Наша адаптация. Третий год совместной жизни
После посещения психолога Алина как бы проснулась! Появилось любопытство. Даже взгляд поменялся. Стала уверенней. Мягче. Пропала угрюмость
Часть 60. Наша адаптация. Третий год совместной жизни
Читать все записи в блоге Натальи Сумской
Что сделал с ней психолог, не знаю. Сдвиг заметен. Мы начали расти! И стали болеть! Все старые болячки обострились, потребовали лечения! Дочка очень изменилось. Прошли выматывающие нас обоих истерики. Первые два года дочка просто «истерила» и вымещала на мне свою боль и злость.
Однажды Алина пришла с прогулки со слезами, я испугалась, (Дочка до этого никогда не плакала. Она не умела плакать. Истерить, да – она мастер.) Оказалось, упала, разбила коленку, несмело уткнулась мне в бок. Я обняла, стала обрабатывать рану. Дочка сидела как мышонок – боялась шелохнуться. Я не знаю, о чем она думала. Но после этого у дочки началась адаптация. И продлилась она 1,5 года. Все «по науке».
Часто адаптация начинается с острого кризиса. Многим детям нужно дополнительное подтверждение, что их не вернут. И они начинают проверять семейную систему на прочность.
Вчерашний идеальный ребенок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. В этот период могут наблюдаться случаи энуреза и энкопреза у приемных детей.
Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Он становится слишком капризным, предпочитает играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Иногда проявляют враждебность к своему новому окружению.
Особенно тяжелый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством.
Причин у стадии регрессии много, но чаще они связаны с тем, что ребенок расслабляется после периода знакомства. Этап регрессии длится в среднем около полугода. И один из признаков, что новые родители прошли его успешно, заключается в рассказах, воспоминаниях и даже фантазиях о биологической семье. Алина рассказывала мне, какие у нее были хорошие родители.
Еще хочется подчеркнуть, что социальные и гигиенические навыки по сравнению с семейными детьми у приемных могут быть значительно снижены, и это не их вина. Нужно рассказать и научить, как правильно. Приемные дети довольно недоверчивы, они могут противиться заботе, защищая себя от страха вновь встретиться с предательством.
Подростки из детских учреждений практически всегда имеют психологические травмы, что провоцирует огромное множество проблем в общении и поведении. Эти дети просто неспособны принимать любовь, поэтому кажется, что подросток не ценит их усилий, не уважает их труд, что взрослые приняли в семью неблагодарного ребёнка.
Нужно помнить, что этот период временный и сменяется стадией принятия родителями и подростком друг друга. Дети приходят в семьи с разным опытом. Кто-то прошел возврат, а кто-то только попал в детский дом из родной семьи. Все эти факторы влияют на то, как дети «вживутся» в семью. Этап регрессии показывает, что процесс адаптации ребннка идет в правильном направлении.
По статистике более 80% детей, оставшихся без попечения родителей, пережили физическое насилие в кровной семье. Поэтому физическое наказание для них норма жизни.
По представлению ребенка, насилие свидетельствует о проявление любви со стороны родителей. Поэтому в приемной семье в адаптационный период ребенок будет провоцировать родителей всеми способами, побуждая их совершать физическое насилие в отношении себя.
Если родители отказываются наказывать ребенка, он будет думать, что его не любят, и откровенно требовать наказания. Алина делала все возможное, чтобы я ее ударила. А я практически невозможное, всеми силами пыталась сдержаться и не поддаться на ее провокацию. Не получив физического наказания, дочка упрекала меня в отсутствии любви к ней и требовала отвезти ее обратно в детский дом. Такое поведение Алины меня пугало, и я долго не могла понять, что мне делать. А это всего лишь естественная реакция на новые условиям проживания.
Ребенок, переживший насилие, считает физическое наказание нормой своей жизни. Поэтому наказание «дать ремня» (мне часто читатели советовали!) таким детям не подходит. Ваше махание ремнем будет только драконить ребенка и не принесет никакого результата. Или вы думаете, что ребенка, об которого тушили сигареты, впечатлит ваш ремень?
Поведение таких детей носит агрессивный характер, снижена самооценка и очень высок уровень личностной тревожности. Наиболее ярко агрессивное поведение проявляется в играх детей.
Моя знакомая приемная мама ужасалась от игр своего 5 -летнего сына. Он во время игры бил, щипал, душил плюшевого мишку, заклеивает ему рот скотчем! Как потом выяснилось, кровная мама все это проделывала с ребенком.
Алина любила играть в машинки, но они у нее всегда стукались и переворачивались. Она постоянно устраивала аварии.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Сумская Наталья
У меня есть рассказ про наказание, по сути нет никакого давления на ребенка пока не сформирована привязанность. Ребенка можно только уговорить.
https://dzen.ru/a/Y8ug2E5UknXLZxYj
Валентина Тиняева
А как все-таки вы выходили из провокаций физического насилия? Просто ждали время, не делали то, на что спровоцировала Алина?
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.