Приемные дети и воровство

2
669
0

Приемный ребенок ворует. Что делать? А вдруг у него «дурная наследственность»? Именно воровство становится частой причиной возврата в детдом

Часть 35. Приемные дети и воровство. 1 часть

Читать все записи в блоге Натальи Сумской

Пришлось поделить на три части, меньше не получается.

Можно ли справиться с этой проблемой? Я перелопатила груды литературы, перепробовала кучу разных методик и советов, когда столкнулась с этой проблемой. Не знаю, какая сработала, но воровство мы искоренили.

Хочу поделиться с приемными родителями своими знаниями. Проблема детского воровства мало изучена, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Очень много информации я почерпнула у психиатров, работающих с девиантном поведением.

Вспомните свое детство, своих кровных детей, каждый когда-то впервые взял что- то чужое. Вспомнили? А как у нас с наследственностью? Эти воспоминания могут быть связаны с разными состояниями и чувствами. Это опыт, который переживает любой ребенок в своем развитии.

Но есть одно, но… После «профилактической» работы которую проведут родители с домашним ребенком, воровство прекращается. А вот чувство стыда остается на всю жизнь. Именно это чувство стыда — ограничитель, самоконтроль при повторном желании что-либо украсть.

С приемными детьми так не выходит. Это связано с отсутствием морально-этических норм, плохо развитой эмпатии. У детей-сирот отсутствует чувство стыда, поэтому они не раскаиваются в совершенном проступке.

Не секрет, что кровные родители вели асоциальный образ жизни. Какой пример показали? Они сформировали у детей понятие «воровство – это норма жизни».

Никакого наказания дети за него не несли. Очень часто детям приходилось воровать, чтобы выжить, прокормить себя, получить понравившуюся игрушку.

Алина лазила в окошко к соседу за едой. «Мама, дядя Саша очень богатый. У него всегда на кухне были бутерброды. Иногда лежали конфеты. Я не все забирала. Часть оставляла. Я правильно делала? Ведь ему тоже надо кушать».

Я не за что не поверю, что дядя Саша не замечал воровство. Молчал. Выходит, поощрял и разрешал. Зачем?

Давайте разберем сначала возрастные особенности детей.

1-3 года

Дети до трех лет «своего» и «чужого» не различают вообще. С этим понятием их надо постепенно знакомить. Я думаю, здесь все понятно.

3-7 лет

В этом возрасте появляется стыд – ребенку неприятно, когда он где-то «накосячил». Ребенок еще не умеет рассуждать, но ориентируется на эмоции значимых взрослых: «Если мама расстроилась, значит я плохо поступил». Желание получить одобрение и боязнь расстроить любимых людей в этом возрасте действует гораздо сильнее наказания.

Если ребенок сделал, что-то неправильно, ему нужно объяснить, в чем ошибка, и предложить «правильную» альтернативу. Обязательно уделить внимание эмоциям. Проговорить с ребенком, что чувствуют окружающие люди.


Вспомнился случай с родным сыном. 90-е годы. Сыну около 4 лет. Он подслушал в детском саду разговор ЛЮБИМОЙ воспитательницы с няней, что зарплату задерживают, и она не знает, что делать.

Мой сын знал, где в доме хранятся деньги. Как специально, мне выдали зарплату. Он залез в шкатулку, строго поделил пополам (счет, конечно еще не знал, но строго одну денежку маме, одну воспитательнице!) и отнес в детский сад. Вечером мне воспитательница вернула деньги и все рассказала. Больше запомнились слова сына: «Мама, но ты же говорила, что надо делиться! А Любовь Александровне хлеб не на что купить!»

Как ругать сына за его «чувства»? Провели беседу, пошли в магазин, купили разных булочек и отнесли воспитательнице. Очень хорошо, что она все поняла, сына поблагодарила. Он был счастлив. Больше случаев с воровством у сына не наблюдалось.  Хватило беседы. Конечно, я постоянно разговаривала с сыном «о жизни», заостряла внимание на хороших и плохих поступках.

С приемной дочкой мы тоже постоянно беседуем, прорабатываем и разыгрываем разные с ней ситуации. Первые сдвиги в самосознании стали хорошо заметны только через ТРИ ГОДА, проведенные со мной. ДВА ГОДА мы бились с воровством с переменным успехом.

Заметила, странную закономерность: сегодня ссора, истерика, какой-то неприятный случай – завтра обязательно воровство. Алина вроде, как восполняла эмоциональный баланс. Сегодня меня обидели, завтра я вас.

7-12 лет

В этом возрасте очень важно мнение окружающих. А мотивами воровства могут быть эмоции, например, «у него много, а у меня нет».

Если воровство произошло, нужно избежать публичной порки. Сначала выслушать версию ребенка, убедиться, что это он сделал (а не подставили), постараться понять мотивы. Обязательно задействовать ребенка в исправлении ситуации. Пойти вместе с ним извиниться, желательно не перед всем классом.

Проговорить с ним все эмоции свои, его, потерпевшего: «Мне очень стыдно за тебя». Привлечь ребенка к возмещению ущерба: «Я сейчас заплачу за тебя, но в ближайшее время ты лишаешься карманных денег» или…

Работая над проблемой воровства ребенка, приемным родителям нужно помнить, что с 9–10 лет у детей формируется способность самостоятельно контролировать свое поведение и следовать социальным нормам. С этого возраста воровство (многократное!) называется девиантным поведением.

С 9–10 лет детей с подобным поведением ставят на учет в полиции, могут направить в специальный интернат для детей с девиантным поведением.

12-16 лет

В этом возрасте очень важен социум для ребенка. Он понимает, что отношения в группе могут быть разные. Например, имея деньги, можно «купить друзей». Имея какую-то вещь, «купить статус». Поэтому подростки идут на кражу.

Также встречаются случаи: кража «на спор» или кража с целью «наказать» кого-то. Нужно обязательно выяснить причину и проработать. С 14 лет подросток, совершивший воровство, уже несет уголовную ответственность.

Подросток, сменивший в жизни не одну приемную семью, регулярно «ворует по мелочи». У него постоянно оказываются линейки, ручки, ластики, которые «нашлись в школе». Хотя нужды в них ребенок не испытывает.

В эмоциональном развитии приемные дети могут сильно отставать от своего «паспортного» возраста. Нужно учитывать, что подросток-детдомовец может не различать «свое» и «чужое», как трехлетка.

На мой взгляд, с проблемой воровства справиться можно. Приемные родители должны понимать истинные причины воровства, правильно реагировать на каждый случай и доводить ситуацию воровства до логического завершения.

Реакция приемных родителей на воровство должна быть разной в зависимости от мотива, который толкает ребенка на совершение такого поступка.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!