Наказание
В одном из своих постов я писала, что вытворяла дочка во время адаптации. Многие читатели советовали мне отлупить ее
Часть 54. Наказание
Читать все записи в блоге Натальи Сумской
Я возразила, что приемных детей бесполезно бить. К ним не подходят методы воспитания кровных детей. Дети разные, и методы воздействия на них разные. Приходится искать методом проб и ошибок. Только так. По-другому не получится.
Давайте поговорим сейчас о наказании. Пока дети живут в кровных семьях, у них существует привязанность к своим непутевым родителям, а также страх наказания. В детдоме к воспитателям привязанности нет, и наказания не такие страшные.
Когда ребенок попадает в приемную семью, привязанности тоже нет. А как быть с наказанием?
Пока привязанность к приемным родителям не сформируется, ребенка очень трудно контролировать. Приемным родителям приходится через многое пройти, пока у приемного ребенка, особенно взятого в семью в школьном возрасте, появится образ нормального родителя и разовьется совесть.
Многие приемные дети в прошлом пережили пренебрежение или насилие со стороны кровных родителей. Поэтому они несут с собой эмоциональный багаж нерешенных проблем. У них искаженный взгляд на мир и на то, как взрослые ведут себя по отношению к детям.
К ним часто применяли физическое наказание, поэтому они вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкли, воспринимают его как просто агрессию взрослых. Для них физическое наказание вообще теряет свою функцию прерывания нежелательного поведения. Да и как я могу наказать девочку, об которую тушили сигареты, физически ощутимо для нее?
Это слова одного приемного мальчика: «Меня отец за плохое поведение бил головой об стену. Вы думаете, сможете меня когда-нибудь ударить больнее?»
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, пережили в своей жизни столько насилия, что физические наказания только подкрепляют у них нежелательное поведение. Позиция жертвы для них привычна.
Нередко сами дети, не осознавая, что делают, провоцируют приемных родителей на наказание. Этим можно объяснить и многие случаи воровства, обмана, иногда даже вандализма по отношению к вещам в доме.
Еще я заметила. Одни приемные дети провоцируют наказания, чтобы доказать себе и другим, что новые родители «плохие». А другие просто привыкли только так получать внимание к себе в кровной семье. За проявление внимания и любви (бьет — значит любит) они готовы заплатить собственной безопасностью (Что Алина и делала!).
Поэтому часто, когда дети ведут себя агрессивно, они просто подражают своим родителям. У них нет ни жалости, ни совести. Их никто этому не учил. Дефицит материнского внимания, заброшенность и беспризорность детей — причины частичного или тотального НЕДОРАЗВИТИЯ различных психических сфер.
Такие дети чрезвычайно сложны в воспитании. Попытки заставить насильно подчиниться требованиям и вести себя в рамках дозволенного вызывают агрессию, жесткое неприятие. Физическое наказание оказывает на таких детей малый эффект или вообще не действует, т. к. боль от него нельзя сравнить по силе с той, которую они уже испытали.
А теперь представьте, вы нашли раненую собаку. Ее реакция? Вы пытаетесь ей помочь, но она рычит и пытается укусить вас. И это будет, до тех пор, пока собака не почувствует тепло, покой, безопасность и не поймет, что вы друг. До этого помощь невозможна.
Вот и ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который даст ему безопасность. Доверие к миру, другому человеку — это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия — первоочередная задача.
Разберем еще один пример. Ребенок не сделал домашнюю работу и говорит, что делать ее не будет. Что вы предпримите?
Наказывать физически не вариант, уже разобрали почему. Дальше?
Лишить компьютера, телевизора и т. п? Будет лежать на диване или ходить из угла в угол, но уроки так и не сделает.
Лишить прогулки, похода в кино, в парк и т. п.? Останется дома и не будет переживать. Для детдомовских детей «овощной» образ жизни привычен, их, наоборот, очень тяжело куда-то вытащить.
Лишить обеда, лакомства и т. п.? Ребенок не будет особо страдать, в еде он не привередлив и привык голодать. Может спокойно не есть несколько дней.
Поставить в угол? Я пробовала три раза. Всегда была разная реакция (!!!) Один раз демонстративно отказалась стоять в углу, села. Второй раз это стоило мне отодранных обоев в углу. Третий раз я обогатила свой словарный запас, Алина стояла в углу и громко материлась.
Никаких угрызений совести она не испытала и никаких выводов не сделала. Стоять ей было нетрудно. Дочка могла сидеть, стоять, лежать неподвижно довольно длительное время без всякого труда.
Перестать разговаривать? Но такие дети привыкли к пренебрежению. Для них это не новость. Я пробовала с Алиной. Для нее это было в радость. Уходила с утра гулять. В 10 вечера (не хотела в детдом, а после 10 полиция могла поместить в приемник за бродяжничество!) возвращалась домой с неизменным: «Разрешите мне войти!»
Наказание как метод воспитания, оказывается, не имеет никакого смысла, пока не сформирована привязанность. Ребенок может где-то подчиниться, а где-то принять демонстративную позу и отказаться выполнять поручение.
Действия ребенка логике не поддаются. Нельзя просчитать, что будет потом и как ребенок поведет себя дальше.
Я думаю, и ребенок не может предугадать и просчитать свое поведение заранее. Алина после адаптации говорила: «Я не знаю, зачем я это делала. Я ни о чем не думала. Я не могла думать».
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Мария
У меня был опыт воспитания кровных детей и когда мы брали в семью девочку 8 лет, с виду милый и ласковый котенок, но началась адаптация и мы столкнулись с тем, что малышка пыталась посеять раздор в семье всеми способами, она пыталась остаться с мамой, биологическая мама меняла много мужчин и выбирала неудачных, в основном алкоголиков и девочка считала, что папа в семье не нужен, он несет только зло. Методы были изощренные, сейчас прошло уже девять месяцев, страсти наши поутихли, но с папой отношения все равно сложные, она грубит, если я не слышу, хамит, делает вид, что не видит его и не слышит. Меня эта ситуация мягко говоря расстраивает, мы взяли ее с маленьким и если бы это была одна сложность, выявилось несколько хронических заболеваний из-за запущенного состояния детей, мы конечно справляемся со всем этим, изначально отдавали себе отчет, что будет сложно, хочу сказать, что и ремня я давала тоже и в угол ставила, на все это у нее уже была отработанная реакция. Стоя в углу она писалась, специально, ремнем бьете, значит любите — обращаете внимание, буду все время так делать, чтобы били, сначала все время хитрила, даже по мелочам, если кладешь спать, а она не хочет, будит малыша и приводит к нам, пока его угомонишь, она свободна, увидели это по камере, с едой вообще караул, нормальную еду не ест, из-за этого маленький рост, худоба, нет своевременной смены зубов и проч, отправила на спорт, ей нравится, аппетит улучшился, не намного, но все же. В рюкзаке везде огрызки, везде фантики, я чувствую себя досмотрщиком, во всех карманах куски на запас, психологически все понимаю, что это от того, что периодически голодала, но сейчас с этим надо как-то жить, школьная учительница присылает мне фотки парты, на столе ручки, пустая бутылка из под воды, еще какая-то мелочь. Она у Вас неаккуратная, за собой не убирает, стул не поднимает после уроков, в столовой не убирает тарелку. Да не убирает, забывает, в детском доме все делают за детей. Я сцепилась слово за слово с учительницей, обидно за дочку, говорю можете все ее действия не рассматривать под микроскопом, а относиться к ней как ко всем? Мне учитель говорит, вы опекун, это ваша работа воспитывать, вот и воспитывайте. Сейчас мы прошли суд и удочерили и усыновили детей, со следующего учебного года меняем город, не хочу, чтобы кто-то знал, опекунов закон не зачищает, учительница сразу всем родителям разболтала, для нее это экшн, а для нас сложная жизнь. Делюсь первый раз своими переживаниями, как сложно морально и психологически быть понимающей, прощающей, доброй 24/7 мамой, бывает сносит, но в эти моменты думаю, а как же сложно моим малышам, им сложнее в 100-1000 раз. Вот так и живем потихоньку привыкаем друг к другу, хочу сказать, что это очень и очень непросто быть родителями, а приемными родителями намного сложнее.
Сумская Наталья
Это типичное поведение ребенка из детдома и семьи маргиналов. практически все приемные родители это прошли. Вы старайтесь как можно больше отдыхать, а то можете просто выгореть. Приемный ребенок это не родной. Он может стать родным, но только через несколько лет. У меня есть свой канал на дзене, там часто собираются приемные родители и обсуждают проблемы. А вам сейчас очень нужна поддержка. Вы не молчите , говорите. Помните, вы не одни. https://dzen.ru/id/5fd8ea4ac14be863010c3c20
Катерина
Здорово написано! Действительно все воспитание обычно построено на авторитете взрослого, а если его нет — пиши пропало. Ребенок слушается, потому что боится испортить отношения со значимым взрослом, а если отношений пока нет, то и портить нечего, а значит нечего и бояться.
Сумская Наталья
Да, все так. И рычагов давления на ребёнка нет, пока не сформируется привязанность. Можно ребёнка только уговорить, но такое не всегда прокатывает. Поэтому и тяжёлы дети во время адаптации.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.