисты. Я писал о таких людях в своем блоге. Это те люди, которые толкают своих детей вперед, верят в них, как никто не верит, и потом эти дети висят в учреждениях на досках почета, где кратко описывают их достижения в жизни, я встречаю детей которые благодаря педагогам и специалистам встают на ноги из инвалидных кресел, снимают диагнозы и тому подобное. Кстати, примеры различных установок есть и среди детей, о которых я также писал в ранних статьях.

Как дети выбирают свою установку.

Теперь более точечно. У детей из детских домов выбор установки осложняется:

  • они часто сталкивались с различными травмами;
  • находятся постоянно в подвешенном состоянии;
  • привыкли слышать от взрослых ярлыки («он слабый», «он дурачок», «он больной»);
  • понимание, что многое в их жизни «решается за них».

В таких условиях легко поверить, что твои усилия ничего не изменят. И именно здесь роль взрослого наставника особенно велика.

Очень много детей, на вопрос «Кем ты хочешь стать?», отвечают мне, мол, кем я хочу быть — не важно, ведь я все равно не смогу.

На вопрос «Почему?» они отвечают, что им, например, так воспитатель сказал или учитель — мол, ты тупой и ничего не сможешь, или еще кто-то их сбил с верного курса, иного возможные варианты они не видят в силу возраста, отсутствия правильной поддержки и примеров рядом.

И когда я им говорю: «Так, погоди: во-первых, ты не такой, каким тебя называют другие; а во-вторых, ты можешь все, если захочешь сам — все в твоих руках и только!» — добавляю какой-нибудь пример из жизни — и в этот момент я вижу, как ребенок начинает сиять, улыбаться, смущаться.

Всего лишь капелька веры — и шестеренки уже начинают вращаться совершенно в другом направлении! Этот эффект нужно поддерживать.

Понимаете, о чем я? Думаю, одного примера достаточно.

Настоящее и будущее: что дает установка на рост.

Ребенок, который верит в то, что он может меняться в лучшую сторону, легче включается в учебу, меньше боится пробовать новое, дольше удерживает внимание и чаще доводит начатое до конца что очень важно!

Следовательно, такие дети знают, чего хотят, будь то выбор профессии или хобби, легче справляются с трудностями в отношениях и быстрее адаптируются в новой семье.

Фиксированная установка часто закрепляет сценарий: «Я не смогу», «Лучше даже не пытаться». Это закрывает двери, которые могли бы открыться в том числе одну из важных дверей — это дверь в приемную семью.

Как помочь детям выбрать установку на рост.

1. Изменить подход.

Говорите не про качества («ты способный», «у тебя талант», «ты отлично решаешь примеры» и т.п.), а про процесс («ты нашел новый способ решить задачу», «ты хорошо потрудился, и поэтому получил хороший балл», «ты много тренировался, и поэтому сегодня занял призовое место»). Ребенок будет понимать, что его заслуга — это результат его труда, а значит, любой навык можно прокачать, и для него нет границ.

А если выделять качества, то ребенок будет акцентировать внимание именно на них — и каково будет его разочарование, когда он встретит кого-то, кто лучше него в той или иной дисциплине? Это сломает его веру в себя.

2. Учите видеть ошибки как возможность для роста.

Разбирайте их вместе: «Что было сложным? Что можно попробовать иначе?» Проводите разбор полетов. Говорите, что не допускает ошибок лишь тот, кто ничего не делает!

3. Поднимайте понемногу планку.

Давайте каждый раз задание чуть сложнее: не вышло — провели разбор полетов; вышло — правильно похвалили.

4. Создавайте эмоциональную безопасность.

Только там, где нет страха наказания и насмешек, ребенок решается пробовать снова. Это, на самом деле, вообще отдельная история. Многих в детстве воспитывали так, что ты боялся о чем-то рассказать родителям, поделиться чем-то, спросить о чем-то — потому что думал, что тебя накажут, не поймут и так далее. И я из числа тех детей, кто все держал внутри себя — и это пагубно влияло на многие сферы жизни.

5. Показывайте собственный пример.

Когда взрослый не боится признавать свои ошибки, когда взрослый развивается, пробует новое, постоянно учится, дети наблюдают и тоже действуют. Зачастую не важно, что мы говорим. Важно, что мы делаем! Повторюсь еще раз: близкий взрослый — это зеркало для ребенка!

Итог.

Установка на рост — это не просто теория из книжки. Для ребенка из детского дома это может стать внутренней опорой, которая однажды поможет ему поверить: «Я не жертва обстоятельств — я могу менять свою жизнь самостоятельно, все в моих руках. И ошибка — это не конец, это возможность стать лучше».

И эта вера часто начинается с одного взрослого, который правильно подбодрил, поддержал и показал пример.

P.S. Возможно, мое «исследование» получилось сумбурным, может, я что-то упустил? Буду рад, если вы поделитесь своим мнением на эту тему.

Была ли для вас моя статья полезной?

Фото — автора.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

2 комментария
  • Катерина

    Я бы не отрицала наличие талантов. Мне нравится цитата: если оценивать рыбу по способности взбираться на дерево, то она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.
    В каждом есть свои плюсы и минусы и наличие определённых способностей не отрицает необходимости их развивать.
    Очень важно найти эти дары природы в ребенке и подсветить их для самого обладателя. Не всегда ребёнок их замечает. Часто мы сравниваем себя с другими и видим лишь минусы.
    Я интроверт, я забивалась в комнату при виде гостей, я боялась купить хлеб в магазине, никогда не знакомилась первой, не любила бегать, не была гибкой, у меня не слишком хорошая память. Во втором классе всегда имела двойки за устный счёт. Зато уже в 5 ом классе я сочиняла басни в стихах по заданию учителя хотя никто и никогда меня этому не учил. А больше никто из класса так не мог. Ещё я неплохо пою и с детства люблю быть режиссёром всяких выступлений.
    Мой сын экстраверт, готовый завести разговор со всём, что движется в любую минуту. Мой сын бегает сломя голову, ездит на самокате как Шумахер. У него прекрасная память, он вспоминает такие вещи, которые произошли год назад и больше, хотя ему 3, быстро запоминает стихи. Но не может и 5 минут усидеть на месте, не умеет играть один, ему постоянно нужна компания. В чем мы оба совпадаем так в актёрских способностях, правда мой сын пока боится их демонстрировать на сцене. Но я уверена, что эту проблему мы пересилим.
    Можно конечно всю жизнь положить, развивая то, что тебе плохо даётся, но по мне куда разумней развивать то, в чем ты имеешь преимущества.
    Кто-то умеет работать руками, кто-то головой, кто-то красив.

    7 октября 2025
  • Татьяна

    …на книгу профессора — основателя этой теории; кому интересно — поделюсь автором и названием в комментариях — Поделитесь.
    Талант это да. Я чаще слышу от людей про свои невероятные способности и никак не пойму, да где ж они их нашли, подсказали бы где они у меня, жить бы полегче стало. Таким образом люди оправдывают себя, в том, что не хотят расти, и обесценивают труд других

    6 октября 2025