Можно и нельзя, сильный или мудрый, и «почти плов»

0
280
3

Однажды летним вечером, когда вся семья собралась за столом к ужину, я выложил на стол лук, морковку, рис, казан, мясо, масло. Пап, что это? – Почти плов. Можете есть, приятного аппетита…

Часть 6. Можно и нельзя, сильный или мудрый, и «почти плов»

Читать все записи в блоге Ивана Заборовского

Мы в семье постоянно сталкиваемся с решением множества вопросов, задач, задачек и прочих «заковык». Что можно, а что нельзя? Как быть с ругательствами, матом (а у нас в семье, этого нет вообще, как явления, как и алкоголя и сигарет), обзывательствами и прочими проявлениями?..

Нам точно повезло с нашими парнями – они у нас более чем понятливые и адекватные. Есть, конечно, моменты, когда приходится решать все радикальными способами. Например, уборка, мытье посуды, порядок на полках в шкафах. А ведь у нас абсолютно нормальные «джигиты», которые разбрасывают, не любят убирать, а если попались на «косяке», то, конечно же, никто не знает, кто это сделал.

Ох, уж этот мне «Никто», говорим мы им обычно. Когда найдете его, скажите, что мы с ним сделаем, как встретим. Или о бесхозной, оставленной на подоконнике кружке: «Опять, этот «Никто» лютует». Парни, уберите за ним, а ему скажите, чтоб поаккуратнее был.

В общем «Никто» – это у нас личность. Странная порой. Может стащить из холодильника всю сгущенку))) И еще банку от нее оставит. Мы ему передаем – через ребят – чтобы больше банку не оставлял да и с другими делился. Нечего, мол, в одно лицо общую сгущенку лопать! Посмеемся вместе, а «Никто», глядишь, и учится потихоньку жить в нашей семье мирно и не «косячить».

Потихоньку учимся и мы – все вместе, день за днем, шаг за шагом. Учимся ответственности. Первое и основное правило – мы с женой не орем (ну почти))). Если и повышаем голос, то только по одной причине: «Не иначе, нас плохо слышно».

Мы учимся различать между: «у меня кружка упала, и разбилась», и «я уронил кружку и разбил». В этом есть разница, говорим мы ребятам. «У меня кружка разбилась» – это значит, кружка (банка, ваза и пр.) неадекватная, и ты никогда не знаешь, как поведет себя следующая кружка, банка или бидон с квасом, который ты везешь на велосипеде.

А вот – «я разбил-разлил-потерял…» – это уже, можно сказать, явная возможность научиться на этом опыте и подумать, как в следующий раз быть аккуратнее, чтобы не повторить ошибку.

Кстати, об ошибках. По поводу них, у нас правило № 1: ошибки бывают, ошибаться можно! С одним, правда, условием. Ошибаться можно, сколько хочешь, но ошибка каждый раз должна быть новой, а не прежней.

Повторенная после трех раз ошибка – это значит, что ты ничему не научился, значит, давай смотреть, в чем тебе мы все можем помочь. И если вы вдруг видите, что ваша ошибка нас не обрадовала, постарайтесь нас понять. Сложно нам устроить, к примеру, праздничный ужин, запустить салют или хоть шарик праздничный надуть – по поводу вашей ошибки.

Поэтому если видите наше огорчение или даже раздражение, постарайтесь нас понять. Мы не против вас что-то имеем, а против ошибки. А она ведь не повторится? Вот и наша реакция не повторится тоже.

И это работает. Конечно, опять повторю, мы с парнями – все не идеальные. Мы – не идеальные родители, они – не идеальные (но, самые лучшие, и они это знают от нас))) дети.

У нас можно обзываться и ругаться. Да. Хоть матом! Правда, никто и никогда этого не делает, потому что у нас несколько правил по этому поводу тоже есть.

Они, конечно же, не новые: если из тебя льется грязь – подумай, как она туда (внутрь тебя) попала. А также помни: прежде чем ты другого испачкаешь в грязи (даже и в словесной), ты первый должен взять эту грязь, а оно тебе надо?


Ну и последнее: любое ругательство – это энергия, да еще и отрицательная. А от нее надо освобождаться – 50 приседаний очень даже помогают.

Эти правила у нас с первых дней. Приседали мы так недели две-три, а потом как-то все само на нет и сошло. Кстати, разбросанные вещи по дому тоже требуют физических упражнений, как и отрицательные оценки в школе. И неважно, сколько их будет, этих приседаний или отжиманий.

Однажды подходит ко мне Никита, открывает дневник и молча начинает приседать.

— Двойка что ли?

— Ага.

— По какому?

— По математике.

Представляете? Так дня три подряд и по одному и тому же предмету, уже не помню, по какому. На третий день я уже не выдержал.

— Никит, а у тебя нет идеи спросить, как можно это исправить? Может, уроки как-то по-другому начать делать, ну или разобраться, что не получается?

О! А что? И так можно? (это был первый наш совместный учебный год).

Так мы и пришли с мальчишками к выводу, что мудрый – это лучше, чем просто сильный.  У них есть выбор: ты можешь быть умным (мудрым))), или же сильным.

Мы с парнями давно выучили, что сильный вылезет из любой проблемы, в которую мудрый не попадет. Вот и выбирайте, говорим мы им.

Есть еще одно явление – «недодел». Не скажу, что мы его победили, но есть несколько правил, о которых мы часто с нашими ребятами разговариваем. Эти разговоры, проходят у нас в основном на кухне, когда мы вместе лепим какие-нибудь: пельмени-вареники-чебуреки-манты и прочие вкусности.

Кстати, наши орлы неплохо готовят. Средний (Никита) даже лелеет идею связать свое будущее с карьерой шеф-повара, ну или по крайней мере владельцем собственного кафе. Готовить он реально любит. Мы с ним вместе частенько печем хлеб. А если дома настоящий плов, то это наше, мужское.

Нет! Не думайте – мы абсолютно нормальные. Мы не любим чистить картошку, мы не любим прочую кухонную возню, но у нас есть правило: это не надо любить – это надо сделать, перед тем, как стол будет накрыт разными вкусностями.

Вот вкусности мы любим. А процессом – наслаждаемся.

Кстати, посуду мыть мы тоже не любим – мы любим порядок и красивую кухню. Мы не любим умываться, чистить зубы, и мы имеем права это все не любить. Но мы же любим красиво выглядеть? Значит, нужен подготовительный процесс))) Я, кажется, отвлекся от «недодела».

Особенно в первое время мы сталкивались с этим явлением. Денис, подмети пожалуйста – ушел. Через полчаса – Денис с мячиком и с братьями во дворе, а пол грязный, или же сделано «на отстань».

И так каждый из них, в различных сферах. Чего кровать не заправлена? – Я заправлял, отвечает. Откуда груда немытой посуды? – Я почти помыл, говорит. Ты домашнее задание сделал? – Я читал (писал, считал…))) почти уже сделал. Комната убрана? – Почти убрал… (а в комнату «не залезть») Как быть?

Однажды летним вечером, когда вся семья собралась за столом к ужину, я выложил на стол лук, морковку, рис, казан, мясо, масло.

— Пап, а что это?

— Почти плов. Можете есть, приятного аппетита.

—  Как плов? Он же не готов совсем?

— Я готовил, отвечаю. Это не плов – это почти плов.

— А как мы будем это есть? Мы же не умеем готовить?

И тут мы стали разговаривать. Парни, «почти плов» – это не плов СОВСЕМ, и есть его невозможно. Заготовка – это не продукт, ее еще обработать надо. А вот продукт – это результат. И его мы любим и оцениваем.

Ребята, «почти заправленная постель» – это совсем не заправленная. Теплая вода – это «почти кипяток», только пельмени в ней не сваришь. Можно сесть со мной в машину, мы проедем два метра и остановимся, и на вопрос, приехали мы или инет, я отвечу: «я же ехал», и это вам, ребята, не понравится. Так? Сидят, сопят, думают… Поняли?

И, скажу я вам, таки поняли. После этого «почти плова» с ними стало легче объясняться. А он у нас стал именем нарицательным. Если кто-то долго и не по делу возится – «почти плов» готовит. И весело, и не обидно, и назидательно. Так вот и двигаемся шаг за шагом.

Помогите детям и родителям найти друг друга и больше не потерять – поддержите работу нашего портала!

Поддержать портал

3 комментария

  • Инга

    Иван, большое спасибо за ваш опыт работы с ежедневными домашними заковырками. Беру на вооружение. Что вы делаете или делали в ситуации, когда мальчишки отказывались приседания делать или дерзили в ответ? ( если такое было). Как вы формируете в них внутренний стержень и умение доверять своим ощущениям и вам?

    25 июля 2020
    • Иван Заборовский

      Инга, спасибо за слова ободрения.
      Как-то так случилось, что парни наши особо и не дерзили нам, и не очень-то и отказывались. Одна из причин тому, что мы, даже само слово «наказание», объяснили им в его изначальном смысле: «Это наставление, на многие времена вперед». Родители наказывали сыну в дорогу то, или другое. Жена наказывала мужу, что-либо на ярмарке купить…
      Ещё момент — мы выстраиваем правила так: любой «косяк», до тех пор, пока он не обозначен, как «косяк» — не несет с собой наказания. Это значит, что разбросанные по комнате карточки, не являются проблемой, пока не будет обозначено правило, складывать их после игры. Раз сказали собрать, два и три, сказали собрать. На четвертый (это может пройти неделя), объявляется правило: с завтрашнего дня, валяющаяся, дикая, карточка на полу — это 20 приседаний втроем. И потом будет ещё фора (пару карточек), и конечно же мы смотрим, что если дети забыли ее впопыхах, то сами и убираем. Но, иногда, приходится, подзакрутить гайки, и пару дней, на основе ранее обозначенного правила, парни не получают наказание, а укрепляют силушку богатырскую и приобретают мудрость. Причем — мы обязательно обозначаем причину и напоминаем, что ранее все было оговорено.
      Далее, мы выражаем уверенность, что у них все получится.
      Стержень уверенности в себе выращиваем вопросами, типа И что? Ты считаешь, что такой беспорядок в комнате, это твоя норма?
      Ты точно уверен, что ты не сможешь этот реферат написать на пять, или мы оставим все, как есть, а ведь это трояк?
      Часто, мы не говорим ничего негативного, если знаем, что парень, явно старался, или явно устал, и потому сделал что-либо неряшливо. Чаще это заканчивается фразой: тащи швабру. Так и быть — покажу тебе, как мыть пол чистой тряпкой. И сам мою, показываю, делаю с ними то, что они, просто не увидели. Давай, сейчас все получится, говорю я им, и мы вместе отмываем раковину в кухне, или пылесосим пол. Они видят, что они не оставлены с трудностью наедине. У нас правило: о ЛЮБОМ, серьезном проступке, я должен знать первым. или мама (если меня нет))). Если пришел и сказал сам, хоть про плохую оценку, хоть про разбитую вазу — вопросов не будет. Будет анализ ситуации, вопрос, типа: помочь можем? Или сам справишься? И, если даже наша реакция — раздражение, мы просим нас понять. Ведь сложно обрадоваться, когда ты порвал однокласснику рюкзак. История была реальная. Мы поехали к мальчику домой, попросили прощения, взяли его порваный рюкзак, зашили вместе и отвезли назад.
      Иногда я объявляю такое правило, которое касается всех, «нарушаю» его сам, приседаю раз десять, получаю «амнистию», и становится понятно, что закон в доме касается каждого))) Было пару раз за шесть лет.
      А ещё, мы много вместе делаем разных штук: готовим, потом убираемся, вытачиваем-выпиливаем-выжигаем… Потом празднуем и вместе наслаждаемся результатами работы)))
      Так и живем.

      25 июля 2020
      • Елена

        Какие вы молодцы!!!

        26 июля 2020