Страхи приемных детей
У приемных детей страхи очень болезненны и сохраняются длительное время. Это признак неблагополучия, он говорит о нервной ослабленности ребенка
Часть 41. Страхи приемных детей
Читать все записи в блоге Натальи Сумской
Страх – это чувство ожидания непосредственной опасности для жизни, внутренняя напряженность. Он может быть различно выражен – от неопределенного чувства неуверенности до все пожирающего ужаса. У Алины был именно второй случай, она не могла развиваться, страх блокировал сознание.
Мой пост в блоге «Моя и наша с дочкой адаптация» — по ссылке
Помог классный психолог, которому я очень благодарна. Без него у Алины был бы очередной возврат в детдом и впоследствии психбольница.
У приемных детей страхи очень болезненны и сохраняются длительное время. Это признак неблагополучия, он говорит о нервной ослабленности ребенка.
Приемным детям часто снятся кошмары, они кричат по ночам. Я обратила внимание, моя дочка первые два года спала в позе эмбриона, с головой под подушкой, еще укрывшись одеялом. Часто кричала по ночам, разговаривала.
Случался энурез. Сейчас спит, вытянувшись во весь рост, голова на подушке, а не под подушкой. Спит очень спокойно, утром не добудишься.
Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, приемным родителям необходимо знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боится ребенок, и почему. Последствия страхов очень разнообразные.
Страх пропитывает все эмоции черной тревожной окраской. Бывает, он поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств. Исчезают положительные эмоций, особенно смех, жизнерадостность.
Алина не могла смеяться, какой-то вымученный истерический смех, от которого окружающим становилось очень грустно. Вместо смеха и жизнерадостности развивается хроническая эмоциональная неудовлетворенность. Это приводит к общей заторможенности, пессимистической оценке своего будущего.
Жизнь в детском доме тяжела, но трудно представить, насколько она горька, пока лично не столкнешься лицом к лицу с ребенком из детского дома.
Каждому приемному родителю нужно знать, что страхи вашего приемного сына или дочери в любом случае «вылезут на поверхность». Все физические и психологические травмы, которые пережил ребенок, неподвластны времени. Бывает, через несколько лет, когда-то травмирующее состояние приемного ребенка может вернуться.
Меня побудил написать эту статью именно страх, вылезший у Алины совсем недавно. Время 12 ночи, дочка давно спит (стараемся в 10 — отбой), я еще работала за компьютером на втором этаже.
Слышу шаги. Я подумала, кошка Муська бежит, она любительница поупражняться на лестнице. Оказалось, Алина, но в каком она была состоянии…
Перекошенное лицо, ребенка трясет, вся в холодном поту, какой-то блуждающий взгляд, она практически не может говорить: «Мам, мам» (больше похоже на мычание).
Я испугалась, подумала, у ребенка инсульт. Куда бежать и что мне делать? Повела на кухню, стала обтирать, успокаивать. Поняла, что приснился кошмар.
Все попытки Алины рассказать о нем превращались в стоны и захлебывание слезами. Слезы катились градом, и дочка не могла произнести ни одного слова. Она выдавливала из себя какие-то непонятные звуки, и мне приходилось ее успокаивать. Еле добилась: привиделась темная комната без дверей и окон, Алина в ней одна, ее все бросили: и я, и мой сын. Она долго не могла выбраться из этой комнаты, там было очень холодно, больно и страшно.
Вернулись старые страхи, хотя прошло больше 5 лет, как Алина со мной. Предвестником этого кошмарного сна было глупое поведение одного индивида. Хотя Алина мне рассказала об инциденте, и мы с ней все проговорили и обсудили. Через несколько дней дочке приснился кошмар. Видно, страх остался в ее подсознании (в свое время психолог, вынужденно, применял гипноз!) и при напоминании вылез наружу в другом импровизированном виде.
Приемные родители должны помочь преодолеть детям эти страхи, помочь справиться и пережить. Самые сильные страхи связаны с одиночеством. Ведь не секрет, приемные дети, чаще всего, дети маргиналов.
У детей с младенчества развивается невротический страх. Ведь биомама, бывает, находится в таком состоянии опьянения, что не может даже откликнуться на плач своего ребенка! Испытывая страх, ребенок обычно находится в состоянии сильного эмоционального напряжения, и справиться с ним сам чаще всего не может.
Необходимо понимать, что невротические страхи почти всегда имеют внезапное происхождение – страх в ситуации испуга возникает почти моментально.
У нас была очень интересная ситуация. Я забрала Алину из школы, и мы с ней зашли в магазин, накупили вкусняшки и т. д. Приехали домой. Дочка пошла переодеваться в свою комнату, а я раскладывала продукты на кухне по своим местам.
Приходит довольная Алина в предвкушении трапезы и видит на столе кулек с сахаром. Обыкновенный пакет на пустом столе, я не успела еще положить на место.
Дочка удивленно посмотрела на меня, потом на кулек, и все, ребенка переклинило. В глазах страх. Началась истерика. Что она вспомнила?
Приемным родителям нужно помнить, что страхи приемного ребенка, сохранившиеся из прошлой жизни с кровными родителями, будут подавлять надежду ребенка на нормальную жизнь в приемной семье.
Невротическое напряжение не даст ребенку расслабиться и довериться новым родителям. Как только ребенок ощутит надежность и стабильность в приемной семье, вот тогда он сможет открыться и рассказать о том, что его беспокоит, что его волнует, от чего он дрожит, почему не может заснуть и т. д. Невротический страх, может привести к тику, заиканию, энурезу.
Вымыслы и байки из прошлого
У детей, имеющих негативный жизненный опыт, прошлое чаще всего связано с тяжелыми воспоминаниями. Они испытывают чувство обиды на жизнь, стыд за свое прошлое и своих родителей. Поэтому они начинают как бы заполнять свое прошлое выдуманными образами и вымышленными событиями. Из-за этого их реальные воспоминания о прошлой жизни начинают смешиваться с вымышленными картинами.
Приемные дети начинают придумывать себе хорошее прошлое. Они всей душой хотят его иметь, поэтому выдумывают. Должно же быть у ребенка что-то хорошее в прошлой жизни? А если не было? Значит надо сочинить!
Я слушала байки Алины из якобы ее прошлой жизни, и единственное, что мне приходило в голову, так это то, что моя дочка хочет мне показать, какая она хорошая и способная девочка. Иногда получались из этого смешные казусы. Например, дочка рассказывала, что ездила с кровными родителями и братом на море на машине. При этом не могла назвать, куда и на какое море ездила. Сколько ехали, как выглядит местность.
Просто дочка подслушала мой телефонный разговор с подругой о поездке на море и как ни в чем не бывало пересказала мне эту историю. Самое интересное, моя дочка совершенно искренне верила в то, что это действительно произошло именно с ней. Это придуманное прошлое было островком всего хорошего. Но оно не ее прошлое. Оно наше настоящее!
Я постоянно разговаривала с Алиной о будущем и настоящем. Учила жить сегодня, а не вчера. Вспоминала эпизоды нашей с ней жизни после приюта.
Нужно научить ребенка отделять прошлое от настоящего. Только тогда страхи останутся в прошлой жизни. Самое интересное, что страхи приемного ребенка могут проявляться и в отказе от всего нового – от общения с новыми людьми, от игр, игрушек, продуктов питания, одежды и т. д.
При этом проявляется резко негативная реакция: «Я не буду это есть! Я уже это ела тогда, давно». Под словами «давно» ребенок имеет в виду жизнь до детского дома, с кровными родителями.
Страхи из прошлого
Детдомовский ребенок чувствует себя брошенным, глубоко обиженным родственниками. Он пытается забыть плохое, но чем упорнее пытается забыть своих родителей, тем глубже в его душу проникают обида и злость.
Страхи никуда не деваются, они притупляются на время. В каждой части ребенка сидит страх — страх внутри ребенка, страх вокруг ребенка.
Потому что в детском доме ребенку напоминают о нем другие дети. Напоминают жестоко, вымещая свои обиды на других, пытаясь забыться и делая другим больно точно так же, как делали больно ему! Сами страдают и заставляют страдать других.
Прошлое держит и будет держать в страхе всех детей детского дома, его нельзя просто забыть, даже со временем.
Страхи настоящего
Каждый детдомовский ребенок мечтает о семье. Дети мечтают о маме, о папе, о том, как они будут вместе жить. Многие разговоры, которые дети ведут в детском доме, крутятся вокруг их будущей прекрасной жизни с мамой и папой.
Всякие мечты полны радужных надежд, но также они полны и жутких страхов. Потому что все неизвестное пугает. А мечты о будущей неизвестной жизни придумывается самими детьми и условиями жизни в детском доме.
Если бы ребенок мечтал о семье в одиночку, то у него не было бы столько страхов. Алина говорила, что старшие девочки из детдома рассказывали ей, что бывают приемные родители, которые продают детей на органы, бьют, насилуют, и даже встречаются ЛЮДОЕДЫ.
Еще, конечно, помогает телевизор и интернет, где показывают, что могут делать взрослые люди с детьми: бить, насиловать, продавать, убивать, заставлять мыть и убирать, морить голодом и т. п. С одной стороны, мечты о богатой сытой жизни с новыми родителями, с другой стороны — страхи и ужасы о приемных семьях.
Ребенок оказывается в новой незнакомой обстановке с мало знакомыми приемными родителями. Поэтому страхи прошлой «плохой» жизни меркнут перед страхами настоящего.
Моя дочь постоянно меня провоцировала на агрессию. Она делала все возможное для того, чтобы я ее побила. А я делала буквально невозможное для того, чтобы вовремя остановиться и не поддаться на провокацию. Так мы и жили первый два года в жутком напряге.
Я часто просила Алину подумать, зачем ей нужна я, т.е. мама? Мне совсем не нравилось, что она всячески старалась нарваться на грубость. Я говорила дочке, что она иногда злобное существо, которое хочется придушить. А иногда топающий слон, прыгающая и орущая обезьянка. Но иногда ты бываешь очень доброй и отзывчивой девочкой. А еще ты очень умная и красивая. Алине эти мои сравнения очень нравились. Она подходила и спрашивала: «Мама, а сейчас я кто? Слон? Зайчик? Лисица? Обезьянка?..» Мне приходилось много раз все это повторять, пока дочка не насытилась.
Моя же жизнь в этот период представляла собой качели. Я не могла ни остановиться, ни спрыгнуть. Мне так хотелось спокойствия и стабильности. Моя жизнь с дочкой тогда была беспокойной и очень разной. Алина была импульсивной, агрессивной, громкой, плачущей, малейшие колебания приводили к взрыву. Эмоциональному взрыву. К ним нельзя было приготовиться. Потому как нельзя было предугадать, что может привести к истерикам, в последствии к безостановочным рыданиям.
Моей дочке было 9 лет, вернее, почти 10, когда мы стали жить вместе. Она читала 25 слов в минуту. Школьный образ жизни сформирован был абсолютно неправильно, так как она не готовилась к урокам и считала, что это нормально. Ей ставили заветные тройки! А какие оценки могли ставить ученице четвертого класса, которая не могла толком прочитать условие задачи?
Алина была постоянно в движении. Она не могла постоять спокойно даже одну минуту. Постоянно заигрывала, толкалась, убегала и прибегала. Могла, не глядя, перебежать дорогу, полную машин.
Нужно учитывать, что у детей, находящихся длительное время в сложной жизненной ситуации, как правило, развиваются неврозы. Это не психическое заболевание, как шизофрения или психоз, прим нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера. Желательна помощь врача невропатолога. О нервозе поговорим отдельно.
Что нужно делать, чтобы избавиться от страхов?
- Жить и ждать. Время, проведенное в семье, многое вылечит и поставит на место.
- Главным методом лечения является психотерапия. Как можно больше разговаривайте с ребенком «о жизни». Проговаривайте все его страхи. Рассуждайте совместно с ребенком о последствиях и ваших действиях, приводите положительные примеры преодоления тяжелых жизненных ситуаций. Напоминайте, что это было в прошлой жизни. В настоящей у вас все хорошо.
- Нужно срочно обратиться к специалисту, если страхи не проходят довольно длительное время. Возможно, что ваш ребенок был жертвой насилия. Это очень тяжелый опыт, и будет лучше, если ребенку поможет профессионал. В детских домах порой бывает дедовщина не хуже, чем в армии, старшие заставляют младших подчиняться, и попробуй, возрази – изобьют. Нужно учитывать, что возможно, с вами ребенок вообще не захочет разговорить на эту тему, и в этом нет недоверия. Ребенку важно, что его новый дом – территория безопасности! И разговаривать о прошлом в нем он не захочет! Пусть это происходит в кабинете психолога – и там и остается.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Денис
Спасибо за такой подробный рассказ! Очень помогает максимально понять, к чему готовиться.
Анна Левински
Спасибо,очень важно! Еще важно разделять самого ребенка и его поступки. Говорить что не ребенок плохой,а его поступок,но его всегда можно исправить.
Елена Игнатовская
Очень полезная информация, а главное, знания, подкрепленные собственным опытом!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.