Любимый. Часть 2 (ПМПК)
В течение первого месяца моей работы в Домике состоялся первый ПМПК (Психолого-медико-педагогический консилиум) по выводу детей из дома ребенка с моим участием
Фото — su22.mintrudrb.ru
Часть 13. Любимый. Часть 2 (ПМПК)
Читать все записи в блоге Катерины
Это мероприятие происходило для постановки окончательных диагнозов перед переводом подросших ребят в другие учреждения, и в нем обязательно участвовали приезжающие для оценки детей психиатры. Они-то и должны были решить дальнейшую судьбу «выпускников».
Именно на подобных комиссиях дети получают или не получают психиатрические диагнозы: умственная отсталость. Для ребят без инвалидности такая комиссия проводилась до достижения 3-х лет, а для инвалидов – до достижения 4-х. Соответственно, дети без инвалидности должны были покинуть учреждение в 3 года, а с инвалидностью – в 4.
На деле оказывалось так, что сохранные дети прощались с Домиком вовремя, а вот самые тяжелые паллиативные инвалиды могли ждать путевки в новое учреждение месяцами после обозначенной даты, потому что мест в учреждениях для тяжелых детей не было.
Часто читаю посты кандидатов в приемные родители, и прямо режет глаза: Детей нет.
Ну да, конечно, нет… Их так много, что некуда девать. Не кривите душой – дети есть, только это не те дети, о которых вы мечтаете…
Наверняка каждый, из читающих эту запись, сдавал экзамены. В школе, в институте. Лично мне после окончания института лет 10 периодически снился кошмар – что я отвечаю экзаменатору билеты или только готовлюсь пойти сдавать какой-нибудь предмет. Бррр… Давно не снилось, и слава Богу!!!
Вы заходите в дверь аудитории, а в груди сжимается сердце или бешено стучит.. И кажется, вот сейчас, в эту самую минуту решается моя судьба – какой билет вытяну? Смогу ли ответить?
Ну а если честно. Так ли уж важны эти экзамены? Ну вот вы получили 2 – обидно, но можно же пойти на пересдачу. Ну вот ваш ребенок не набрал нужные баллы ЕГЭ для поступления. Но разве это конец света? Пройдет год, и он сможет улучшить свои баллы, если захочет…
Однако есть такие экзамены, которые реально определяют будущее, и результаты которых могут полностью перечеркнуть жизнь. И эти экзамены сдают совсем маленькие дети, даже не способные понять еще саму суть слова: экзамен.
В ординаторской сидит комиссия – тройка приглашенных психиатров, врачи дома ребенка (педиатр и невролог), психолог учреждения и логопед. Посередине крошечный детский столик и два стула. Рядом ящик с детскими игрушками.
По очереди заводят «аттестуемых» детей. Перед знакомством с ребенком для начала зачитывают диагнозы, выставленные за период пребывания воспитанника в учреждении, а следом – характеристики педагога, логопеда и психолога. В этих характеристиках перечисляются достижения ребенка. Что-то вроде: ест ложкой, пьет из чашки самостоятельно или с помощью взрослого, частично одевается-раздевается и т.п.
Наконец приглашают ребенка и усаживают за маленький столик. (Тяжелых лежачих инвалидов, конечно, никуда не усаживают – их осматривают в собственных кроватях).
Фото — su22.mintrudrb.ru
Напротив садится логопед и пытается продемонстрировать, чему смог научить ребенка: разобрать и собрать пирамидку, поместить ведерки разного размера одно в другое, сопоставить цвета по подобию, заполнить фигурами пустые окошки, вставить одну в другую матрешки, собрать воедино разрезанную надвое картинку (непосильная задача для большинства воспитанников), находить животных на картинках и пытаться вызвать звукоподражание «гав-гав», «му-му»…
В идеале, конечно, поприветствовать комиссию и помахать «пока-пока», а уж сказать пару слов – высший пилотаж, недоступный практически никому из наших выпускников.
Что до полноценной речи – так я уже писала, что за 4 с половиной года моей работы полноценно говорящего ребенка я видела лишь одного, и он попал из семьи, пробыл совсем немного и был принят в семью. Такие дети в системе не задерживаются.
Затем по совокупности увиденного и услышанного психиатры выносят свой вердикт словно на судебном процессе:
— задержка психоречевого развития
— умственная отсталость легкой степени
— умственная отсталость средней степени
— тяжелая умственная отсталость
Задержка – значит, ребенок будет обучаться в школе по нормальной программе.
Умственная отсталость легкая грозит особой школой 8-го вида, о которой я рассказывала в своей заметке «мМама на час»
А умственная отсталость средней и тяжелой степени грозит ее обладателю пожизненным содержанием в психоневрологическом интернате
Надо ли говорить, что задержку получали единицы, на легкую умственную отсталость надо было изрядно постараться, а основными диагнозами, которые выставлялись, были средняя и тяжелая умственная отсталость.
Ни один ребенок с синдромом Дауна не получил диагноза выше чем «средняя умственная отсталость» — в лучшем случае они могли разобрать и собрать пирамидку без учета величины колец, и путем множественных проб и ошибок собрать один в другое ведерки и формочки…
Но обиднее всего было за детей, которые, со слов логопеда, выполняли аналогичные задания до этого, но в присутствии комиссии абсолютно терялись. А как тут не потеряться? Маленького ребенка приводят в незнакомое помещение, где на него смотрят множество глаз, из которых часть он видит впервые.
Но для психиатров это ничего не значило. В отличие от персонала Домика они видели ребенка первый и последний раз в жизни. И у меня сложилось неприятное впечатление, что для них все эти ПМПК — настолько рутинная процедура, что порядком успела надоесть, и все их мысли направлены на то время, когда можно будет поскорее уехать домой.
Тогда после первого ПМПК логопед курируемой мной группы была очень расстроена за одного из мальчиков. Он совсем недавно вернулся из стационара, и тут ПМПК.
Я видела паренька всего пару дней и ничего не могла сказать по его развитию. Но логопед сказала, что психиатр могла бы дать шанс парню и поставить легкую умственную отсталость вместо средней. Логопед пыталась замолвить за ребенка словечко, но психиатр была непреклонна.
Потом этот случай долго не выходил из головы. Ведь в доме ребенка у меня появился свой любимец…
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Екатерина
Вы знаете Катерина, я соглашусь с вами по поводу экзамена. Да, это экзамен, но не только для ребенка, а в значительной степени для взрослых, прежде всего работников Домика. Взрослые, как часто это бывает, его не выдерживают. А ребенок, если ему по Судьбе положено, получит второй шанс. Да, сложившаяся система во многом безчеловечна. Да, взрослые сплошь и рядом таковыми считаются по паспорту, а ум-разум там и не ночевали. И это не здорово. Надо много знать и уметь, чтобы в этой системе работать с пользой. Это случается крайне редко. Тем не менее, случается.
Анна Левински
Очень грустно,что человеческое безразличие вершит судьбы!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.