Сейчас уже скоро четыре месяца, как Илья дома. К началу учебного года мы с Ильей стали готовиться с конца июня

Часть 1. Про школу

Читать все записи в блоге Jkz H

Скачала в интернете задания на лето «Мамина школа» для тех, кто переходит в 3 класс (очень рекомендую, такие есть для разных классов), распечатала, в скоросшиватель — и готово.

Раньше наш старший сын Тимофей постоянно (со 2 по 6 класс) делал летом эти задания, они очень короткие, максимум на 10-15 минут, но в них есть и русский, и примеры по математике, и задача. Выполнять задания там нужно прямо на этих листах, что очень удобно.

Я бы, конечно, не стала «тыркать» ребенка, который только начал жить в новой семье, но Илья парень способный, и я видела, что ему это несложно. Каждый день, кроме выходных, он решал эти задания, что занимало совсем незначительное время, а вечером у нас было минут по сорок чтения. Причем, читала вся семья. Каждый брал свою книгу, рассаживались в гостиной и читали. У нас в семье, в принципе, принято читать, я сама вообще с детства читаю запоем, в каждой комнате у нас есть книжный стеллаж.

Все шло хорошо, хотя Илюха иногда и не хотел садиться читать вечером, и мы проходили процедуру предварительных «предпрочтенных» (или «предчитаемых»?) ворчаний и бухтений. Читает Илья хорошо, первое время просила пересказать прочитанное, не увидела с этим проблем и перестала, теперь просто читаем.

Таким образом, наступление «школьных будней» меня особо не пугало. Нам повезло записаться в неплохую школу (лицей), недалеко от дома.

Вообще варианта было три, но два из них были сразу не варианты):

  1. Школа во дворе нашего дома (ужасти/страхости/кошмарости во многих отношениях, туда — только если уж совсем больше не будет вариантов, да и то лучше бы не…);
  2. Лицей чуть подальше, то тоже близко — в 7 минутах ходьбы (вот туда и хотели);
  3. Мега-крутая гимназия (лучшая в регионе), где уже учится старший сын, поэтому туда Илью взять обязаны по закону (но туда ехать далековато на общественном транспорте, да и нагрузка слишком высокая, поэтому тоже так себе вариант).

Так вот, про наше «повезло». Повезло не только, что Илью приняли в желаемый нами лицей, но и повезло, что его учительница — сама уже год как приемная мама, поэтому понимает все вот эти моменты, да и книжки Петрановской у нее уже должны быть свои)). Хорошее начало, на мой взгляд.

В школу Илья ходит пока с удовольствием. Оценки пока приносит хорошие, что приятно. Мы-то были готовы к разному…


С приготовлением уроков все тоже неплохо, хотя нужно приучать Илюху к большей самостоятельности, развивать уверенность в собственных силах. Иногда, если он не знает сразу, он просто боится думать, сразу впадает в панику, а то и в истерику («я не знааааю кааак!», «я не понимаааааю», переходящее в «я не буду делать, и точка» и швыряние на пол всяких предметов, а потом демонстративное «нахохленное» сидение на полу). Ждет пока ему предложат все готовое, чтобы не было места для сомнений.

Иногда так бывает, даже если он уже озвучил правильный ответ, по сути, решил задачу, но вдруг засомневался или не знает, как это написать в тетради или сколько клеточек отступить (про клеточки мы тоже не всегда знаем, вот честно). Неожиданно, такая реакция, при отсутствии видимых серьезных причин, может длиться долго. Иногда очень долго.

Уговоры, дополнительные пояснения, как показала жизнь, не помогают, а усиливают отрицание. В такие моменты он не готов слышать ничего, только если просто все сделать за него.

Но помогает подождать, оставить одного, дать полностью успокоится, а потом начать заново. После того, как все сделано, снова и снова разговариваем с ним про то, что мозг не способен думать в ситуации стресса, что необходимо научиться успокаиваться, учим правильно дышать, показываем другие способы самоуспокоения, помогающие тратить меньше время на непродуктивную реакцию, чтобы быстрее заканчивать с уроками.

В плане уроков стараемся поощрять любую самостоятельность. Не исправляю, если сделал задание сам, а мне кажется, что можно «улучшить», позволяю получить оценку именно за свою работу. Постоянно говорим, что пока учишься, не стыдно ошибаться, не ошибается только тот, кто совсем ничего не делает. Учеба невозможна без ошибок.

Недавно сам составил диалог по русскому языку, вообще не обращаясь к нам с мужем ни с какими вопросами.


Мы порадовались и сочли результат приемлемым для такого дела, правда, учительница не прониклась и оценила только на «3», сказав, про «несоответствие для школы» некоторых фраз, но это тоже естественные последствия, на будущее Илья будет знать, как нужно выполнить работу, чтобы угодить именно этому педагогу.

Да и учитывая, что у Илюхи все-таки стоит СДВГ (на каникулах СДВГ мы вообще не ощутили), вопрос «уместности», затронутый учителем при оценке этого ДЗ, актуален в общем контексте поведения в школе и просто продолжил «вектор» учителя, т.к. она стремится повысить собранность и ответственность у Ильи.

Но Илья старается, он способен контролировать свое поведение, дома мы это видим.

Пока это писала, пришло сообщение от учительницы, что Илья матерился. Карамба. Что-то новенькое, учитывая, что он раньше даже боялся из-за этого знакомиться с мальчишками во дворе («вдруг они матерятся?»). Решил взглянуть страху в лицо?)

Что ж. Буду общаться с ним на эту тему, как приду с работы…)

Фото — автора. 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

3 комментария
  • Елена Игнатовская

    Спасибо за совет, не знала, что есть такое «Мамина школа». Попробую.

    8 октября 2023
  • Иоланта Качаева

    Поздравляем с началом ведения блога на нашем сайте! Спасибо за такой искренний рассказ, отдельная благодарность — за фото! Ждем продолжения)

    25 сентября 2023
    • Jkz H

      Благодарю Вас, Иоланта.

      25 сентября 2023