Как выманить улитку, или В начале было: «Нет»!

1
979
3

Как у нас появилась Лера, девятый приемный ребенок, и другие наши новости. А дети-то растут…

Часть 16. Как выманить улитку, или В начале было: «Нет»!

Читать все записи в блоге Ивана Заборовского

Мои записи – это не столько хроники наших событий, сколько, как я их называю, «Дневник многодетного отца».

На просторах медиа-мира отцы не часто высказываются. Видны записи педагогов, мам, бабушек. Людей с безусловно важным опытом.

Но, как мне кажется, мужчины, в силу их немногословия или же понимания, что лучше сделать, чем рассказать – нечастые гости среди делящихся мнением родителей. Поэтому я хочу пробовать, хоть немного выразить то, что чувствуют отцы.

Этой весной наш старший из приемных нас приятно порадовал. Денису год назад исполнилось 18, он учится в техникуме, входит в тройку лучших студентов группы. Серьезный до невозможности парень)) Так вот, он взял нашу фамилию и мое отчество.

Никита и Сережка тоже планируют так сделать по достижении восемнадцатилетия. Этим летом, в июле, уж девять лет, как мы вместе. Конечно это приятно, и даже нечто большее испытываем мы с любимой, когда слышим и видим такие решения наших парней.

Время идет, у нас конец весны, пора экзаменов и три (ТРИ!)) выпускницы девятого класса. Здесь два ключевых слова: «три», и «выпускниЦЫ». Это-таки вам девочки, а стало быть, в чем попало делать фото в альбом, идти на последний звонок, надевать какую попало ленточку и т.д. мы не станем.

Я промолчу о том, что выпускники  девятого класса в нашей семье уже третий год подряд, а впереди нас ждут еще два года с девятиклассниками, причем последний год будет торжественным аккордом — вновь из трех человек.

А все это еще означает, что у нас каждый год растет число студентов, людей, выезжающих на учебу в город. То есть, уже не просто деточек, передвигающихся пешком, от дома до школы, под контролем, а пользующихся общественным транспортом и вышедших на другой уровень ответственности (твердо уверенных в своей необычайной самостоятельности) подростков.

Здесь мы пользуемся тем самым «семейным брендом» — «приличная семья». Это значит (я писал об этом в какой-то из предыдущих моих историй), что отправляя кого-либо на выезд, включая и нас с моей любимой, мы просим помнить, что уходящий (покидающий пределы дома, на какое-то время) – человек из приличной семьи со всеми вытекающими последствиями. Иногда, по саркастическому смеху на выходе, можно понимать, планируется сегодня какой-нибудь «косяк» или нет.

В общем, у нас новый виток отношений, доверия друг к другу, и здесь опять больше вопросов, чем ответов, а ответы предстоит еще увидеть.

А еще у нас недавно появилась Лера. Девочка, которая переехала из предыдущей приемной семьи, где прожила три года, за которые родители, ранее лишенные прав, умерли, а последние полгода с опекунами, но они не разговаривали. Так получилось.

Мы не даем оценок, у нас нет возможности да и желания разбираться что там произошло. Мы имеем дело с тем, с чем мы имеем.

Классный ребенок, еще одна любимая, единственная и неповторимая дочь, доверившая себя нам. Надо отдать должное всем детям: они молодцы! Ведь без их письменного согласия мы не имели бы права взять в семью еще одного ребенка в семью.

После традиционного «нет», что неудивительно, нам было достаточно одного чаепития за тортиком, чтобы, обсудив ситуацию и цену, которую придется платить всем и каждому, таки решиться на этот шаг.

Парни потеснились, освободили комнату, девчонки поделились кроватью. Настроили комнату, ждем.

Пятнадцатое декабря. Мы приехали, познакомились, увидели и услышали друг друга. Семья увеличилась.


Смею заявить, что если до этого еще у меня оставались иллюзии по поводу адаптации, то в этот раз они закончились. Я верил еще, что адаптацию проходит вновь прибывший, а у остальных функция от наблюдения до пассивной помощи и поддержки.  А тут пришлось понять, что адаптация у нас всех, включая меня, который был твердо уверен, что видел уже все. Как у дерева, к которому привили новую веточку: без надреза и взаимоврастания не обойтись.

Новый характер, новые (незнакомые нам) обычаи и правила. Ну и наши традиции, к которым мы уже привыкли, наш семейный альянс, недавно созданный и устаканенный, для Леры оказался новым и совсем непривычным, частично неприемлемым.

Здесь понравились наши дети, которые с честью выдержали этот период. Не раз мы объясняли им, что нужно просто пережить те или иные моменты несхождения характеров, когда наша девушка, в силу своих привычек и подростковой необузданности, откровенно могла хамить.

Не раз напоминали о том, что они просто забыли уже, как «весело» было нам с ними пару лет назад. Мы однажды даже исполнились умиления и гордости, когда на какой-то Лерин «косяк» мы, не будучи участниками разговора, услышали за стенкой: «У нас в семье так не делают…». Улыбнулись между собой, ликуя внутренне, как тот кот Матроскин в знаменитом мультике: «Урраааа!!! Заработало!»

Ну и поняли, что очередную пару розовых очков по поводу своей опытности в воспитании детей пора складывать в ящик. Мы всегда говорим нашим детям и благодарим их за то, что они дают нам право на ошибку. Когда больше, когда меньше, но-таки дают.

Перед тем как Лере было приехать, да и при первой встрече с ней мы вновь говорили с ними о том, что можем и будем делать ошибки, как родители, ибо у нас до этого дня никогда не было девять детей, и мы не всегда будем знать, как поступать правильно.

Ребенок оказался у нас классный!  Это я о Лере. Это несмотря на полгода пройденного пути вместе, когда конфетно-букетный период у нас закончился гораздо быстрее, чем мы хотели.

Ведь она жила в своей предыдущей (на минуточку: второй после родителей)  семье одна. А тут мы такие, всей толпой… Поэтому мы по-первой увидели глухую оборону. Любое обращение – это сразу «нет». Мы опешили.

— Вставай, Солнце.

— Нет, буду спать до обеда, или как получится (через десять минут поднялась и пришла в кухню завтракать).

— Пошли кушать.

— Нет! (через пять минут пришла сама).

— Надо одеться теплее.

— Нет! (сходила один раз ненадолго, демонстративно одевшись легко, и этого было достаточно))

— Надо убираться в комнате, Лер.

— Нет! Мне бардак нравится. И вообще: это мой бардак…

Ну и многое в таком духе. Время идет. Прошли зимние каникулы, нам в школу. Причем в школу другую, нежели у всех. У девочки девятый класс, и менять условия на две оставшиеся четверти нецелесообразно, да и новая травма дитю не нужна. Ей, судя по ее бросаемым периодически фразам и откровениям, и без этого хватило в жизни. Как быть нам с этим «нет»? В конце концов, нашли выход: поговорили (посмеявшись).

— Леер…

— Что, пап?

Здесь я прервусь, чтобы рассказать о чуде: мы, в отношениях с ней, «мамой и папой» стали в первый же день. Это при том, что предыдущая семья называлась либо по именам, либо «опекуны». Еще первым же вечером, когда моя любимая занесла Лере постель, она, уходя, услышала: «Мам, а где полотенце взять?» (не факт, что полотенце, но все же). Обернулась к ней: «Я не ослышалась, ты сказала «мам?» «Ага, так и есть», — ответила Лера, и еще одна стеночка была преодолена. Я услышал эту историю с удивлением, восторгом и благодарностью Богу. Для нас был вопрос, как будет это, но такая степень доверия – это ценно! С утра и я уже был «пап».

— А у тебя «нет», которое ты произносишь при любой просьбе, это «нет?» или просто слово паразит?

— Нееет… — и рассмеялась сама.

В тот вечер мы много повспоминали ее «нетушек»,  посмеялись над ними, пришли к выводу, что без них было нельзя – они как кнопка звонка на входной двери, нажимая на которую, слышишь «нет», и узаконили их. Как? Да все просто: «нет» – возможно и должно быть первым в предложении. «Почему бы и нет»?)) То есть, конечно же, оно должно прозвучать, и мы его уважаем и понимаем, но после него ожидаем тот самый ответ, за которым пришли.

С тех пор мы его произносили много раз, и постепенно оно исчезло из нашего лексикона, потеряло силу. Даже если его и произносят, то уже больше с улыбкой, которая больше говорит о близких отношениях и доверии, нежели об отрицании.

Лера все уютнее и прочнее устраивается на своей полочке нашего семейного стеллажика. Она безумно увлечена лошадьми, а рядом с нашим домом есть конный клуб. Так она там пропадает, помогает и, конечно же, умеет управлять с лошадьми и верхом. Мы с детьми рты пооткрывали, когда увидели ее впервые, этой весной, когда она пустила лошадь рысью, а потом легким галопом. Тут авторитет в глазах семьи несомненно вырос)).

Конечно же, она нормальный пятнадцатилетний подросток, со всем комплектом этого возраста, но она и находится в таком «букете» красивых цветущих «кактусов» и прочих уникальных растений, где ей полегче «процветать», потому что атмосфера нашего дома позволяет каждому проявлять свой характер. Ведь именно проявленный характер позволяет потом понять, как с ним работать, доводить до необходимого уровня воспитанности и углублять эмоциональный интеллект (всем). Нам с моей любимой тоже))

Часто говорят, что сор из избы выносить не стоит. Мы пришли к выводу, что если его не выносить, то изба может стать мусоркой. А вот если выносить (просто на правильную помойку), и расставаться с ним, то в доме будет чистота и порядок.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

3 комментария
  • Наталья Маратова

    Согласна! Я тоже буду учиться у Вас мудрости.

    8 июля 2023
  • Елена Игнатовская

    Очень рада была увидеть продолжение Вашего блога. Честно признаюсь, ждала Ваших записей. Всегда читаю их с удовольствием, учусь у вас мудрости и умению терпеливо встраивать каждого нового ребёнка в свою семью. Спасибо за то, что продолжаете писать!

    24 июня 2023
  • ЕКАТЕРИНА

    Спасибо, что делитесь опытом

    22 июня 2023