Как стать хорошим взрослым
В 2013 году житель Пскова Даниил Новиков стал приемным отцом 12-летнего подростка, а также одним из первых блогеров и авторов статей сайта «Измени одну жизнь».
По просьбе сына в 2015 году Даниил приостановил ведение блога, но сейчас готов рассказать о том, что происходило за эти пять лет.
Читать все записи в блоге Даниила Новикова
Предыдущая часть – «Самый трудный год»
Часть 10. Как стать хорошим взрослым
Чтобы начать жить нормально, Игорю понадобилось 2 года. И еще один год, чтобы закрепить успех.
Сейчас моему сыну 20 лет, он зарабатывает больше меня, арендует квартиру в пригороде Таллинна, много читает, занимается спортом, и копит деньги на старт небольшого бизнеса.
Сейчас Игорь не просто личность, которой я доверяю. Теперь он человек, которым я горжусь. Очень горжусь и восхищаюсь его волей.
Но все это далось не сразу и непросто. В этой записи я расскажу о том, что происходило с Игорем с осени 2017 по осень 2020 года.
Столица и учеба
Общежитие Таллиннской Школы механики расположено по адресу Ластекоду-13. В переводе на русский язык это дословно «Детдомовская-13». Символично. Но главное не это. Главное – общежитие находится в старом районе Кесклинн, рядом с историческим Центральным рынком. Неподалеку – отели Хилтон, Свисс и аж два Рэдиссона. До Национального оперного театра – 15 минут пешком, до Ратушной площади – 20 минут.
Но оперный театр Игоря, конечно, не интересовал. Его привлекала яркая ночная жизнь Таллинна. Клубы, концерты новых российских исполнителей вроде Эндшпиля и Мияги, вписки и студенческие тусовки. «В пятницу столица веселицца» – вот это все. И не только по пятницам.
Поначалу учебе и веселью времени уделялось примерно поровну. Учиться было интересно, особенно на первом курсе – когда легко, и учителя стараются завоевать авторитет.
Но, как это часто бывает, лихие компании с иронией отзывались о тех, кто уделял много времени училищу, и шумно восхищались яркими сториз в Инстаграме о безбашенных тусах.
Этого всего следовало ожидать, и я мягко, но убедительно промывал Игорю жизненные ориентиры при каждом его визите в Тарту. А приезжал он поначалу часто.
Во-первых, потому что «учага» компенсировала проезд до дома и обратно раз в месяц. А во-вторых, в Тарту после семейного чаепития и обязательной повинности в виде прогулки с собакой было куда тоже рвануть в отрыв – на очередной «вписон» или ДР в клубе.
Учеба и деньги
Учебу можно было контролировать через электронный дневник только до совершеннолетия Игоря – то есть до конца первого курса. После 18 лет сын должен был бы дигитально подписать заявку о предоставлении мне доступа к дневнику, и, забегая вперед, он предсказуемо тянул с этой задачей, пока мне самому не надоело напоминать.
После Рождества преподаватели четко разделились на хороших, плохих и самую большую группу – очень плохих (то есть самых требовательных). Неуды и прогулы Игорь объяснял недопониманиями, забывчивостью преподов и мнимым отсутствием обратной связи. Так что уже к весне стало ясно, что без родительского контроля даже первый курс окончен не будет.
Более того, контроль помог бы семье сэкономить деньги, и не платить за общежитие – это если бы пропуски занятий не превышали критического минимума, 30%. А то и компенсировать расходы на питание – хорошистам и отличникам полагалась стипендия от минобра.
Впрочем, в ту пору Игорь скорее приносил деньги в семейный бюджет, чем отнимал – пока он учился, мы считались семьей с тремя детьми, что щедро поощрялось государством в виде различных выплат. Всего дополнительно выходило около 400 евро ежемесячно, и этого вполне хватало для того, чтобы не горевать о неполученной стипендии.
Деньги и документы
Однако студенту показано быть голодным, поэтому на руки еще не научившийся обращаться с деньгами Игорь получал суммы дозировано, раз в неделю. Постепенно я передавал ему часть компетенций – оплату счетов за связь, например.
Навыков для самостоятельной жизни большому ребенку, конечно, не хватало. А столица постоянно подбрасывала вызовы. Так, однажды Игоря не пустили на отплывающий в Стокгольм паром – студент попал под выборочную проверку документов, а загранпаспорта с собой не оказалось.
Сыну и в голову не пришло, что для поездки в Швецию неплохо бы захватить с собой такую книжечку. Игорю было очень обидно – он оказался единственным из своей компании в 8 человек, кому пришлось сойти с трапа на берег. Остановили за 10 метров до входа.
Были и истории с другими документами, банковскими картами и забытыми паролями от цифровой подписи. Апофеозом стал срок годности того же российского загранпаспорта – срок неотвратимо заканчивался, и я, как родитель несовершеннолетнего, мог бы сам заказать документ в консульстве РФ. Игорю нужно было только привезти мне старый паспорт и подписать заявление.
Я многократно напоминал сыну об этом до самого 18-летия, но без толку. В итоге Игорь почти на год остался без возможности посещать Россию. Я уже ничем помочь ему не мог, а для него самого визит в консульство еще долго оставался сложной логистической задачей.
Документы и работа
Первая сессия прошла благополучно. Игорь сдал все «хвосты» и был переведен на второй курс. 8 июня мы душевно отметили его совершеннолетие в Южной Эстонии, всей большой семьей – как раз и бабушка из Санкт-Петербурга приехала навестить внуков.
С приближением каникул выяснилось, что общежитие закрывается до сентября. Где жить летом? Конечно, у друга в Таллинне. Он футболист, ему оплачивают квартиру. Игорь убедил меня, что вариант надежный, а лето он полностью использует для зарабатывания денег.
Вариант оказался ненадежным – к другу то и дело приезжали родители, и тогда горемыке-Игорю приходилось ночевать в своей же общаге. Но по ценам хостела – в летний сезон администрация общежития зарабатывала на туристах.
А вот с работой все получилось как нельзя лучше – совершеннолетний житель Эстонии теперь мог трудиться полный день, и даже перерабатывать. Игорь устроился в общепит – крутил суши в качестве подменного повара в большой сети, поработал за лето во всех крупных торговых центрах Таллинна.
Когда я приезжал в столицу, то часто угощался роллами его производства – за полцены, и с усиленной начинкой. Игорь всегда старался положить мне побольше деликатесных ингредиентов.
Приятно было и то, что сын стал настоящим таллиннцем – ориентировался в городе он отлично. Если у меня был свободный час, то мы отправлялись погулять, и Игорь с увлечением показывал неочевидные достопримечательности вроде вида на залив с крыши Горхолла.
Забавно, что традиционные места притяжения туристов Игорь при этом не замечал. Только на втором курсе он узнал, что KUMU, главный эстонский художественный музей, был всего в 400 метрах от училища. Сходили с ним туда, Игорю понравилось.
Работа и долги
Осенью 2018 года Игорю пришлось все-таки уволиться. Работа мешала учебе, да и копить деньги, несмотря на хороший заработок, не получалось. То Игорь испортит оборудование и с зарплаты вычтут круглую сумму, то гульнет с друзьями так, что все деньги улетают неизвестно куда. Решили, что лучше пока по-старому: есть дешевое общежитие, небольшая финансовая поддержка из дома – и хватит.
Игорь стал реже приезжать в Тарту. В октябре, возможно, единственный раз за осень приехал – бежал за приболевшего меня 4-километровый найтран. А потом начались водительские курсы – сын решил получить права – и до Рождества мы почти не виделись.
Зимой мы много общались по телефону, но из этого общения было сложно понять, что происходит в Таллинне в действительности. Разговаривали о девушках, об отношениях. Каждый раз о разных – знакомства и компании менялись калейдоскопом. Как и устремления Игоря.
Вот он с гордостью сообщает, что откатал 10 вождений, и теперь может управлять авто со сторонним инструктором. Просит меня отметиться в авторегистре, мы колесим по вечернему Тарту с Игорем за рулем.
Утром он уезжает в Таллинн, забрав лыжи – ждет снега и жаждет тренироваться. Но в феврале автокурсы застопориваются на стадии экзаменов, а лыжи так и лежат в подвале без дела.
Единственное, что было стабильным – потребительские амбиции Игоря. Они возросли, и вскоре я узнал, что сын много брал в долг у друзей. Кроме того, у совершеннолетнего парня появилась возможность покупать электронику в кредит, и он этим пользовался. Платить по графику, однако, не торопился. Я все чаще слышал слова «ломбард» и «ставки на спорт».
Долги и окружение
Долги копились не только в евро, но и в учебных часах. Весной должна была начаться первая трудовая практика, но Игорь был уверен, что сможет «договориться» с работодателем – так, как это уже сделал один из его знакомых. Позже выяснится, что работодатель был родственником знакомого.
Все эти новые люди – беспорядочные, хаотичные карусели приятелей – были тем фактором, который отбросил Игоря на шаг назад. Мне было сложно разобраться кто есть кто – так часто люди менялись. Но и плохо говорить о тех, кого сын считал друзьями, я не хотел. Только оттолкнул бы.
В итоге Игорь так и не прошел практику, был пожизненно изгнан из общежития за конфликт с администратором и набрал такую кучу долгов, что теперь готовился работать все лето как пчела Майя. Правда, он сделал себе все-таки загранпаспорт, и перед началом трудового сезона совершил долгожданный визит «в Расеюшку», повидал всех друзей и был абсолютно счастлив этим.
На этот раз Игорь трудился на благоустройстве – стриг траву триммером и на тракторе. Оплачивается такая работа в Эстонии достойно, плюс свежий воздух, русскоязычный коллектив людей средних лет.
За лето Игорь очень изменился. Возможно, трудотерапия в очередной раз поставила мозги на место. А скорее всего и труд, и окружение, и собственная сила воли. В любом случае, к августу Игоря было уже не узнать.
По сравнению с весной появилась целеустремленность, желание избавиться от пут прошлого, новые интересы. Обо всем этом мы говорили в самом конце лета в безлюдных лесах центральной Финляндии.
У меня оставалась неделя отпуска, и я решил провести ее в формате «отец и сын». Мы сняли домик с сауной в такой глуши, куда я еще не забирался, приехали туда на машине, и неделю только и делали, что искали грибы, удили рыбу, и общались.
Окружение и образ жизни
Игорь к тому времени стал много читать. Невероятно много для человека, который к 19 годам прочитал только пару детских повестей по школьной программе. Игорь прочел Булгакова. Нет, не собрание сочинений, но огромную книгу с тремя романами, включая «Белую гвардию». Принялся за Чехова, потом за Конан-Дойля, проглотил всего Шерлока Холмса. Теперь подключился к Дюма.
На отпуске в Финляндии Игорь признался, что долгов в действительности у него больше – много больше, около тысячи евро. Так вышло, потому что два кредита на смартфоны уже дважды перепроданы между коллекторскими агентствами. Смартфоны же сданы в ломбард – весной компания Игоря была озабочена только тем, где достать побыстрее денег на травку. Поэтому финансовые схемы были наивны и просты. Общаться ни с кем из тех людей сын больше не желал – понял, что им манипулировали.
Мы подробно зафиксировали, кому и с какой скоростью отдавать долги. Расставили приоритеты. Решили, что за третий курс надо еще повоевать, а для этого требуется сдать практику. Я вышел на связь с училищем, и они готовы были помочь.
Но главное – в октябре 2019 года я сам перебрался в окрестности Таллинна и взял Игоря пожить некоторое время к себе. Мне предложили работать в системе Детских деревень SOS консультантом – моя давняя мечта – и эта работа неплохо оплачивалась. Хватало для жизни на два дома и частые поездки в Тарту.
Образ жизни и успех
«Служебную квартиру» я снял в городке Сауэ, тихом и мирном, но с хорошим транспортным сообщением – до Таллинна ходили свыше 40 электричек в день, путь до центра столицы занимал ровно полчаса. Игорю подходило идеально – до работы и учебы добираться максимум с одной пересадкой, а в Сауэ есть все необходимое, включая бассейн и молодежный центр.
Но совместить работу с училищем, к сожалению, так и не вышло. Фирма Игоря в декабре перешла на уборку снега и другие виды благоустройства, совершавшиеся в ночные часы. До самого апреля несчастный Игорь работал по ночам, а днем отсыпался. И вместе со снегом таяли и шансы на легализацию на третьем курсе.
К моей радости, растаяли и долги. Игорь выплатил все и всем и стал наравне со мной платить за аренду. Хотя к весне проживать ему со мной надоело, и сын переехал к коллеге – там и жилье было подешевле и поближе к работе. Игорь стал зарабатывать в плюс, и в мае даже выкупил у меня за 200 евро велосипед – чтобы ездить на работу.
У Игоря появилась цель на лето – проехать через всю страну на велосипеде и вести об этом видеоблог. Правда, в этом сезоне реализовать такой план не удалось. Как и закончить учебу в Школе механики – из училища Игорь все же ушел. Это было нелегкое решение, мы совещались всей семьей, но в итоге сочли, что так будет лучше.
Кажется, не прогадали. 2020 год стал годом триумфа для Игоря. Его переманили в конкурирующую фирму, когда проезжающий мимо начальник заметил, с каким удовольствием и усердием парень работает. Назначили бригадиром, подняли зарплату. В июле Игорь заработал почти полторы тысячи, чем очень гордился.
Успех и планы
Так появились первые накопления и планы о том, куда эти накопления инвестировать. Игорь хочет открыть свой бизнес – так же заниматься благоустройством, но как юрлицо и со своим оборудованием. А пока деньги копятся, я сам, порой, занимаю у Игоря. Он, кстати, помогает и своей кровной маме в России, перечисляет примерно по 100 евро в месяц.
Из последних достижений – Игорь записался на языковые курсы и учится там с удовольствием. Исправно посещает вечерние занятия, познакомился с новыми людьми. А еще мой сын открыл в себе кулинарные способности и готовит невероятной вкусноты суп – пока один и тот же, но рецепт каждый раз совершенствуется.
Важно – кулинарничает Игорь в отдельной квартире. С сентября Игорь сам арендует небольшое, но современное жилье в соседней волости.
Вот так пока получается. Может быть, мой сын и не самый лучший студент, но зато он работяга, романтик, любознательный и открытый парень. Он обожает спорт и мечтает вновь участвовать в больших соревнованиях. Он хороший старший брат – когда в Таллинн приезжают малыши, то гроздьями висят на нем, а Игорь и рад. Он хороший сын и хороший внук.
Вообще, наверное, главное то, что за эти 20 лет, из которых семь с половиной – мои годы родительства, вырастился и выпустился в жизнь хороший человек. А хороший человек, если задуматься, это не так уж и мало. Большая редкость в наши дни.
Игорь – хороший. Я его очень люблю и горжусь им. И он это знает.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Олеся
Одно из самых интересных повествований. Спасибо, что поделились подробностями и способами выхода из сложных ситуаций. Уверена, что описание подобного опыта многим поможет. Счастья вашей семье!
Olesya Astafeva
Какой сложный и мудрый путь отцовства! Не навредить критикой, советами… Очень радостная истрия. Игорь безмерно крут, такой молодой устойчивый мужчина. Желаю здоровья и удачи всем членам семьи!
Irina Sib
Очень порадовалась за вашу семью! С уважением,Ирина.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.