Мама на час (часть третья)
Лети, мой мальчик, подумала я. Лети, как ни больно терять того, к кому привязалась. Ты не знал о тех чувствах, которые я испытываю к тебе, не видел, как я украдкой смотрю на твое смешное и сосредоточенное лицо
Часть 4. Мама на час (часть третья)
Читать все записи в блоге Катерины
Наконец обучение наставников подошло к концу, и мы с нетерпением ждали знакомства с нашими «младшими», которых нам должен был подобрать психолог в соответствии с нашими психологическими характеристиками.
Конечно, для меня это было странным: знакомство вслепую, но я думала, что, наверное, специалисту виднее.
К сожалению, я горько ошибалась.
Итак, мальчик 12 лет на фоне тех детей, которых я видела в интернате, был достаточно физически развит и в меру упитан (большинство деток там были совсем худенькие). Я принесла какие-то книжки и материал для поделок, пыталась завязать разговор, но наладить хотя бы минимальный контакт у меня не получилось.
Вместо разговоров и совместного изготовления поделок подросток начал хаотично бегать по комнате и стучать по предметам мебели игрушечным молотком. На разговоры про этот молоток и другие инструменты в его арсенале ребенок так же не велся. Тогда я развернула то, что принесла, и начала сама делать поделки, предполагая, что может быть тогда моя деятельность сможет его заинтересовать. Но нет.
Через какое-то время происходящим заинтересовались другие дети группы и присоединились к изготовлению поделок. А «мой» ребенок все так же носился по комнате с молотком, сколько я ни пыталась привлечь его к совместной деятельности.
На следующий день спросить, как прошло знакомство, мне позвонил наш куратор-психолог, и я сообщила ей, что никакого знакомства фактически не вышло. Она обещала поговорить с ребенком и выяснить причину его такого странного поведения, но в итоге оказалось, что мальчика госпитализировали в психиатрическую больницу, так как воспитатели и учителя в течение недели жаловались на его неадекватное поведение в группе и на уроках.
В психиатрическую больницу кладут на несколько месяцев.
Что я почувствовала тогда? Боль, тоску, полное разочарование. Столько было надежд, такие радужные мечты и планы, столько времени потрачено и все зря?
Почему из группы в 8 мальчишек психолог выбрала для меня того самого мальчика, с которым вообще никакого контакта не получилось, в то время как все остальные с удовольствием стремились к общению и совместному творчеству? Что за психологические характеристики такие у меня?
Так как я уже познакомилась с ребенком, то другого в этом интернате мне было взять уже нельзя. Но психолог сказала, что я могу ходить на группу, пока мой мальчик не вернется, а когда он вернется из больницы, мы попробуем наладить контакт снова.
Так я стала воскресной «мамой на час» для группы из восьми мальчишек.
Каждую неделю я генерировала и осуществляла какую-то новую идею активности. В основном мы занимались простыми поделками из бумаги, ниток, пластилина и тому подобного. Участвовать я никого не заставляла, но материалы приносила на всех.
И все участвовали в меру своих возможностей.
Один мальчик, совсем маленький и худенький, очень плохо управлялся с материалами и многое не мог понять с первого раза, тем не менее, он всегда был рядом, а когда выпадала возможность — подбирался как можно ближе ко мне и заползал на колени.
По большому счету ему было абсолютно все равно, чем заниматься – он отчаянно нуждался в тепле, ласке, заботе взрослого, пускай и не своего, а хотя бы общественного. А однажды, когда я показывала детям книжку о строении тела человека, он сидя у меня на коленях произнес: «Мам, а я боюсь».
Да, эти дети называют «мамами» не только воспитательниц. Мама – это почти любая тетя, проявившая мало – мальский интерес… И сколько не говори, а все равно по итогу невзначай обронят: «Мама!»
Уже в один из первых моих визитов на группу я заприметила одного из ребят. Его звали Леша, и ему было то ли 8, то ли 9. Он резко отличался от остальных. Напоминаю, что это был интернат для детей с умственной отсталостью, многие воспитанники здесь даже более старшего возраста с трудом управлялись с ножницами, хотя и очень старались.
А Леша прекрасно выполнял инструкции и с азартом принимался за новые и новые поделки. Ему все было легко, все спорилось в его руках. Мне кажется, и сам он замечал, что отличается от остальных…
«Что он здесь делает? — подумала я. — Господи, да это же абсолютно интеллектуально сохранный ребенок!»
Кто-то когда-то поставил на нем штамп умственной отсталости, и теперь он здесь, чтобы после окончания интерната стать маляром, помощником повара или озеленителем?
Сколько их таких абсолютно нормальных мальчиков и девочек, обучающихся по программам 8-го вида и даже не знающих, что тому, что они проходят в пятом классе, дети за забором учатся во втором?
Незнающих до поры до времени, что мечтать о том, чтобы стать врачом, полицейским, архитектором или учителем для них просто смешно, ведь с аттестатом их школы путь в эти профессии закрыт навсегда.
А ведь никто им об этом не расскажет. Сейчас много фильмов об этом снято, прекрасный фильм «Мама я убью тебя», к примеру, но в 2009-м для меня такие открытия были впервые…
И вот тогда я поняла, нет даже прочувствовала, что больше, чем понять: ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕТ РОДИТЕЛЕЙ, ТО ТЫ – НИКТО!
Никто не заступится, не станет обивать пороги, кланяться в ноги, умолять, угрожать, биться за тебя всеми правдами и неправдами. Ты – никто, статистическая погрешность, которой можно пренебречь…
И все же везде и всегда бывают исключения. Мне довелось присутствовать на последнем звонке в этом интернате. Его директор с удовольствием приглашал волонтеров в зрители на такие мероприятия, очень располагающий такой к себе мужчина средних лет.
Всем вручали аттестаты. А одному мальчику вручили особый. Нет, совсем не отличный, не красный, с тройками. Чем же он так хорош, спросите вы?
Тем, что это был аттестат обычной общеобразовательной школы. Здесь, в интернате 8-го вида мальчика УВИДЕЛИ. Пацана, который поначалу, по рассказу директора, пару раз сбегал из интерната, а на уроках вообще ничего не делал.
Учителя и воспитатели смогли разглядеть за этим протестным поведением паренька сохранный интеллект, а директор добился снятия диагноза и перевода мальчика в обычную школу.
Когда я это слушала, из глаз потекли слезы. Изменить хотя бы одну жизнь – мало ли это? Много ли?
Изменить одну жизнь – этот так мало и в то же время – так много….
«Мой» ребенок вернулся из больницы спустя несколько месяцев, но это принципиально ничего не поменяло. Я все так же ходила в группу, он иногда участвовал в совместной деятельности, но чаще присутствовал где-то поблизости. Положенного контакта так и не случилось.
«Мама на час» продолжалась до окончания учебного года.
И как раз в мае за Лешей пришли итальянцы. Я узнала это от него. Мы делали ракеты, и он сказал, что подарит свою поделку новым маме и папе из Италии и назовет ее в мамину честь…
Лети, мой мальчик, подумала я. Лети, как ни больно терять того, к кому привязалась. Ты не знал о тех чувствах, которые я испытываю к тебе, не видел, как я украдкой смотрю на твое смешное и сосредоточенное лицо.
Даже если бы тебя психолог выбрал мне в младшие, даже если бы каждое воскресенье мы ходили с тобой в парк, в музей и ели пирожные на улице, я бы не смогла дать тебе того, что даст настоящая мама, всамделишная семья.
Лети мой мальчик, чтобы быть счастливым… А мой час еще не пришел. Не смогу, не готова. Но где-то в будущем меня уже ждет другой мальчик, его найду я, а не психолог, я думаю, он будет похож на тебя, и, быть может, однажды подарит и мне ракету, и мы улетим с ним далеко-далеко в другую Галактику, где у каждого ребенка есть своя персональная МАМА.
Потому что наставничество, волонтерство – это конечно очень хорошо и полезно, но чтобы помочь ребенку на самом деле – нужно найти ему семью. Только в любящей семье жизнь сироты может измениться по-настоящему.
Так много и так мало – всего одна жизнь… Но ведь у каждого из нас жизнь всего одна, решайте сами – много это или мало.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Лёля К.
Потрясающая трогательная история!
Катерина
Спасибо за отзывы девушки)
Начала вести блог, потому что надеюсь, что это поможет изменить к лучшему хотя бы еще одну жизнь )
Natalie Bright
Спасибо, Екатерина.
Очень трогательный рассказ.
Отзывается тем, что я тоже езжу в детский дом волонтером, тоже понимаю, что хоть мы и больше общаемся с девочкой индивидуально, чем вы в группе с мальчиком Лёшей — все равно, каждому ребёнку нужна семья…
Но, хорошо, что вы были в жизни этих ребят, дарили тепло.
Елена Игнатовская
Какой проникновенный рассказ!!! Очень глубоко, очень трогательно написано.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.