Не секрет, что школа часто является острым моментом в жизни семей, причем не только тех, где есть приемные дети

Илья идет в четвертый класс 2024 г.

Часть 10. Школьная тревожность

Читать все записи в блоге Jkz H

В этом году Илья второй раз пошел в школу, будучи частью нашей семьи. В четвертый класс. В первый и второй класс он уходил из детского дома. Он вообще сильно изменился за это время, даже внешне.

Илья идет в третий класс 2023 г.

В моем предыдущем опыте, со старшим сыном, был только один такой тревожный год – в пятом классе, ни до, ни после, школа не являлась стрессом, т.к. Тимофей всегда был самостоятелен, ответственен, хорошо учится.

А в пятом классе мы столкнулись с буллингом и очень серьезным его влиянием на психоэмоциональное здоровье ребенка и мотивацию к обучению. В шестом случился дистант из-за пандемии и смена классного руководителя, вместе с которой и буллинг сошел на нет.

Очень часто буллингом «рулят» именно педагоги, особенно, если речь о младшей или средней школе.

В прошлом учебном году Илье, пришедшему в третий класс новой школы, пришлось столкнуться с неприязненным отношением педагога (имеющего статус опекуна!), настраивавшего против него детский и родительский коллектив, я писала об этом раньше.

В силу произошедшего у Ильи на этом фоне нервного срыва, мы экстренно сменили обычную городскую школу на частную.

Илья хорошо учится, на 4 и 5, он очень способный, с феноменальной памятью. Но, конечно, в школе его «разносит». И это его вариант школьной тревожности.

В прошлом году в первой школе своим поведением он явно хотел привлечь внимание среди более чем тридцати учащихся, а также понравиться и закрепить авторитет среди сверстников. Атмосфера детского дома с нехваткой личного внимания, слабое место, по сути, домашнего Ильи в «детдомовской иерархии» среди сверстников в прошлом с соответственным нарушением чувства безопасности – причины такого поведения.

И один из плюсов частной школы, где в классе всего 11 человек, в том, что внимания учителя хватает на всех, а в маленьком коллективе проще отрегулировать внутренние отношения. Конечно, жалобы на поведение были все равно, но, на мой взгляд, ничего такого, что нельзя было разрешить в моменте самому педагогу без накручивания нервной системы всех членов семьи жалобами. Бегал на перемене, громко кричал на перемене, громко смеялся, сказал девочке, что «собаки круче чем кролики, а кролики – это вообще еда», один раз была жалоба, что от него услышали матерок.

И тревожность моя из-за этих жалоб была вызвана не характером поступков Ильи, а моей беспомощностью в том, что дома у нас нет проблем с взаимопониманием, нет проблем с границами, Илья слышит нас. На минуточку, никто из семьи ни разу не слышал от Ильи ни одного матерного слова, возможно, потому, что и никто из нас таких слов не употребляет, а Илья это замечает.

Беспомощность от того, что я не могу на расстоянии вместо учителя выстроить границы, когда Илья в школе, создать за учительницу ее авторитет.


Безусловно, я постоянно с ним разговаривала, а учителю рассказывала нюансы, которые «работают» с Ильей. Никакого насилия в общении, создание у него ощущения собственной нужности, похвала даже за мелкий, но «шаг вперед». Сам Илья, прекрасно понимая даже и без наших бесед, что можно, а чего нельзя, не всегда способен проконтролировать свое поведение «в моменте» под влиянием эмоций. Это и взрослый не всегда может, поэтому беседы дома не особенно эффективны в таких ситуациях.

Конечно, бегать и шуметь в школе нельзя, но покажите мне хоть одну школу, где на переменах не носятся и не вопят мальчишки-младшеклассники, причем, зачастую ни разу не приемные. И тут надо на месте регулировать ситуацию, чтобы у Ильи прямо там выработалась правильная привычка и возникали границы.

В последние выходные перед началом учебного года мы всей семьей решили «оторваться по полной» и уехали на двое суток в Новосибирск.

Наша семья.

Там мы сначала провели в аквапарке очень насыщенный и веселый день. До самого вечера наши пацаны вместе с мужем (иногда и мне от них перепадало) плескались, бесились, устраивали «морские бои» на «ватрушках», катались с гор, перемежая это отдыхом в теплых джакузи и саунах.

Илья раньше не подозревал о существовании таких мест (а в Новосибирске очень большой аквапарк) и был просто в экстазе, тем более, что во время таких мероприятий Тимофей тоже перестает строить из себя старшего и с удовольствием устраивает с Ильей всякие игры, в которые с радостью вовлекается и муж Ваня, а иногда и я.

Вечер после аквапарка мы провели сперва за ужином в ресторане, потом гуляли по центру города, слушая уличных музыкантов, покатали Илью на метро (там он тоже был впервые). Другой день мы потратили на зоопарк и музей поездов. Старший сын был в этом зоопарке и музее очень давно, поэтому все тоже было как в первый раз, оба наших парня были полны эмоций и восторга. Больше восторга было только у Вани (мужа) который вообще был впервые в Новосибирском зоопарке и музее поездов.

В свой город прибыли уже поздно. А на следующий день были школьные линейки. Дети у нас учатся в разных школах, Тимофей пошел в 10 класс, и на его линейку родители не приглашались (слишком большой объем учащихся).

Зато линейка в школе у Илюхи нас с Ваней порадовала и успокоила, снизила наши тревожные школьные ожидания. Потом было общешкольное и, отдельно, общеклассное чаепития. Вместе с букетом мы все же подарили учителю красиво упакованную книгу «В класс пришел приемный ребенок».

А еще попросили педагога впредь о том, что касается замечаний и жалоб, писать моему мужу Ване, а не мне, поскольку для моего здоровья это вызывает серьезные проблемы. Зачастую, кстати, учителя почему-то не торопятся писать папам, даже, когда есть повод, предпочитая мам.

Чаепитие в классе у Ильи.

Илья был рад одноклассникам, ему вообще не хватает общения со сверстниками, не хватает дружбы. За прошедшую учебную неделю оценки и школьный настрой нашего младшенького ребенка делали нас счастливыми. Посмотрим, как пойдет дальше.

Расскажите, есть ли у Вас и Ваших детей школьная тревожность? Как она проявляется, и как Вы работаете с этим?

Фото — автора.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!