Приемные дети и воровство. 3 часть
Мы нормально относимся к отставанию в росте и учебе, но не понимаем и не принимаем задержки в развитии совести
Часть 36. Приемные дети и воровство. 3 часть
Читать все записи в блоге Натальи Сумской
Самое основное, что нужно сразу учить приемного ребенка в любом возрасте, — словесно выражать свои желания.
Дети не умеют излагать свои мысли совсем, они не приучены вести диалоги. У воспитанников детского дома очень хорошо развита мимикрия. Они могут мило улыбаться, произносить правильные слова. Но это все заучено без понятия и осмысления. Немного в сторону, и полный крах.
Например, предложила дочке при покупке мороженого назвать всего три характеристики. Пауза. Еле добилась, что «мороженое вкусное» после 10 наводящих вопросов. Алине было 10 лет. О каких высоких моральных качествах можно было говорить в то время с дочкой? Словарный запас «Эллочки- людоедочки». Волевая сфера на три года.
Пришлось сначала учить ее говорить и связно излагать свои мысли. Я старалась выполнить любую, связно объясненную, просьбу Алины. Конечно, в разумных пределах.
Но она долго не могла четко сформулировать свое желание, поэтому не сильно накладно получалось. Мне нужно было добиться от Алины, чтобы она была уверена, что я готова отозваться на ее любую просьбу и по возможности выполнить.
На ее сумасшедшие желания давала четкий ответ, почему не могу. Например, хотели самолет! Пришлось рассказывать про аэродромы, показывать взлетные полосы…Что она могла бы понять о морали? При такой педзапущенности?
Но самое главное, у приемного ребенка необходимо развивать эмпатию. Сформировать чувство стыда за воровство и другие негативные поступки.
Алина ненавидела людей, но любила животных. При помощи их я и развивала эмпатию. Однажды Алина вытащила у меня из кошелька деньги. Я старалась не держать дома наличку, не провоцировала. А здесь мне вернули долг, не успела положить на карточку.
Я была уверена, что деньги взяла дочка. Алина в отказ. Ничего она не брала, я наговариваю и придумываю. Убедить ее признаться в содеянном – пустая трата времени.
«Алина, дома нас было трое. Я, ты и кошка Муська. Если ты не брала, я не брала. Значит украла кошка Муська. Сейчас я уезжаю по делам, приеду через два часа. Если деньги не будут лежать на комоде, придется Муську отвезти в приют. Нам ведь с тобой не нужна кошка, которая ворует у нас деньги?»
Через час дочка звонит мне: «Мама, деньги лежат на комоде, не надо Муську в приют. Это я взяла деньги»
Я так и не научилась понимать, как дочка поведет себя после очередной кражи. Будет упираться и отказываться: «Это не я!» Или включит демонстративное поведение: «Да, я взяла, и что?» Моей логике это было не подвластно.
Недавно попросила дочку раскрыть тайну ее метода признания в воровстве. Алина подумала и рассмеялась: «Ты правда думаешь у меня был какой -то метод? Я сама не знала, как себя поведу и что скажу. Иногда я думала одно, делала совсем другое. Когда жила у батюшки с матушкой, они говорили мне, что в меня демон вселился. А я просто вредничала. Вот хотелось мне так, и все».
Процесс избавления от воровства – очень длительный процесс перевоспитания ребенка и формирования у него положительных моральных принципов. Сталкиваясь с воровством ребенка изо дня в день взрослые могут испытывать разные чувства, иной раз даже срываться.
Физическая расправа, безусловно, учит ребенка тому, что лучше не попадаться, а также тому, что, когда родители в гневе, они могут кричать и «всыпать ремня». Но это не научит ребенка, что воровать нельзя. И уж тем более не научит его не делать этого. Скорее, он научится более тщательно скрывать свои проступки.
Нужно понять, мотивы поступка. Создавать доверительные отношения, чтобы ребенок был откровенным в столь стрессовой ситуации. Желательно знать жизненную историю ребенка, чтобы понять объективные проблемы и особенности его развития. Учитывать возраст.
Мы нормально относимся к отставанию в росте и учебе, но не понимаем и не принимаем задержки в развитии совести. На самом деле, это такая же зона развития, как и другие. Оно подразумевает, что ребенок, чей биологический возраст двенадцать лет, в моральном отношении может соответствовать шести годам. И это надо УЧИТЫВАТЬ!
Подробно и понятно объяснять ребенку, почему нельзя брать чужое без спросу, даже если хочется. Рассказать напрямую или через сказки, что чувствует тот, у кого украли что-то: унижение, обиду, как ему плохо. Что теряет в отношениях с людьми тот, кто берет чужое. Не нужно искушать детей. Храните крупные суммы на банковской карте, а дома поставьте коробку с мелочью.
Рассказывайте об уголовной ответственности. Я говорила Алине, что придет полицейский, посадит тебя в тюрьму, а меня к ней не будут пускать, не положено!
Говорите детям о своих чувствах. На воспитательные беседы приемные дети, ведут как домашние дети: говорят, что больше не будут. Нельзя сказать, что воруют осознанно: бывает просто, желание настолько велико, что они не могут с ним совладать. Но чтобы намеренно совершить кражу, очень редко бывает.
Ругаться на ребенка бесполезно: надо садиться и разговаривать с ним, говорить о своих чувствах. «Я чувствую себя отвратительно из-за того, что ты это сделал! Видно плохо тебя воспитываю, раз ты так поступил!» Нельзя вешать всю вину только на ребенка. Это как в ссоре — всегда виноваты двое. Так и в детском воровстве.
Почему приемный ребенок ворует, и что с этим делать?
Одной из причин может стать импульсивность, неумение сдерживать свои желания и порывы. Это нормально для ребенка не старше 6-7 лет, так как еще не сформирована произвольность поведения.
А если ребенок старше? Это может быть связано с нарушениями нервной системы (подвижность, повышенная возбудимость). Он понимает социальные нормы, знает, что нельзя, но удержаться не может.
Встречаются случаи, когда ребенок не усваивает нормы поведения и не может контролировать себя. Это связано с недостаточным уровнем интеллектуального и психического развития. Нужна консультация психиатра.
Истоки воровства ребенка, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие приемным родителям или близким друзьям семьи, нужно искать в раннем детстве, проведенном в маргинальной семье или детском доме. В этом случаи, кража — это реакция ребенка на травмирующие обстоятельства жизни.
Обычно это неуверенные в себе, уязвимые дети. Им очень нужна поддержка и эмоциональное принятие со стороны приемных родителей. Хотя своим поведением такие дети, наоборот, все дальше и дальше отталкивают от себя окружающих, настраивают их против себя.
Приемных родителей злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало. Это вызывает праведный гнев: украл — покайся, проси прощения! В результате между ними вырастает стена, ребенок представляется монстром, неспособным к раскаянию.
Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На вопрос: «Зачем ты это сделал?», он искренне отвечает: «Не знаю». В этом случаи, кража — крик о помощи, попытка достучаться до нас.
Всех воришек отличает недостаточное развитие воли. Поведение детей является следствием серьезного пробела в их нравственном воспитании.
Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, обращать его внимание на переживания как обворованных, так и укравших людей.
Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Читать книги, смотреть фильмы. Самое главное обсуждать с ребенком эпизоды, заострять внимание на чувствах.
Очень интересная реакция у Алины была на прочитанную книгу в 10 лет (через полгода после взятия из приюта!) Н. Носова «Огурцы». ПО ее мнению, Котька — дурак, он потащил огурцы домой, надо было съесть втихаря. А Павлик подстрекатель! Вот в чем суть сознания! Дочка считала, что украсть это нормально.
Я отбирала фильмы, телепередачи, где рассказываются и показываются разные истории с воровством. Обращала внимание на то, что факт воровства рано или поздно обнаруживается и наказывается вплоть до уголовной ответственности.
Как удержаться от кражи?
Какие дети могут воздержаться от кражи:
- Дети, у которых развиты воля и нравственные представления.
- Дети, которые умеют сдерживать свои желания.
- Дети эмоционально благополучные.
Очень часто слышу, что большинство людей удерживается от воровства только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, это не единственная причина. Самое важное — какой пример мы подаем своим поведением.
В одной книге я прочитала: как только у самого ребенка украдут его личную вещь, он прекратит воровать. Я применила этот опыт с Алиной. Инсценировала пропажу ценной для нее вещи.
Это было совсем не трудно провернуть. Дочка одно время таскала домой целые толпы «друзей». Ей надо было утвердиться в кампании детей. Став жертвой «воришки» Алина очень болезненно переживала. Она считала себя виноватой в том, что приводила целую толпу «непроверенных детей», их поила и кормила, а они неблагодарные!
Алина очень возмущалась! Я поинтересовалась о ее чувствах, что она испытала в роле потерпевшей? А что испытывают люди, у которых украла Алина?
Также в этой книге приводятся и отрицательные примеры, когда у ребенка украли его вещь, а он не только продолжает воровать, но еще и оправдывает вора. Все дети разные, метода с 100 % результатом не существует. Нужно искать и пробовать.
Важным признаком девиантного поведения является стойкое повторение или многократность совершаемого проступка. При единичных случаях воровства нужно ограничиться беседами о безнравственности его поступка, возможных последствиях, о его чувстве стыда и чувстве стыда приемных родителей.
Если кражи повторяются регулярно, то нужны уже определенные меры наказания. Родители должны сами выбирать эти меры, но они должны быть очень действенными, это не лишение прогулки на один день, запрет игр в компьютере на неделю.
На мой взгляд, самым действенным наказанием служит возврат украденной вещи или денег, извинения и выплата морального ущерба человеку, у которого была совершена кража. Алина несколько раз выплачивала украденные деньги и покупала из своих карманных денег сладости, возмещала так называемый «моральный ущерб».
Также, я использовала широко описанный в литературе «жетонный метод». Это своего рода накопительный фонд наказаний и поощрений. Если ребенок поступил хорошо ему дается жетон. а когда плохо – забирается (штрафуется). Эти накопленные жетоны потом можно поменять на деньги. Здесь самое главное – научить ребенка понимать ценность жетонов!
Я составляла таблицу, состоящую из двух колонок. В первой колонке записываются положительные поступки с указанием количества жетонов, во второй колонке негативные поступки с определенными штрафами.
В конце недели подсчитываются жетоны, и выдается определенная сумма карманных денег. Такой подход позволяет ребенку реально зарабатывать карманные деньги. Учит ценить свой труд и справиться не только с воровством, но и со многими проблемами в поведении.
Советы родителям, если произошла кража, и вы подозреваете ребенка
- Если ребенка не поймали за руку, не спешите его обвинять. К сожалению, к детям из детского дома существует предвзятое отношение, и ребенка могут обвинить несправедливо.
- Проведите беседу, попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните, это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
- Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение.
- Постарайтесь понять причины такого поступка.
- Помните, что перед вами ребенок, а не вор-рецидивист. Не называйте его вором, предсказывая недалекое уголовное будущее. Навешивание ярлыков приводит к «социальному гипнозу», лишая ребенка выбора в будущем: ведь он вор, чего тут думать-то?
- Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка, иначе он будет скрывать от вас все.
- Не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к воровству.
Профилактика
- Доверительная беседа
- Развитая эмпатия
- Занятость ребенка интересным делом: спорт, музыка.
- Умение брать ответственность на себя и самостоятельность (уроки, уборка, покупка продуктов, полив цветов.)
Детские проблемы нам кажутся смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом!
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Ирина
Очень подробная статья. Спасибо!
Ольга
Наталья, вам уже можно психологом работать. Очень интересные и познавательные статьи вы пишите. С большим удовольствием вас читаю.
Olga*
Спасибо!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.